kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика формирования самостоятельной творческой деятельности в условиях внеурочных занятий по технологии (девочки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«…Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты…»

Д.А. Медведев

Современные образовательные стандарты ставят перед учителем целый ряд задач, среди которых:

1) активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

2) умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

3) ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Это те компетенции, которые формируются на всех уроках учебного плана. Но особое место в их достижении занимает предмет «Технология», так как именно в его рамках как на уроках, так и во внеурочное время формируется связь теории и практики. Творчество — одна из форм самостоятельной деятельности человека, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

С другой стороны реалии современного общества таковы, что дети  11-15 лет имеют низкую мотивацию к учению и слаборазвитые навыки самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом перед учителем встает проблема:

низкая самостоятельность и мотивация детей при высоких требованиях стандарта основной  школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования самостоятельной творческой деятельности в условиях внеурочных занятий по технологии (девочки) »


Методика формирования самостоятельной творческой деятельности в условиях внеурочных занятий по технологии (девочки)





Караваева Наталья Аркадьевна, учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 49 Советского района города Нижнего Новгорода









2014

«…Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты…»

Д.А. Медведев

Современные образовательные стандарты ставят перед учителем целый ряд задач, среди которых:

1) активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

2) умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

3) ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Это те компетенции, которые формируются на всех уроках учебного плана. Но особое место в их достижении занимает предмет «Технология», так как именно в его рамках как на уроках, так и во внеурочное время формируется связь теории и практики. Творчество — одна из форм самостоятельной деятельности человека, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

С другой стороны реалии современного общества таковы, что дети 11-15 лет имеют низкую мотивацию к учению и слаборазвитые навыки самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом перед учителем встает проблема:

низкая самостоятельность и мотивация детей при высоких требованиях стандарта основной школы.

Решить возникшую проблему традиционными методами и приемами педагогической технологии достаточно сложно, так как они ориентированы на воспроизводящий характер обучения. А развитие самостоятельных творческих навыков требует формирование качественно иных компетенций учеников:

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

В своей деятельности я стараюсь решать данную проблему не только на уроках, но и на внеурочных занятиях. Причин здесь несколько:

  1. внеурочные занятия имеют более мобильные временные рамки;

  2. возможность работать в разных техниках;

При выстраивании работы с детьми по формированию самостоятельной творческой деятельности я опираюсь на педагогические принципы , сформулированные А.А. Гинном и созвучные сути творчества



ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, — свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

ФОРМУЛИРОВКА:
в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», — говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность».



ФОРМУЛИРОВКА:
освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

Работу по формированию навыков самостоятельной творческой деятельности я начинаю с 6 класса. В 5 классе мы знакомимся с ребятами, происходит первоначальное формирование метапредметного значения технологии, с помощью наблюдения я изучаю детей.

Многолетняя практика наблюдений и изучение литературы по возрастной психологии позволили мне сформулировать обобщенные выводы по возрастным особенностям детей:

Возрастная группа.

Психологические новообразования.

Ресурсы возраста.

Дефицитные качества.

5-7 класс.

Появляется чувство взрослости.

Роль родителей отодвигается на второй план.

Большое значение приобретают сверстники, общение с ними.

Формирование норм и способов общения с другими и самим собой.

Самооценка строится по внешним признакам сходства или различия с другими.

Появляется способность организовать свою деятельность самостоятельно, ориентируясь на чувства и интересы других людей.

Период организации самостоятельного труда.

Обострённая реакция на неуважительное отношение к себе.

Стремление быть таким же, как все.

Действия и оценки по шаблону, ведущие к потери индивидуальности.

8-9 класс.

Открытие своего Я, непосредственным образом связанное с построением жизненных планов, с профессиональным самоопределением.

Ребёнок становится очень чувствительным к проявлениям правильности во всём.

Появляется острая необходимость в творческом подходе к выполняемой работе.

Ориентация на идеал.


Ошибки выбора воспринимаются как катастрофы.

Эксперименты над собственным Я (прыжки с высоты, любые риски со своим телом).

10-11 класс.

Половое созревание и поиск половой идентичности.

Искание нового Я, основанного на сопоставлении различных мнений о себе.

Выработка жизненной позиции, неотделимой от мировоззрения личности.

Поиск своего места в жизни общества в целом.

Изменение временной перспективы связано с переходом сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль.

Появляется потребность в достижениях.

Неоднозначное восприятие временной перспективы.

Юношеский максимализм.

Стремление проверить все принципы морали, нежелание воспринимать их на веру.



Как мы видим, значение самостоятельной творческой деятельности именно на этапе 6-7 класса очень высоко, так как она имеет дальнейшее продолжение в 8-9, 10-11 классах (подчеркнуто).

В тоже время мы обнаруживаем и противоречия: Стремление быть таким же, как все, действия и оценки по шаблону, ведущие к потери индивидуальности.

Таким образом, роль учителя становится на качественно новый уровень, где его роль и ответственность огромны.

Один из подходов к организации учебно-творческой деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями школьников и требованиями окружающей действительности – это применение в обучении новых личностно - ориентированных педагогических технологий и материала, носящего для учащихся личностный смысл, способствующих развитию мотивов обучения. Использование метода проектов обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности. Как научить учащихся самостоятельной результативной творческой деятельности? Вопрос вопросов для современного учителя, который должен выпустить из школы личность, умеющую самостоятельно принимать, возможно, нестандартные решения, чтобы быть конкурентоспособной на рынке труда, самостоятельно добывать и правильно оценивать необходимую и личностно значимую информацию из огромного моря информации, окружающего нас. Способы организации продуктивной самостоятельной деятельности учащихся рождаются в процессе педагогического творчества и проверяются опытом каждодневного труда учителя. Творчество — это труд, который требует приложения усилий со стороны и учителя, и ученика. Создавая атмосферу творчества, необходимо:

• предложить учащимся условия для особой деятельности, требующей проявления самобытности и самостоятельности школьника;

• вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;

• обеспечить школьникам основные условия для результативной творческой деятельности;

• предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества.

Подготовить ребенка к творчеству в учебной работе, развивать его креативность (творческую одаренность) может только человек творческий, ищущий, способный к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагогическое творчество учителя начинается там, где учитель не удовлетворен результатами своего индивидуального труда, где он ищет пути увеличения эффективности и результативности своей педагогической деятельности.

Современное внеурочное занятие должно базироваться на:

• личности учителя, который умеет мастерски преподнести и донести до каждого ученика материал урока, делая его доступным и личностно значимым для ребенка;

• содержании творческого материала;

• методов и приемов обучения.

Результаты современной внеурочной деятельности:

• повышение уровня осмысления материала;

• формирует позитивное отношение к объекту творчества;

• формирует готовность не отвлекаться от объекта творчества.

• создание более дружественной, доброжелательной обстановки в классе;

Для повышения эффективности внеурочной работы учитель:

• планирует организацию рабочего пространства в кабинете;

• обеспечивает условие положительной взаимозависимости учащихся во время работы.

Увеличению эффективности педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся способствует применение интерактивных технологий, что приводит к параллельному восприятию информации, привычному для современного поколения школьников, воспитанного средствами массовой информации, а не последовательному изложению информации на уроке, как это было раньше.

Факторы, мешающие творческому мышлению:

– некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

– внешняя и внутренняя цензура

– ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

– желание найти ответ немедленно



В соответствии с принципами, описанными С.Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Караваева Наталья Аркадьевна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства