цель: пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям нашей страны;
научить изготавливать куклу - оберег;
развивать творческие способности учащихся.
Сегодня мир, в котором мы живем, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поиске цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Именно к таким ценностям и относится не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изготовление куклы - оберега»
«ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНО НИЧЕМУ НАУЧИТЬ, МОЖНО ТОЛЬКО ПОМОЧЬ ОТКРЫТЬ ЭТО В СЕБЕ САМОМ»ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
Обобщающий урок материаловедения в 5 классе
Учитель высшей квалификационной категории
Янпольская Галина Васильевна
Г Братск 2015 год
Цели и задачи урока:
обобщить знания учащихся по теме «Материаловедение»
пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны
научить изготавливать тряпичную куклу
Развивать творческие способности учащихся
“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ”
Это, конечно, сказка, но…
Именно с этих слов начинается урок.
Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли –Берегиня.Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Поскольку 5 класс - это еще по сутималенькиедети, изделием дляобобщающего урока ибылавыбрана тряпичная кукла
К данному уроку были подготовлены инструкционные карты
Последовательность изготовления куклы закрутки «Столбушка»
Последовательность
изготовления куклы
«Колокольчик»
Последовательность
изготовления куклы
«Кубышка – травница»
Учащиеся сами выбрали ту куклу, которую они хотели бы сделать.
(в отличие от кукол наших предков, на уроке были использованы и инструменты: не всегда удавалось ткани только разрывать, иногда крепить юбку приходилось тоже с помощью игл)
В процессе работы над куклами девочки вспомнили
правила безопасной работы
при использовании колюще-режущих инструментов:
Не шить на мягкой мебели
Не брать иголки или булавки в рот
Не закалывать иголки или булавки в одежду
Хранить иголки и булавки в игольнице
Знать количество иголок и булавок в игольнице
Хранить инструменты и приспособления в специально
отведённом для этого месте
Шить с напёрстком, чтобы избежать травмы пальца
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя
Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд
По окончании работы проверить количество иголок и булавок, их должно быть столько, сколько в начале работы
Убрать рабочее место
Было предложено ответить на вопросы:
Для работы понадобились лоскуты тканей - ситец, бязь
Из каких волокон получают эти ткани ?
(растительные волокна, волокна хлопка и льна)
При изготовлении туловища, головы и рук берется плотная ткань светлых оттенков (бежевая, розовая… ) или белая
- Рассмотрим переплетение этой ткани. Какое оно? (полотняное)
Как называется эта ткань по способу отделки? (отбеленная, гладкокрашеная)
Найдите в этой ткани направление нити основы (она не растягивается)
Найдите лицевую сторону ткани (можно найти по кромке, или за лицевую принимается та сторона, на которой меньше ворсинок и более четко просматривается рисунок переплетения)
Такую ткань еще называют двухстронней и в работе можно использовать обе её стороны
При изготовлении кукол дети работали увлеченно
При изготовлении одежды для куклы понадобилось как минимум два вида ткани
Какой способ окрашивания был использован для этих тканей?
(набивные ткани)
Какой рисунок на этих тканях? (флористический, геометрический)
Как определить лицевую сторону набивной ткани? (по четкости рисунка)
Подойдут ли для этой работы ткани с крупным рисунком?
(нет, потому, что детали мелкие и крупный
рисунок на них просто не будет просматриваться)
По окончании урока девочки продемонстрировали друг другу сделанных кукол и оценили их
Обобщили то, о чем шла речь на уроке:
Какие бывают волокна?
Что такое ткань и из каких нитей она состоит?
Как определить основную нить в ткани?
Каким видом переплетения чаще всего изготавливают
натуральные ткани из волокон растительного происхождения?
Как определить лицевую сторону ткани?
Виды отделки ткани:
По окраске (гладкокрашеные, набивные, пестротканыемеланжевые) По рисунку ( флористический, геометрический, анималистический, сюжетный, смешанный)
По окраске (гладкокрашеные, набивные, пестротканыемеланжевые)
По рисунку ( флористический, геометрический, анималистический, сюжетный, смешанный)
Познакомились с историей создания старинной русской игрушки – тряпичной куклы и научились делать кукол
А это чудо детки подарили мне уже на следующем уроке - маленькую кубышечку, которую они сделали дома самостоятельно.
Из чего я делаю вывод, что урок прошел не зря, кое – что дети запомнили и взяли себе в «копилку достижений».