Цель:
актуализировать процесс самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;
- формирование осознанных представлений о мире труда;
- воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Оборудование: экран, проектор, презентация Power Point, карточки с заданиями капитанам команд,
Ход мероприятия:
Ведущие представляют команды и команды приветствуют друг друга. Капитаны объявляют названия команд.
Ведущие представляют состав жюри.
Ведущий: - Дорогие наши гости и ребята, прежде чем начать нашу викторину я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.
- Отдыхает электрик.
Дети: - Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т. д.
Ведущий: - Не вышла на работу портниха.
Дети: - Все люди останутся без одежды.
Ведущий: - Решил отдохнуть строитель.
Дети: - Не будет домов, и людям не где будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.
Ведущий: - Не вышел на работу повар.
Дети: - Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.
Ведущий: - Правильно ребята. Жизнь не возможна без труда.
Хором: - “Жизнь – это труд”.
Ведущий: - Мы говорили о труде взрослых людей. А как мы можем трудиться? Главный труд в школе – учеба, на уроках мы получаем знания, которые нам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию.
Сегодня участники викторины проявят себя как знатоки профессий, начальные навыки которых ребята получают на уроках технологии. Итак, мы начинаем викторину « По морям профессий»
1 конкурс
«РАЗМИНКА»
«Шесть Е». Во всех шести предложенных словах присутствует буква «Е». Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:
Первую «Е» снимают в ателье (мерки).
Е
Этот «Е» у столяра в столе (инструмент).
Е
Эта «Е» нужна везде: и в мастерской, и в ателье (творчество).
Е
Это “Е” стоит в цехе (инструмент).
Е
Этими “Е” занимаются модельеры (моделирование).
Е
Е
Этот “Е” из овощей на столе (винегрет).
2 конкурс
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ПРОФЕССИИ?»
К названию профессий подберите ее описание:
- Специалист по подготовке тканей для пошива
- ЗАКРОЙЩИК
- Выращивает и составляет композиции из цветов
- ЦВЕТОВОД
- Готовит сладкие изделия из муки с использованием других продуктов
- КОНДИТЕР
- Работает топором, строит дома
- ПЛОТНИК
- Обрабатывает металлы, используя ручные инструменты
- СЛЕСАРЬ
- Лечит детей и взрослых
- ВРАЧ
3 конкурс
«ВИКТОРИНА»
Каждой команде задаются вопросы, на которые достаточно ответить (да или нет)
Вопросы первой команде
“Верите ли вы, что…”:
- Первый проект швейной машины предложил Леонардо да Винчи? (да, в конце XV в.)
- Первые швейные машины по форме напоминали пистолет? (да, первые швейные машины напоминали по своей форме пистолет или оружейный приклад и снабжались самыми причудливыми украшениями, рисунками и резьбой).
- Существуют машины не только с ручным приводом, но и с ручным тормозом? (нет)
- Первый завод в России по выпуску швейных машин был основан в городе Подольске фирмой “Зингер”? (Да. В 1900 г.)
- Один изобретатель смог сконструировать деревянную швейную машину? (да, её сконструировал французский изобретатель Бартелеми Тимонье в конце XVIII в.).
Вопросы второй команде
“Верите ли вы, что…”:
- В первых моделях швейной машины использовались иглы кактуса, которые специально привозились из Африки? (нет, иглы для швейных машин всегда были металлическими).
- Существуют машины, которые шьют без ниток? ( да, это так называемые безниточные машины, которые соединяют ткань путем сварки. Такие машины могут не только «сшивать» химические материалы, но и изготавливать петли, выполнять отделку и «вышивку» изделий и т.д. С их помощью были изготовлены специальные жилеты для собак Белки и Стрелки, побывавших в космосе, а также одежда для космонавтов).
- Есть машины, управляемые не одной, а двумя ножными педалями?(да, такие машины используются на швейном производстве и имеют электрический привод.)
- Существует швейная машина, которая заменяет труд пяти портных? (да, в 1844-1845 гг создал Элиос Ход.)
- С помощью швейных машин можно пришивать даже пуговицы и крючки? (да)
4 конкурс
“ЧЬИХ РУК ТВОРЕНЬЕ?”
Необходимо назвать специалистов, которые участвовали в его создании: (фото).
Ответ:
- прядильщицы, ткачи, конструктор одежды, раскройщик, швея, утюжильщица…
- слесарь, деревообработчик, плотник…
- плотник, столяр…
- птичница, овощевод, повар – кондитер…
- цветовод – дизайнер…
5 конкурс
“БЛИЦТУРНИР”
Необходимо дополнить незаконченное словосочетание:
Ремень ___________кожанный, приводной, длинный ,короткий…
Игла ___________ швейная, ручная, металлическая, цыганская, длинная, маленькая….
Лопата _________ подгребная, штыковая, деревянная…
Станок _________револьверный, фрезерный, токарный…
Цветы ________ красивые, газонные, душистые, однолетние, многолетние…
Стол __________деревянный, учительский, компьютерный, большой…
игра-головоломка
“Мир профессий”
со всеми присутствующими в зале: на каждую букву слова подберите названия профессий и специальностей так, чтобы они не повторялись. (ПРОФЕССИЯ)
6 конкурс “АНАГРАММЫ”
- явше (швея)
- селрьас (слесарь)
- птлоикн (плотник)
- парв (повар)
- цвтдовое (цветовод)
- рендизйа (дизайнер)
Дополнительное задание командам: Какие ещё профессии вы знаете?
Подведение итогов и награждение победителей.