Программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
Программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что усложнившаяся финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг требуют повышения уровня финансовой грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что усложнившаяся финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг требуют повышения уровня финансовой грамотности. Данная программа элективного курса адресована учащимся 9 общеобразовательного класса вечерней (сменной) школы и направлена на формирование их финансовой грамотности средствами предмета математики.
Цель программы: способствовать формированию основ финансовой грамотности, развитию познавательной и социальной активности учащихся через решение учебных и прикладных задач финансовой и экономической направленности.
Задачи:
актуализировать ранее изученный и новый материал для обеспечения ученикам достаточно высокого уровня компетентности по этой теме;
сформировать умения производить математические вычисления, необходимые для применения в практической деятельности и для решения задач из смежных дисциплин;
прививать учащимся умения и навыки совершенствования финансовой грамотности;
Проблема и актуальность.
Разработка программы данного курса обусловлена тем, что обучающиеся плохо владеют базовыми знаниями и навыками (сравнение величин, вычисление средних значений, операции с дробями, решение задач на проценты, чтение «графиков» и диаграмм) и в силу возрастных, социальных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, дробях, об их роли в повседневной жизни. Текстовые задачи включены в КИМы, ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи вызывают затруднения у школьников и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с указанными понятиями в повседневной жизни.
Понимание названных понятий и умение производить расчеты необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы велико и затрагивает не только финансовую, но и демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемая программа поможет объединить разрозненные знания учащихся в целостную систему и направлена на формирование практических навыков учащихся и применения полученных знаний в реальности.
Для достижения целей курса предлагается следующие способы организации деятельности учащихся на различных уроках:
на уроках-лекциях учащиеся учатся конспектировать, анализировать возникновение новых методов решения задач;
на уроках- беседах совместными усилиями учителя и учащихся решаются ключевые задачи;
на уроках-практикумах учащиеся самостоятельно решают задачи, добиваясь тех или иных навыков, анализируют ошибки и пути их исправления;
на уроках-семинарах учащиеся рассказывают о проделанной работе, о решении каких-то задач из домашней работы, оценивают решения, оценивают свою деятельность.
Основными формами организации учебного процесса являются рассказ, беседа, семинар. Часть занятий отводится работе на компьютере (построение диаграмм, графиков, схем). Кроме того, при работе над определенными темами проводятся самостоятельные работы, тестирование, выполняются проекты.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.
На занятиях предусмотрено использование мультимедиа проектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора, где это целесообразно.
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны:
- оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
- оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
- оперировать на базовом уровне понятиями: биржевые операции, график изменения курса акций, покупка акций, продажа акций, прибыль, убыток;
- решать задачи на сложные проценты с помощью формулы n-го члена геометрической прогрессии;
- решать задачи на кредиты и депозиты с помощью формул сумм арифметической и геометрической прогрессий;
- решать задачи на выплаты по ипотечным кредитам, задачи о банковских вкладах, оплате труда, стоимости товара, цене товара на оптовом складе, бюджете семьи;
- решать задачи на нахождение наименьшей оплаты труда, связанное с оптимальным распределением работы между двумя предприятиями с помощью графика квадратичной функции;
- решать задачи на оптимизацию затрат с помощью составления линейных неравенств;
- решать задачи на банковские вклады и кредиты;
- решать задачи на расчет вероятности выигрыша в различных лотереях;
- решать задачи на оценку средних статистических значений величин (например, средней зарплаты в регионе или на предприятии);
- решать задачи на влияние процента брака на повышение себестоимости и цены изделия с помощью статистических расчетов, применять полученные знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом конкретных жизненных ситуаций.
Содержание программы
Тема 1. Заплати налоги и спи спокойно. Что надо знать о процентах. (6ч).
Устраняются проблемы в знаниях по решению основных задач на проценты: что такое налоги, проценты, как выразить число в процентах, как выразить проценты в десятичной дроби, нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное отношение двух чисел, изменение величины в процентах, проценты и теория вероятности.
Тема 2. Как вести семейный бюджет?Решение задач с помощью уравнений и неравенств. (3ч).
Сюжеты задач взяты из действительности: демография, экология, социологические опросы и т. д.
Тема 3. Выбирай свой банк. Задачи на процентный прирост и вычисление “простых и сложных процентов”. (5ч).
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов и т. д. Решение задач, связанных с банковскими расчётами.
Тема 4.Жизнь - это лотерея. Задачи по теории вероятностей
Тема 5. Финансово – экономические задачи на экзаменах. (5ч).Задачи, предлагаемые в КИМах на ГВЭ, ОГЭ.
Тема 6.
Графики, диаграммы, таблицы. (3ч).
Обобщение полученных знаний при решении задач экономического содержания. Чтение графиков, диаграмм, таблиц.
Тема 7.Что значит жить на проценты. (3ч).
Стратегия ликвидности, стратегия доходности, цепные вклады, государственные краткосрочные облигации.
Тема 8. Финансы в современном мире.
Прикладные задачи финансово – экономического содержания. Деловая игра “Проценты в современной жизни. Проценты в мире профессий”. (5ч).
Для обучающихся характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В игре сосредоточены творческие задания. Можно моделировать жизненные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг социальных проблем и отношений между людьми. Сориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме.
Формы контроля
Зачет по итогам освоения темы может проводиться в форме:
письменной контрольной работы;
самостоятельной работы;
тестирования;
творческой индивидуальной работы
По окончанию курса готовится и проводится деловая игра.
Учебный план элективного курса для учащихся 9классов
№
урока
Название темы
Всего
Форма контроля
Заплати налоги и спи спокойно. Что надо знать о процентах?
6
1
Вводный тест по теме «Проценты»
1
Тестирование.
2
Что надо знать о процентах?
1
Конспект.
3
Вычисление процентов по количеству, количества по процентам.
1
Конспект,
самостоятельная работа.
4
Сколько процентов составляет одно число от другого?
Изменение величины в процентах.
1
Конспект,
самостоятельная работа.
5
Проценты в стохастике
1
Творческая работа
6
Основные задачи на проценты.
1
Тест
Как вести семейный бюджет? Решение текстовых задач, задач с помощью уравнений и неравенств.
3
7
Стратегия решения расчётных задач с помощью уравнений.
1
Конспект.
8
Решение задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.
1
Конспект,
самостоятельная работа.
9
Решение задач с помощью уравнений и неравенств.
1
Самостоятельная работа.
Выбирай свой банк. Задачи на процентный прирост и вычисление “простых и сложных процентов”.
5
10
Прикладные задачи
1
Конспект.
11
Формулы простых и сложных процентов в задачах с финансово-экономическим содержанием
1
Конспект.
12
Распродажа. Тарифы. Штрафы.
1
Конспект.
13
Банковские операции. Голосование.
1
14
Задачи на процентный прирост и вычисление “сложных процентов”.
1
Самостоятельная работа, собеседование.
Жизнь – это лотерея. Задачи на расчет теории вероятностей
5
15
Равновероятностные возможности. Вероятность события
1
Конспект.
16
Число вариантов.
1
Конспект,
самостоятельная работа.
17
Вычисление вероятностей.
1
Конспект,
самостоятельная работа.
18
Вероятность вокруг нас.
1
Конспект
19
Статистика
1
Самостоятельная работа, собеседование.
Финансово – экономические задачи на экзаменах.
5
20
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Простые и сложные проценты.
1
Конспект.
21
Решение задач из КИМов ЕГЭ.
1
Конспект,
самостоятельная работа.
22
Решение экзаменационных задач «на проценты»
1
Конспект,
самостоятельная работа.
23
Решение экзаменационных задач «на проценты»
1
Самостоятельная работа
24
Решение экзаменационных задач «на проценты»
1
Тест
Графики, диаграммы, таблицы
3
25
Построение графиков зависимости по условиям задачи. Чтение «графиков»
1
Конспект.
26
Построение и чтение круговых и столбчатых диаграмм
1
Конспект,
самостоятельная работа.
27
Составление и использование таблиц в решении задач
1
Самостоятельная работа, собеседование.
Что значит жить на проценты?
3
28
Стратегия ликвидности, стратегия доходности, цепные вклады, государственные краткосрочные облигации.
1
Конспект.
29
Решение задач.
1
Конспект,
самостоятельная работа.
30
Что значит жить на проценты?
1
Творческая работа.
Финансы в современном мире.
5
31
Прикладные задачи финансово – экономического содержания
1
Исследовательская
работа в
малых группах
32
Прикладные задачи финансово – экономического содержания
1
Исследовательская
работа в
малых группах
33
Проценты в современной жизни. Проценты в мире профессий.
1
Защита исследовательского проекта, игра «Математик-бизнесмен»
34
1
35
Зачет
1
Тест
Литература
1. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. - М., 2009. [Электронный ресурс] // http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinasele-niyarf#_Toc2313584511.
2. Выбирая свой банк... / под ред. Н. Н. Думной и М. Б. Медведевой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. — (Популярные финансы).
3. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Заплати налоги и спи спокойно / под ред. Н. Н. Думной и Н. П. Мельниковой. - М.: Интеллект-Центр, 2010. — (Популярные финансы).
5. Как вести семейный бюджет / под ред. Н. Н. Думной и О. А. Рябовой. — М.: Интеллект-Центр, 2010. - (Популярные финансы).
6. Липсиц И. В., Рязанова О. И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
7.Муравин Г.К., Муравина О.В. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 9 класса