Эстетическое воспитание девочек на занятиях кружка "Конструирование и моделирование одежды"
Эстетическое воспитание девочек на занятиях кружка "Конструирование и моделирование одежды"
Большое внимание на занятиях кружка уделяю эстетическому воспитанию, так как оно предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса, творческих способностей, выработку умений ценить и создавать прекрасное. На занятиях для этого складываются благоприятные условия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание девочек на занятиях кружка "Конструирование и моделирование одежды"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Эстетическое воспитание девочек на занятиях кружка «КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ».
Учитель технологии
высшей категории:
Щерба Ирина Васильевна
Эстетическое воспитание девочек на занятиях кружка «Конструирование и моделирование одежды».
Одна из важнейших задач, которые стоят передо мной – это эстетическое воспитание девочек. Учебное время ограничено, поэтому я обращаюсь к кружковой работе.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Немалая роль в осуществлении этого мудрого чеховского афоризма принадлежит занятиям кружка.
Большое внимание на занятиях кружка уделяю эстетическому воспитанию, так как оно предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса, творческих способностей, выработку умений ценить и создавать прекрасное. На занятиях для этого складываются благоприятные условия.
Это особенно ясно понимаешь сегодня, когда выясняется, что переход к рыночным отношениям оказывается сопряженным с немалыми экономическими трудностями. То тем более важно учить девочек, будущих женщин, хозяек – культуре труда, культуре одежды, культуре питания, культуре поведения.
Важнейший эстетический аспект в том, что в результате его, происходит развитие природных сил ребенка, вне которых невозможно освоение эстетических элементов в действительности. В процессе у ребенка развивается мышление, воображение, способность к творчеству, совершенствуется зоркость глаза, восприятие звуков, чуткость осязания.
Требуется немалое усилие, чтобы обучающиеся на занятиях по труду работали не только руками, но и головой, да и чтобы душа их не бездействовала. Моя цель состоит в том, чтобы научить обучающихся чувствовать, понимать прекрасное и действовать с усвоенными понятиями.
Для более эффективного эстетического воспитания на занятиях кружка я предлагаю следующие рекомендации:
Развитие у обучающихся чувства красоты в труде целесообразно начинать с первых дней обучения детей труду в школе. Известно, что первые трудовые навыки отличаются устойчивостью и прочностью.
Девочки любовью и увлечением трудятся тогда, когда видят наглядно проявление своих сил. Именно такой труд носит в себе возможности для развития творчества. В процессе труда обучающиеся постигают такие эстетические требования вещей, как чистота оформления вещи, качество самой вещи; ее изящество. Труд, включающий в себя художественную обработку вещи, заставляет обучающихся любоваться результатами своей работы.
В процесс оформления и отделки вещей целесообразно предоставлять обучающимся некоторую самостоятельность. Девочки любят труд, требующий самостоятельности, догадки, изобретательности.
Поощрение за смелость в поисках новых форм, выражение художественного образа, проявление детской фантазии и изобретательности (похвала, демонстрация моделей, лучшие работы на выставку, грамота).
Постоянно приходится вести систематическую и целенаправленную работу по эстетическому воспитанию обучающихся, так как именно в школьные годы закладывается фундамент будущей личности, проявляются природные задатки, формируется характер, убеждения, взгляды на жизнь.
На протяжении многих лет, находясь в тесном контакте с обучающимися, появляются неисчерпанные возможности эстетического воздействия. И мера этого воздействия во многом зависит от культуры, такта, эрудиции, обаяния учителя. Их интересует, как одета, модно ли, жесты, мимика, речь, украшения, прическа и так далее.
На занятиях кружка девочкам объясняю, что эстетический вкус – это чувство меры, это умение правильно решать пропорции, находить цветовое сочетание, соотносить элементы костюма. Во всем должно быть чувство меры в моделировании, в выборе отделки, украшений, в сочетании цветовой гаммы.
При проведении кружковых занятий необходимо учитывать физиологические и психологические особенности обучающихся. Особенно требует внимания подростковый возраст.
Убеждаю девочек в необходимости вырабатывать правильную осанку, как можно раньше. Объясняю, что правильная осанка – красивая походка, непринужденность в движениях, уверенность в своих силах, выражение чувства достоинства, женственности.
Каждая девочка по таблице с типами осанки определяет свою фигуру, на основе этого я подсказываю, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями фигуры, путем использования элементов отделки и украшения.
Нередко обучающиеся склонны ко всякого рода излишним украшательствам в одежде, от чего теряется особенность формы модели. Часто приходится подчеркивать, что нельзя слепо следовать моде, надо выражать собственную индивидуальность. В оценку проектов изделий обучающихся вносится и эстетический критерий: кто сделал лучше, проявил больше творчества? Почему получилось красиво?
Периодически следует проводить обзорные лекции о направлении моды и ее цветовой гамме в текущем сезоне. Совместно с девочками готовим доклад «Эстетический вкус и чувство меры» или «Одеваться просто, изящно со вкусом – что это значит?» все это способствует эстетическому воспитанию девочек.
Пути и методы формирования эстетического воспитания девочек – подростков на занятиях кружка «Конструирование и моделирование одежды».
Эстетическое воспитание предполагает развитие у девочек художественного вкуса, творческих способностей, выработку умения понимать, ценить и создавать прекрасное. На занятиях кружка «Конструирование и моделирование одежды» для этого складываются благоприятные условия.
Чувствование и понимание человеком прекрасного возникло главным образом в процессе его трудовой деятельности. Чувствование и осознание труда, как чего-то возвышенного, прекрасного, с одной стороны, так же как и восприятие его как явление безобразного с другой, представляет собой различные стороны эстетического отношения к труду. Для того чтобы быть обучающим, воспитывающим, труд должен стать не только эффективным и производительным, нести в себе моральное удовлетворение, но и вызывать эстетические чувства, быть привлекательным. Без этого труд может превратиться в тягость и обузу.
В подростковом возрасте (10-14 лет) девочки уже могут сознательно оценить и сопоставлять прекрасное и уродливое. Уже на первых занятиях можно определить уровень эстетического развития девочек, так как он проявляется не только в трудовых приемах, организации рабочего места, но и в манере поведения, отношении друг к другу, во внешнем виде, умение носить одежду и так далее.
В зависимости от уровня эстетического развития не только отдельных девочек, но и всего коллектива в целом, необходимо ставить конкретные задачи повышение эстетической культуры, отбирая наиболее эффективные формы и методы воздействия на девочек. Любое изделие, изготавливают девочки на занятиях, пусть то будет передник для кухни или блузка, - все это важная часть комплекта, имеющего свое значение, свое художественное решение. Именно с этой точки зрения следует рассматривать любой предмет одежды.
Так, например, прежде чем приступить к занятиям по пошиву изделий, необходимо познакомить обучающихся с текстильными волокнами, обратить внимание на различные виды переплетений и отделки тканей. В качестве закрепления материала обучающихся оформляют коллекции образцов тканей. Воспитательная работа направляется на выработку умения использовать контрастные сочетания в расцветки тканей и выполнить сложную композицию. Это могут быть персонажи мультфильмов, сказок, фигуры животных и другие.
Прежде чем приступить к конструированию простейшего изделия – фартука, целесообразно предложить девочкам рассказать о его назначении и применении, затем предложить нарисовать эскиз своего фартука, нацеливая на творческое выполнение задания. Эскиз должен отвечать следующим требованиям: содержать все конструктивные элементы, иметь приятный внешний вид, соответствовать своему назначению. С большим интересом обсуждают девочки виды отделки. Учитель помогает им выбрать ее в соответствии с имеющейся тканью и намеченным фасоном.
Моделирование – область прикладного искусства, и каждый, кто им занимается, должен быть художником. Разумеется, подготовка может быть разная и нельзя от каждого требовать профессиональных знаний и навыков, но все, кто хотя бы в малой мере причастен к созданию новой одежды, должен развивать свой вкус, свое художественное чутье. Эстетический вкус – это чувство меры, это умение правильно решать пропорции, находить цветовые сочетания, соотносить элементы костюма.
Художественный вкус – неврожденное качество, которым обладают только избранные. Учитель и обучающиеся должны постоянно совершенствовать свои знания, расширять художественный кругозор, воспитывать в себе чувство прекрасного.
Программой предусмотрено изготовление поясной группы изделий, в частности юбки. Девочки с нетерпением ждут начало работы по этой теме. И надо суметь не погасить у них стремление сделать полезную вещь одновременно и красивой.
Альбом с моделями различных юбок помогает вызвать у девочек большой интерес к предстоящей работе. Девочки рассматривают модели, а учитель разъясняет им, что для шитья юбки используют х/б, льняные, шерстяные и шелковые ткани, а так же драповые и суконные. По расцветке и рисунку они могут быть однотонные и цветные; по фасону – прямые с вытачками, из клиньев, складку, сборку, на резинке, солнце-клеш и так далее. По назначению юбки подразделяются костюмные и одинокие. Покрой костюмной юбки должен соответствовать покрою жакета или жилета. Для изготовления летних юбок рекомендуется набивные ткани ярких расцветок, для зимних – более спокойные однотонные, в клетку, полоску. Из летних тканей шьют юбки расширенные, из плотных – прямые или слегка расклешенные.
Подбирая фасон юбки, непременно следует помнить, что он должен соответствовать фигуре человека: полным следует избегать юбок клеш, в сборку, в складку если даже это модно, - они зрительно полнят и укорачивают фигуру. Лучше шить юбку прямую, со складкой спереди или продольными разрезами. Худеньким девочкам больше подходят юбки клеш, из клиньев, со складками.
Девочкам необходимо объяснить, что только ансамбль в одежде, подчеркнуть, что правильно подобранные по цвету и размеру детали костюма радуют глаз, создают ощущение гармонии. К темно-синей юбке, например, подходит белая, голубая, серая, розовая, желтая блузка. С черной юбкой можно носить блузку любого цвета.
Для выполнения изделий рекомендуется использовать малонасыщенные светлые тона тканей, так чтобы сочетание отделок не создавало впечатления пестроты, воспринималось как закономерное и подчеркивало у девочек присущие им возрастные черты, как нежность и легкость движений. В старшей группе девочек больше внимания необходимо уделять учету индивидуальных особенностей, как при выполнении эскиза изделия, так и на этапе конструирования и моделирования, следует подчеркнуть, что моделирование одежды – одна из важных стадий швейного производства. Главным в решении эстетической задачи является силуэт, пространственная композиция элементов изделия, выбор ткани и цветовое решение.
Необходимо заметить, что сама по себе хорошая выразительная ткань, но примененная не по назначению, может свести на нет впечатление от одежды. Так, если для обычного фартука взять дорогой шелк или нарядную ткань с металлической нитью – люриксом, то художественная сторона костюма от этого никак не выигрывает.
Другой пример: некоторые девочки чрезмерно увлекаются яркими тканями, из которых шьют не только нарядную, но и повседневную одежду. Это тоже свидетельствует об отсутствии вкуса. Ведь в учебном заведении или на работе яркий наряд нередко мешает не только окружающим, но и самой его владелице. Резкие краски отвлекают от работы, мешают сосредоточиться, вносят неуместную пестроту в рабочую обстановку.
А вот во время летнего отдыха среди зелени, горячего песка, на солнечном зное яркие краски вполне уместны. Да и сама обстановка отдыха и радости от общения с природой, окружающий пейзаж – все это как бы призывает носить одежду легкую, свободную, спортивного покроя, выдержанную в полнокровных, звучных сочетаниях цвета.
Итак, тот, кто придумывает идею нового костюма, должен помнить о его назначении, сделать его к месту по материалу, покрою и цвету. Не менее важно и то, чтобы одежда была к лицу тому, кто ее носит. Выбор модели для определенного человека – процесс не механический, а творческий. При этом следует помнить, что костюм придется носить довольно длительное время, и то, что понравилось с первого взгляда, может потом наскучить.
Иногда можно слышать от девочек, перелистывающих журнал мод или смотря интернет, что нет ничего нового, ничего особенного. А часто ли в нашей одежде должно быть что-то особенное, резко бросающееся в глаза. Ведь большинством предметов одежды люди пользуются в повседневной обстановке, когда нет нужды привлекать к себе повышенное внимание. Создать костюм или платье на каждый день – задача не более легкая, чем придумать необычное нарядное платье.
Необходимо отметить, что эстетика одежды, ее элегантность не зависят от цены ткани. Один мудрец очень верно сказал о человеке, неправильно понимающем эстетическую выразительность костюма: «У него не было вкуса, поэтому он одевался богато». И действительно, часто можно заметить, сами по себе дорогие, интересные по фактуре и цвету, предметы одежды, будучи соединены бездушно, не образуют ансамбля, а лишь являют собой безвкусицу. И, наоборот, из самой простой ткани можно сделать одежду, соответствующую требованиям высокого вкуса. Показывая образцы ткани, следует убедить девочек в том, что одежду им нужно шить из дешевых тканей, так как их рост и фигура еще не сформировалась, и они быстро вырастают из своей одежды, а кроме того, в их возрасте не принято носить вещи из дорогих тканей.
Уместно так же подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить и внешний вид, и фигуру человека. Так, например, для полной и невысокой девочки нужно выбирать ткань с мелким рисунком (мелкие полоски, горошек, клетка, орнамент с продольным рисунком, вытянутым по длине ткани). И, наоборот, для высокой и худенькой фигуры лучше подойдут ткани светлых тонов. Подсказать, как добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями фигуры путем использования элементов отделки и украшений.
У каждого бывают в жизни торжественные моменты: праздники, посещения театра, концерта, торжественные встречи, выступления, знаменательные даты. В такие дни, конечно, хочется выглядеть нарядно, подчеркнуть одеждой праздничное настроение.
Выпускной бал. Школа, которая дала знания, подготовила к новой интересной жизни, богатой трудом, поисками и свершениями. В каком же наряде показаться в такой день перед школьными товарищами и учителями? Учитель здесь выступает в роли советчика и «художественного руководителя». Важно вовремя дать нужный совет, оказать помощь, разъяснить, что в первую очередь окружающие смотрят не на то, модна ли одежда, а на девочку, ее лицо, фигуру, манеры, любуются ее юностью. Надо внушать подросткам, что они неповторимы своей непосредственностью, поэтому не следует стремиться быть похожими на взрослых одеждой, обувью, манерами поведения. Девочка, которая одела немыслимые туфли на каблуке или платье из дорогой ткани, уже теряет свою неповторимую прелесть, выглядит неуклюже, даже карикатурно, сковано в движениях походка у нее становиться неуверенной и некрасивой, меняется осанка. Пусть платье будет легким, даже воздушным и не слишком сложным, чтобы подчеркнуть юный образ, грацию и нежность.
Беседы, сравнения с другой ученицей, более подтянутой, аккуратной, замечания на занятиях или похвала бывают иногда тем целительным бальзамом, который лечит от преждевременной взрослости, замкнутости или показной грубости, легкомыслия.
С развитием самосознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей, к их взаимоотношениям у подростков возникает желание найти свой идеал. Психологи отмечают, что нравственный идеал подростка – это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но и своеобразным критерием оценки действий и поведения окружающий, а также критерием самооценки, регулятором собственного поведения.
Учитель должен вести систематическую и целенаправленную работу по эстетическому воспитанию обучающихся, помня, что именно в школьные годы закладывается фундамент будущей личности, проявляются природные задатки, формируется характер и убеждения, взгляды на жизнь.
На протяжении нескольких лет учитель находится в тесном контакте с обучающимися. Отсюда и неисчерпаемые возможности эстетического воздействия. И мера этого воздействия во многом зависит от общей культуры, эрудиции, такта, обаяния самого учителя.