Элективный курс «Художественная роспись по стеклу»
Элективный курс «Художественная роспись по стеклу»
Настоящая программа предназначена для учащихся 8-11 классов. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в профессиональных учебных заведениях. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели курса:
подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Художественная роспись по стеклу» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №15»
предпрофильная и профильная подготовка школьников
Элективный курс
«Художественная роспись по стеклу»
Автор: Садырина Анна Михайловна
учитель технологии,
совмещение – педагог
дополнительного образования
2014 г.
«Художественная роспись по стеклу».
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Настоящая программа предназначена для учащихся 8-11 классов. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в профессиональных учебных заведениях. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели курса:
подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Достижение целей предполагает решения ряда задач:
формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремёсел в жизни общества;
привитие любви к традиционным народным видам искусства;
развитие художественных и творческих способностей у учащихся;
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
основные виды декоративно-прикладного искусства, относящиеся к художественной обработке материалов;
основные правила композиционного построения декоративных элементов росписи;
основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-прикладного характера и соотношение с формой изделия;
виды и простейшие приёмы росписи;
материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, зачётные уроки. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного характера. В процессе обучения используются технологические карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы изделий.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков проводятся выставки-ярмарки работ школьников, участие в конкурсах, защита проектов.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Лекции
Практика
1.
Вводное занятие.
1
-
2.
Основные законы и свойства композиций.
0,5
1
3.
Витражные техники. Обзор красок, материалов.
1
-
4.
Создание орнаментальной композиции по стеклу.
0,5
3,5
5.
Цветоведение.
1
1
6.
Роспись на плоском стекле витражными красками.
-
6
7.
Техника живописи по стеклу.
0,5
6
8.
Украшение предметов интерьера ажурным контуром.
0,5
4
9.
Декорирование изделий из стекла.
4
10.
Подведение итогов. Подготовка к выставке-ярмарке.
1
3
Итого:
34
Содержание программы
1.Вводное занятие (1 ч.)
История развития ремёсел, традиционные русские ремёсла. Художественные издания по технологиям художественной росписи по стеклу.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.
2.Основные законы и свойства композиций (1,5 ч.)
Понятие композиции. Характер композиции. Ритм орнамент.
Практическая работа: выполнение статичной, динамичной симметричной и ассиметричной композиции.
3. Витражные техники. Обзор красок, материалов (1ч.)
Техника нанесения заливки. Техника акварели. Цветовой переход для создания объёма.
Предупреждение и способы устранения дефектов.
4. Создание орнаментальной композиции по стеклу (4 ч.)
Виды и стили орнамента. Символика в орнаменте. Орнамент народов России: цветовые сочетания, характерные черты. Приёмы стилизации обычных форм (растительный и животный мир).
Практическая работа: выполнение зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; создание эскиза для своего изделия.
5. Цветоведение (2 ч.).
Хроматические и ахроматические цвета. Тёплые и холодные тона. Цветовой круг.
Цветовое сочетание. Правила и законы цветового круга.
Практическая работа: составление и разработка цветовых кругов; шкалы ахроматического цвета.
6. Роспись на плоском стекле витражными красками (6 ч.)
Практическая работа: подбор вариантов композиционного решения; глухая роспись с белой подкладкой: прорисовка контуром, заливка витражными красками. Выполнение самостоятельного авторского проекта.
7. Техника живописи по стеклу (4,5 ч.)
Безконтурная техника. Свободная роспись.
Практическая работа: художественные особенности выполнения свободной росписи по стеклу: выбор композиции, цветовая проработка рисунка.
8. Украшение предметов интерьера ажурным контуром (4,5 ч.)
Техника нанесения контура. Точечная цветная роспись.
Практическая работа: Декорирование цветной вазы или бутылки контуром
(по желанию и др. изделий из стекла: фоторамки, плафон)
9. Декорирование изделий из стекла (4 ч.)
Декупаж с элементами прорисовки. Обратный декупаж. Секреты использования фотографии. Закрепление работы.
Практическая работа: оформление изделий по выбору (ваза, тарелка)
10. Подведение итогов. Подготовка к выставке-ярмарке (3 ч.)
Анализ результатов работы и оценка качества выполнения творческого проекта. Защита проекта.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки «Город мастеров».
Рекомендуемая литература.
А. Гир, Б. Фристоун. Роспись по стеклу. 20 чудесных проектов в стиле модерн.
Из-во: Арт-родник, 2004г.
Д. Люцкевич. Роспись по стеклу. 8 эксклюзивных проектов. Из-во: Эксмо, 2007г.
Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1996г.