Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии»
Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии
Спориш Оксана Петровна,
учитель технологии
МБОУ «СОШ № 24 города Белово» Кемеровской области
Потребности современного общества диктуют определенные требования к выпускникам школы. Они должны обладать сформированной мотивацией к саморазвитию и самосовершенствованию, стремлением к самоопределению и самоутверждению.
На уроках технологии обучающиеся получают не просто важные практические навыки, у них развиваются социально значимые личностные качества, если педагог грамотно использует современные образовательные технологии, некоторые из которых в процессе моей педагогической деятельности прошли успешную апробацию.
В частности, способствует усилению эффективности обучения детей на уроках технологии личностно-ориентированное обучение (И. С. Якиманская).
Основное внимание направлено на личность ребенка, которая признается целостной и уникальной, стремящейся к полноценной реализации своих потенциальных способностей, открытой для инноваций, способной на адекватный и обоснованный выбор в складывающихся жизненных ситуациях.
В отличие от традиционной системы преподавания, основой которой является объяснение, личностно-ориентированная технология во главу угла ставит понимание и взаимопонимание, то есть понятия, возникающие при конструктивно организованном диалоге.
Если объяснение предполагает доминирование личности педагога, назидательный тон, «взгляд сверху», то понимание строится на принципах общения, равенства, взаимопонимания, сотрудничества.
Идея личностно-ориентированной технологии предполагает переход от традиционного объяснения к пониманию, от назидательного монолога к демократичному диалогу, от управления – к самоуправлению. Важным постулатом является творческое развитие детей в ситуации оказания им педагогической поддержки.
Целевые установки
Есть несколько ключевых целей, решаемых в ходе реализации личностно-ориентированного обучения:
полноценное развитие личности каждого обучающегося;
равноправие;
формирование и развитие навыков познания;
развитие творческих способностей.
Этапы личностно-ориентированного обучения
Формирование нового стиля взаимодействия «учитель – ученик», предполагающего переход от доминирования и командования к сотрудничеству. Процесс обучения строится на совместном решении проблем, ведении конструктивного диалога.
Определение ребенком с помощью учителя стоящих перед ним целей.
Подготовка педагога.
Деятельность педагога
На традиционно организованном уроке учитель постоянно занимает доминирующую позицию. Он объясняет новый материал, демонстрирует наглядные пособия, диктует, раскрывает понятия. В зависимости от формы и типа урока учитель показывает приемы работы, проверяет степень понимания и усвоения, оценивает.
На личностно-ориентированном уроке учитель так организует учебную деятельность, чтобы предоставить возможность обучающимся самостоятельно вести поиск. Учитель создает ситуацию успеха, грамотно формирует мотивы обучения, воодушевляя и поднимая авторитет каждого ребенка. Он своевременно приходит на помощь, сопереживает, объясняет сложные теоретические понятия, поощряет, заинтересовывает, вселяет уверенность.
Можно выделить несколько направлений в деятельности педагога.
Обращение к личному опыту обучающихся
Реализация происходит разными путями. Можно задавать прямые вопросы, уточняющие, как было выполнено определенное действие, почему именно этим способом. Возможна организация взаимопроверки с выслушиванием мнения каждого школьника. При обсуждении поставленной проблемы педагогу важно, выделяя правильные версии ответов, подвести всех обучающихся к верному решению.
Использование дидактического материала
Подготовка к урокам с элементами личностно-ориентированной технологии требует изучения педагогом различных информационных источников. Это позволяет усилить интерес обучающихся к учебному предмету, стимулировать их к решению проблемных заданий. У учителя появляется возможность предлагать различные задания, побуждая детей к самостоятельному выбору материала, отвечающего их предпочтениям. Деятельность на уроке по технологическим картам усиливает эффективность освоения последовательности действий.
Характер педагогического общения
В процессе учебной деятельности педагог практикует уважительное выслушивание ответов и мнений обучающихся, поддерживает в них уверенность в собственных силах. Он включает в деятельность на уроке каждого ребенка, поощряя активность и самостоятельность и оказывая своевременную помощь.
Практический опыт
Решение проблемных ситуаций позволяет обучающимся самостоятельно сделать важные выводы. Например, на уроках по раскрою изделия девочки осваивают навыки экономного раскладывания элементов выкройки, ориентируясь на изученные правила и особенности ткани.
Используется бригадная форма работы, в рамках которой каждому ребенку предоставляется возможность исполнения роли бригадира. Функциональные обязанности достаточно обширные: организация работы, соблюдение правил безопасной работы, контроль правильности выполнения технологических операций, организация уборки после завершения работы. В результате формируются такие личностные качества как коммуникабельность, инициативность, умение понимать других, ответственность.
При объяснении нового материала эффективной формой становится дискуссия, в ходе которой предоставляется возможность ответить на поставленный вопрос каждому, у кого возникает желание. Поскольку задача педагога – не критика, а внимательное выслушивание и направление процесса обсуждения в нужном направлении, то постепенно у детей формируются навыки публичного высказывания своего мнения.
В ходе практического выполнения изделий предлагается несколько вариантов, различающихся по сложности. Такой подход позволяет каждому обучающемуся сделать работу качественно и полностью, что значительно повышает самооценку и интерес.
Отмечается личностный рост каждого ребенка.
Уроки технологии, ориентированные на личностное развитие обучающихся, позволят им наряду с освоением нужных для будущего становления практических навыков, развить целый комплекс личностных качеств, которые послужат фундаментом для успешной социализации.