Знакомство учащихся коррекционной школы с русскими народными традициями.
Знакомство учащихся коррекционной школы с русскими народными традициями.
Воспитание призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только тогда, если он помогает ребенку познать себя, как личность, помогает становлению человека.
Народ всегда создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали, какие кружева вязали девушки!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство учащихся коррекционной школы с русскими народными традициями. »
Знакомство учащихся коррекционной школы с русскими народными традициями.
Воспитание призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только тогда, если он помогает ребенку познать себя, как личность, помогает становлению человека.
Народ всегда создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали, какие кружева вязали девушки!
Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных нарядах русского народа! Деревянная резьба всегда украшала деревенские дома - все это напоминало искусную вышивку. Поэтому, источники культуры, эстетического воспитания нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что народ искусно украшал орудия труда. Эти орудия должны быть не только удобны, но и красивы, чтобы радовать глаз, поднимали настроение. Украшали упряжь, сани, веретено, прялку, гребень и т. д. - все это носило характер массового, всемирного творчества.
У всех народов трудовое воспитание является важнейшей задачей педагогики. В процессе воспитания и обучения всегда придавалось большое значение использованию различных видов искусств: расписные матрешки, хохломская, гжельская роспись, жостковские подкосы. Вышивка бисером, стеклярусам - все это виды работ знакомы нашим детям.
В нашу школьную программу входит и вышивка, мережка, вязание, лоскутное шитье, мягкая игрушка, резьба по дереву.
Создавая адаптированную программу по швейному делу, мы старались отвести больше времени не прикладное искусство.
Прививая любовь к прекрасному знакомим детей с русскими традициями, обычаями, бытом русского народа. Русские традиционные праздники обогащают внутренний мир детей.
Уже семь лет мы проводим традиционные внеклассные мероприятия «Девичьи по лее дел ки». Г отовясь к «посиделкам» дети знают об истории русского костюма, головных уборах, убранствах русской избы, о традиционных христианских праздниках, забавах, игрушках, самобытном русском фольклоре.
В воспитательной работе по формированию взглядов и убеждений велика роль личности педагога, его взаимоотношения с детьми. Г отовясь к праздникам, работая над созданием русских национальных костюмов идет процесс эстетического восприятия через цветовую гамму, образность костюма, знакомство с бытом, жизнью определенного района России. Во время работы над костюмом идет воспитание творческого начала личности, инициативность отношения к делу, свободной импровизации.
Факультативная работа непосредственно связана с творческими процессами, где учащиеся с помощью учителя оформляют свои работы, подбирают цветовую гамму для оформления панно, игрушек, лоскутного шитья.
Подготовка к «Девичьим посиделкам» начинается за три, четыре месяца да наказа. Дети получают задания, готовят русские костюмы, разучивают народные песни, танцы, готовят оформление для зала. На празднике дети видят атмосферу старины, потому - что их окружают предметы того времени, о котором они рассказывают. На этих праздниках можно увидеть обряды, услышать песни различных жанров, частушки, познакомиться с русским переплясом, хороводами, играми.
Были проведены интересные фольклорные праздники:
«Россия - сердцу милая сторона» - фестиваль русской песни.
Цель праздника - помочь учащимся увидеть и услышать красоту исполнения русских народных песен танцев, познакомить с
разнообразием жанров и характерными чертами русского песенного творчества: правдивостью, поэтичностью, богатством мелодий, многообразием ритмов, ясностью и простотой формы. Народные песни являются основой русской музыкальной культуры и обладают большими потенциальными возможностями эстетического воздействия. В этом празднике участвовала вся школа. Каждому классу было дано задание, для импровизации и представление своей песни. Все участники были в русских народных костюмах различных губерний России.
Фестиваль открыли песней «Я люблю тебя Россия» - пели все участники и гости праздника. Это был гимн России. Каждый класс представил свою песню, которую инсценировал, прозвучали следующие песни «Как у наших у ворот», «Посею лебеду», «Коробейники» и другие. Для аккомпанемента подбирается соответствующий инструмент - это гармонь, балалаечники, школьный ансамбль русской песни «Колокольчик».
Интересно прошел «Праздник русского костюма», на котором были представлены народные костюмы различных губерний России, звучали песни, водили хороводы, прошла защита костюма. Разнообразие красок, самобытность русских традиций сделало праздник особенно красочным и запоминающимся.
Неделя «Русского фольклора» познакомила детей с разнообразием традиций и обычаем. Для каждой возрастной группы был подобран соответствующий материал. Дети знакомились с колыбельными песнями, обрядами, с русскими народными сказками, танцами, шутками, прибаутками, пословицами и поговорками. Все оформление соответствовало теме праздника. Разнообразие костюмов делало праздник очень красочным и веселым, все гости были тоже участниками.
Не менее интересным был месячник посвященный русским народным сказкам, потехам, играм. Дети всех классов были задействованы, они были участниками всех забав. Для этого готовили различное оборудование (лапту, веревки, мячи, оформление для сказок, костюмы). Многие игры дети перенесли в свои повседневные забавы.
В нашей школе большое внимание уделяется изготовлению различных поделок, проводятся выставки детского творчества, мы являемся постоянными участниками городской и областной выставок детского творчества - постоянно занимаем призовые места. Поэтому, решение провести праздник «Народные ремесла» возникло не случайно. Каждый класс приготовил свои поделки и познакомил всех с регионом России, где этот промысел живет до сих пор. Были представлены поделки из глины, тестопластика, природный материал, флористика, соломка, лоскутное шитье, роспись, вышивка, вязание, бисероплетение и другие виды рукоделия. Дети и взрослые гордились своим мастерством, умением представить все это богатство на суд зрителей. Переоценить важность воспитательного воздействия этого мероприятия, просто невозможно.
Интересно прошли Словенские праздники «Колядки», «Рождественские гадания», «Широкая масленица». Это были веселые зажигательные народные гулянья. Организация, дух мероприятия, атмосфера - все говорило о том времени, когда на Руси широко отмечались эти праздники. Наши дети много могут рассказать о традициях любого праздника, потому - что к нему готовится вся школа. Ребята ждут и любят эти мероприятия. Все это обогащает духовный мир ребенка.
Продолжение русских традиций мы видим на открытых уроках, где девочки проводят защиту творческих проектов посвященных темам: «Создание русского костюма», «Головные старославянские уборы», «Лоскутное шитье», «Бисероплетение», «Вышивка», «Аппликация», «Поделка оберегов».
Своим опытом делался с коллегами коррекционных школ города на спец семинарах, которые проводим в своей школе.
Наша работа не ограничивается только изучением старины. На уроках швейного дела знакомимся с современной модой, занимаемся моделированием и пошивом различных изделий. Являемся участниками школьного и городского конкурса «Золотые руки мастеров». Были призерами в номинации «Костюм», «Вязанные вещи». Все это идет через индивидуальную работу с учащимися. Стараемся приобщить их к различным областям культуры. Все это способствует формированию личности ребенка, корригирует недостатки, способствует социальной адаптации. Формирует речь, память, внимание. Дети с большим интересом ждут наших праздников, потому
что это эстетическое, познавательное зрелище для детей.