Работа ученицы 5 класса, под руководством педагога, Громак О.Д., представленная на межрайонной научно-практической конференции учащихся муниципальных образовательных учреждений "Школьная исследовательская инициатива" секция "Технологическая". Порядок содержания данной работы отличается от традиционного проекта по технологии тем, что здесь выделяются три основные части: вводная часть, основная часть и заключение, после которых следует список литературы и приложение сс всеми картинками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Громак Ольга Дмитриевна, учитель технологии МКОУ Заброденская СОШ
Калач, 2015г.
Содержание:
Введение.
Актуальность темы
Цель и задачи работы.
Методы исследования
Основная часть: «Весёлый зверинец», игрушки из помпонов
Составление схемы обдумывания.
Выявление основных параметров и ограничений.
Исследование традиций, истории тенденции.
Разработка идей и вариантов.
Выбор оптимального варианта.
Выбор оборудования, материалов, инструментов.
Правила техники безопасности.
Технология изготовления изделия.
Экономическое обоснование.
Экологическое обоснование.
Контроль качества.
3. Вывод.
4. Список используемой литературы.
5. Приложение.
1. Введение.
1. 1. Актуальность темы.
...Не запрещай себе творить, Пусть иногда выходит криво — Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить...
М. Цветаева
Я очень люблю заниматься рукоделием и считаю, что жизнь без увлечений не интересна. Мне нравится заниматься творчеством, на занятиях кружка по рукоделию мы знакомимся с основными приёмами вязания крючком, на спицах, учимся плести цветы и деревья из бисера. На уроках труда мы тоже знакомимся с различными видами рукоделия – это и вышивка, и лоскутное шитьё, и плетение макраме и поделки из шерстяных ниток.
Нам по технологии ещё в начале учебного года дали задание по проектированию. Я долго думала, какой технике рукоделия отдать предпочтение, и остановилась на поделках из помпонов.
Из помпонов можно сделать множество оригинальных вещей: например шарф или любую отделку одежды, игрушки, сувениры и многое другое. Пересмотрев множество литературы, я поняла, что хочу украсить свою комнату, попробовать себя в роли дизайнера.
1. 2. Цель работы:
Выполнить несколько симпатичных игрушек-зверушек из помпонов
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
Подобрать из различных вариантов игрушек в данной технике самые лучшие.
Научиться технике изготовления помпонов и оформлению работы.
Провести исследование по истории возникновения игрушек.
Попробовать себя в роли дизайнера своей комнаты.
1. 3. Методы исследования
- Методы практической деятельности (технология изготовления и оформления игрушек)
- Методы теоретического исследования (исследование истории возникновения игрушек и др.)
2. Основная часть: «Весёлый зверинец», игрушки из помпонов.
2. 1. Составление схемы обдумывания.
2. 2. Выявление основных параметров и ограничений.
Мои игрушки будут небольшого размера. Из них я составлю красивую композицию. Общий колорит работ должен быть яркий и красочный, так как они украсят полочку в детской комнате. Некоторые оттенки пряжи у меня уже есть, ведь я уже занималась вязанием, но кое - что придётся докупить.
2. 3.Исследование традиций, истории тенденции.
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, - из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Самые древние игрушки России датируются X-XV вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников... В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности. Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое значение – с ними не играют дети. Это игрушки - сувениры.
Древний Египет. Игрушка.
2. 4. Разработка идей и вариантов.
Вариант № 1
«Весёлый зверинец»
Вариант №2
«Мышки»
Вариант № 3
«Снеговички»
Вариант №4
«Пингвины»
2. 5. Выбор оптимального варианта.
Вариант №2 «Мышки». Мне нравится, но я хочу научиться делать разные игрушки, не только одних мышат.
Вариант №3 «Снеговички» и Вариант №4 «Пингвины». Я их сделаю попозже – к Новому году, чтобы создать себе новогоднее и праздничное настроение.
Я рассмотрела все варианты и выбрала оптимальный вариант № 1 «Весёлый зверинец», там будут разные игрушки: Мышка, Ёжик, Котята, Тигрёнок и Лисичка.
2. 6. Выбор оборудования, материалов, инструментов.
Инструменты и материалы для создания игрушек из помпонов просты и недороги.
Основные из них — картонные или пластиковые кольца и шерстяные или синтетические нитки.
Для моей работы мне потребовались:
пряжа разных оттенков (зелёная, голубая, коричневая, и др.)
крючки 1,5 – 2,5
игла ручная
нитки швейные
ножницы
ткань плотная
бусинки
клей «Титан»
набор «Глазки, носики»
кольца.
КольцаДля изготовления помпона используются два одинаковых по размеру кольца. Чаще всего кольца вырезают из картона. Более долговечные кольца можно сделать из гибкого пластика (из канцелярской папки). Вырежьте из выбранного материала два одинаковых круга, в середине вырежьте отверстие — получится кольцо. Величина помпона зависит от диаметра кольца, а чем больше внутреннее отверстие, тем больше вы сможете намотать ниток и тем плотнее получится помпон. Заготовьте несколько пар разных по диаметру колец для помпонов разной величины. В магазинах для рукоделия можно приобрести специальные приспособления для изготовления помпонов.
Нитки, пряжа Для работы можно использовать любые нитки, но лучше всего получаются помпоны из синтетических (акриловых) и шерстяных ниток. Помпоны из хлопчатобумажных ниток хуже: они тяжелые, плохо пушатся. При использовании жестких ниток плохо закрывается место перевязки помпона. Толщина ниток не сильно влияет на качество помпона, хотя сделанные из толстых ниток помпоны более рельефные, из тонких — пушистые.
Фетр Из фетра делаются ножки (подставки) для игрушек, иногда — туловища, головы, ушки и т. д. В магазинах для рукоделия продается фетр разной толщины и разных цветов. Можно использовать фетр от банных шапок или старых береток. При желании его легко покрасить специальными красками для шерсти, продающимися в хозяйственных или художественных магазинах. В случаях, когда требуется более тонкий материал, для работы подойдут нетканые тряпочки, которые продаются в хозяйственных магазинах. При необходимости их можно склеивать между собой в несколько слоев.
ШнурыЛапки и хвостики зверят легко изготавливать из цветных капроновых или хлопчатобумажных шнуров. Внутри они полые, поэтому, если от детали требуется жесткость, в шнур можно вставить проволоку. Концы капроновых шнуров лучше оплавлять, а концы хлопчатобумажных — смазывать клеем.
Игла или крючок При изготовлении помпона удобно наматывать нитки на кольца с помощью большой (штопальной) иглы или вязального крючка.
Ножницы и макетный ножИспользуйте при работе ножницы с острыми кончиками. Для кроя некоторых дополнительных деталей пригодятся ножницы зигзаг. Толстый фетр разрезать ножницами сложно, полезно приобрести для этой цели макетный нож.
Клей Для приклеивания к помпонам дополнительных деталей — глазок, ручек, ножек и т. п. — подойдет любой универсальный бесцветный клей, например «Титан».
Пластика Носики для игрушек удобно вылепливать из цветной пластики. Для получения нужного цвета пластику можно смешивать. Вылепите деталь в форме капельки, в острой части проделайте сквозную дырочку. За эту дырочку носик впоследствии будет крепиться к помпону.
Дополнительные материалыДля оформления поделок вам пригодятся готовые пластмассовые или стеклянные глазки для игрушек, бисер и бусины, разноцветные шелковые ленточки, кусочки капроновой сетки, кружево, кожзаменитель и т. д.
Бумага и карандаши Прежде, чем приступать к выполнению поделки, нарисуйте цветными карандашами небольшой эскиз. Так вы будете лучше представлять, сколько помпонов каких размеров нужно заготовить, какое понадобится количество фетра и т. д.
2.7. Правила техники безопасности.
Оборудование рабочего места и сан-гигиенические правила
Рабочее место для рукоделия должно быть хорошо освещено.
Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы детали работы оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
Вязание спицами и крючком должно быть отдыхом. Поэтому большое значение имеет выбор и подготовка рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.
Необходимо выбрать удобную позу, т.к. вязание спицами и крючком может занять довольно долгое время. Сидеть нужно свободно, прямо, корпус тела плотно прижат к спинке стула (или кресла), ноги стоят свободно и прямо.
Во время вязания спицами и крючком работу необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Если вам не комфортно данное расстояние, проверьте зрение и применяйте очки, т.к. вязание спицами и крючком - это, прежде всего, большая нагрузка для глаз.
Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи), фокусируйте взгляд «вдаль», лучше всего посмотрите в окно. Через каждый час в ходе вязания спицами и крючком делайте перерыв на 10 мин.
Свет должен быть ярким и падать слева.
Правила техники безопасности при работе с иголками и булавками.
Шить с наперстком.
Хранить иголки и булавки в игольнице, не оставлять их на рабочем месте, не брать в рот.
Не откусывать концы ниток зубами.
Не вкалывать иголки и булавки в одежду, не оставлять их в изделии после примерки.
Запрещается шить ржавой иглой.
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Хранить ножницы в определенном месте. (Коробке, футляре)
Передавать ножницы, кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия.
Не отвлекаться и не размахивать ножницами во время работы.
Не класть ножницы на край стола.
Ножницы должны лежать на рабочем столе с сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего.
Следить, чтобы ножницы были хорошо заточены и отрегулированы.
2. 8. Технология изготовления изделия.
Изготовление помпона
Для того чтобы выполнить помпон, приготовьте кольца, диаметром соответствующие желаемому диаметру помпона и выберите нитки нужного цвета. От плотности намотки зависит пышность помпона.
1. Сложите два кольца вместе и плотно обмотайте нитками с помощью иглы или крючка так, чтобы внутреннее отверстие оказалось полностью закрытым. Для быстроты можно наматывать нитки, сложенные в несколько раз.
Разрежьте нитки по внешнему краю колец кончиками ножниц.
Слегка раздвиньте кольца, проденьте между ними длинную нить и свяжите ею пучок ниток на кольцах.
Кольца удалите, подровняйте помпон ножницами.
Многоцветные помпоны
Помпоны можно делать многоцветными, причем порядок цветов в помпоне будет зависеть от последовательности намотки ниток на кольца.
Помпон из двух разноцветных половинокполучится, если намотать на одну половину колец нитки одного цвета, а на другую — нитки другого цвета.
Помпон из четырех разноцветных секторовполучится, если условно разделить кольца на четыре части и обмотать эти части нитками разных цветов.
Помпон с пятном другого цвета — это вариант помпона из двух разноцветных половинок. Чтобы выполнить его, намотайте на кольца сектор из ниток одного цвета. Далее ведите обмотку нитками другого цвета, наматывая их также поверх первоначального сектора.
Изготовление игрушек
Тигрёнок
Вам понадобятся: оранжевые, черные и кремовые нитки для помпонов (головы, мордочки и туловища); черный фетр для задних лапок; оранжевый нетканый материал для ушек; оранжевый шнур для передних лапок и хвоста; красная нитка для рта; пластмассовые глазки.
Сделайте полосатый помпон для головы тигра. Для этого наматывайте черные и оранжевые нитки на кольца послойно.
Сделайте помпон для туловища: примерно треть поверхности колец обмотайте кремовыми нитками, в остальной части чередуйте черные и оранжевые сектора.
Сделайте маленький помпон для мордочки: небольшой сектор обмотайте черными нитками, остальную площадь заполните кремовыми нитками.
Выкроите ушки и задние лапки.
Шнур разрежьте на две части: для передних лапок и хвоста. На концах шнура для лапок завяжите узелки. Оплавьте концы на огне или смажьте клеем. На шнур для хвоста красками нанесите черные полоски. Оплавьте или заклейте один конец. Внутрь можно вставить проволоку.
6. Соедините все детали, вклейте глазки. Рот вышейте красной ниткой.
Мышка
Вам понадобятся: серые и белые нитки для помпонов (туловища и мордочки); полоска кожи или фетра для хвостика; розовый нетканый материал для ушек; серый фетр для лапок; глазки из блистеров с белой подложкой; носик.
Сделайте большой серый помпон для туловища и маленький белый для мордочки.
Соедините помпоны между собой как можно плотнее, чтобы мордочка слегка выдавалась вперед.
Выкроите ушки и лапки. Сделайте хвостик из полоски кожи или фетра, «заострив» ее с одного конца.
Пришейте туловище к лапкам, вклейте хвостик, ушки, глазки, пришейте носик
Котёнок, Лисёнок, Ёжик, Мышонок и Кот выполняются таким же способом
Котёнок
Ёжик
Мышонок
Лисёнок
Кот
Вот сколько зверей живёт теперь у меня в комнате!
2.9. Экономическое обоснование.
В таблице я представила себестоимость моих игрушек с учётом того, что некоторые материалы у меня уже были. У меня была кое-какая пряжа, нитки швейные для соединения деталей работы, кусочки ткани, а также инструменты для вязания.
№ п/п
наименование используемых материалов
Цена (руб)
Расход материалов на изделие
Затраты на материалы (руб)
1
Клей «Титан»
70
10 мл
-
2
Пряжа белая
30
1/2 мотка
15
3
Пряжа серая
30
1 моток
30
4
Пряжа оранжевая
30
1/2 мотка
15
5
Глазки, носики
50
По 6 пар
70
Итого
130
2.10. Экологическое обоснование.
Моя работа экологически безопасная для окружающих и для меня; выполнена из экологически чистых материалов;
Работа не наносит ущерб природной среде;
Я старалась соблюдать рациональное и экономное расходование природных, материальных и топливно-энергетических ресурсов;
Прослеживается сохранение чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов.
2.11. Контроль качества.
Учитель рассказывал на уроках технологии об основных критериях проверки и оценки качества проекта. Я постараюсь быть самокритичной и прибегну к самоконтролю. Дам оценку своему проекту по следующему описанию: Проанализирую пункты проекта, мысленно прикину: всё ли из задуманного я сделала? – Я думаю, что да. Получился ли у меня проект? – Получился. Довольна ли я им? – да, довольна. Хочу ли я в нём что-нибудь исправить? – скорее всего, нет.
3. Вывод.
Мне понравилось работать над проектом, я научилась делать помпоны, узнала много нового и интересного. Сейчас у меня нет проблем, что подарить маме, сестре или подругам, такие игрушки нравятся всем. А в школе учитель похвалил меня за красивую и аккуратно выполненную работу.
4. Список используемой литературы.
«Игрушки из помпонов» Татьяна Галанова.
«Вязаные игрушки. Зверушки и фигурки амигуруми» Больгерт Нелли.
Выпуск газеты «Вязание: модно и просто» №2 2009.
«Чудесные фигурки из ниток» Майко Диан Босек. 2014г.