kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИИ (ДЕВОЧКИ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактической особенностью инновационных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИИ (ДЕВОЧКИ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ »



ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИИ (ДЕВОЧКИ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


Д.А. Горбачева, учитель технологии школы-гимназии № 17,

г. Актобе

Аннотация

Дидактической особенностью инновационных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.


Ключевые слова: прогрессивные формы и методы обучения, компьютерные технологии, проектные технологии, игровые технологии


Чтобы уметь учиться, надо знать, что значит учиться и как это делать. На каком уроке учащиеся приобретут эти знания? Из всех школьных предметов технология - это единственный учебный предмет, целиком основанный напреобразовательной предметно-практической деятельности самих обучающихся. Психологический механизм предметно-практической деятельности идеальным образом отвечает особенностям познавательной деятельности школьников в целом (которая находится у них в стадии формирования).

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность. Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.

Активные методы обучения на уроках технологии

1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.

Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:

  • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),

  • постановка проблемных вопросов,

  • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).

2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:

  • задания исследовательского характера,

  • задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,

  • имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,

  • обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

  • Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

  1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

  2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);

  3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;

  4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;

  5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

  • Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

  • Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “На балу у принцессы” и др.

  • Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

3. Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:

  • неигровые методы (имитационные упражнения),

  • проектные методы обучения,

  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,

  • интегрированные уроки,

  • интегрированные проекты,

  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

На первый взгляд для простого обывателя предмет технология и инновационные технологии понятия не совместимые. Казалось бы, что может быть общего между кулинарией и компьютером. Действительно, открыв учебник по технологии, ничего подобного мы там не обнаружим. Но это далеко не так.На наш взгляд, компьютер дает возможность любому учителю подготовиться к уроку начиная с планирования и конспектов уроков и заканчивая различным демонстрационным материалом, при этом используя как готовые мультимедиа библиотеки, так и при желании, создавая свои. Мысчитаем, что современное преподавание уже невозможно без применения информационных технологий, так как это привлекает учащихся в большей степени, чем обычный урок, помогает высвободить время для практики, делает урок ярким, наглядным, необычным. Поэтому с целью совершенствования методики преподавания нам пришлось познакомиться с прогрессивными формами и методами обучения для создания интегрированных уроков.

Изучив различную литературу, как в области трудового обучения, так и сфере информационных технологий для последующего применения полученных знаний в своей практической деятельности с целью расширения кругозора учащихся и повышения интереса к предмету технология,мы занимаемся разработкой методического материала, позволяющего использовать на своих уроках современные компьютерные технологии с использованием программ: PowerPoint, SuperTest, Publisher, Excel, AdobePhotoshop, MacromediaFlash, Вышивка крестом и другие. Зная о большой тяге детей к компьютерной технике, стараемся направить ее в нужное русло: учимдетей оформлять рецепты, составлять меню, кроссворды, работать с тестами и т.д.

Так как уроки технологии (девочки) проходят в мастерской, где установлен моноблок с подключением к интернету и установленными рабочими программами, то теоретическую часть, мы проводимс его применением для повышения интереса к изучаемым темам. В кабинетеимеются наглядные пособия, презентации, флеш-анимации, которые при использовании проектора проецируются на большой экран, а учащиеся, изучая уроки технологии, параллельно закрепляют практические навыки работы с компьютером: работают с тестами, оформляют рецепты, составляют меню и т.д.

Практическая часть, проходит стандартно в кабинете обработки пищевых продуктов, где учащиеся приобретают практические навыки приготовления пищи.

Работая по такой схеме, мы обратили внимание на повышение интереса учащихся к предмету технология, что не могло нас не порадовать. Поэтому мыпродолжаем свою работу в данном направлении.

Нами разработаны и апробированы разработки по разделу "Кулинария" для 5-6 классов:

  • тематические презентации,

  • кроссворды,

  • анимированные мультфильмы - «Молоко», «Техника безопасности в стихах»

  • тесты, которые являются итогом изучения каждой темы .

В стадии разработки находятся презентации и тесты по различным разделам и темам технологии.

В нашей школе широко применяются внеурочные формы занятости учащихся, направленные на эффективное решение поставленных задач:

  • Кружки: “Рукодельница”, “Тестопластика”, “Казахское декоративно-прикладное искусство»”.

  • Традиционная декада предметов художественно-эстетического цикла, включает следующие мероприятия: “А, ну-ка девочки”, “Кулинарный поединок”, “Мастер-визажист”.

  • Работа над социальными проектами. Социальное проектирование, которое являются одним из современных интенсивных методов социальной практики.

Социальное проектирование предоставляет учащимся возможность попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Работа над проектами позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности.

Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.

Проект, над которым в течение года работают учащиеся “Сеем разумное, доброе, вечное…” по оказанию шефской помощи детскому дому «Үміт», находящимся рядом со школой. Подготовлены конкурсная программа “В гости с Этикетом”, кукольный спектакль “В гостях у сказки”, учащиеся принимают участие в подготовке и проведении различных социальных акций.

Резюме

Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся. Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью. Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.


Список используемой литературы

1. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования. Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. -2003. - 84с.

2. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2003. - №2.

3. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия, - 2002.-480с

4. Марченко А.В. Важнейшая веха в реализации образовательной области «Технологии». // Школа и производство. -2000. -№7.

5.  Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000.

6. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. - 49с.

7. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.

8. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - М.: Издательство Вентана Граф, 1998. - 263c.

9.   Тарасова Е.И., Сомкина Т.И. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методика преподавания технологии» для студентов очного и заочного отделения специальности «Технология и предпринимательство». - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - 37 с.

10. Уваров С.Н., КунинаМ.В. Основы творческо - конструкторской деятельности. - М.: Академический Проект, 2005. - 80 с. - (Педагогические технологии).

11. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002г.

12.  Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к

перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. -1988-№1.

13. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

14. Концепция общего среднего образования. - М.: ВНИК "Школа", 1988.

15. Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в

школе. - Ярославль, 1994.

16.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989.

17. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

18. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.

19. Селевко Г.К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991.

20. Селевко Г.К, Тихомирова Н.К Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Ярославль, 1988, 1989.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Горбачева Дарья Анатольевна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Гендерное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании. "
    ["seo_title"] => string(135) "giendiernoie-obuchieniie-odin-iz-naibolieie-effiektivnykh-i-znachimykh-aspiektov-v-riealizatsii-kompietientnogho-podkhoda-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "118381"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413126453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства