Алдасугурова Нагима Сабыровна
учитель технологии Актюбинской области Айтекебийского района
п.Ушкатты.
Тема урока: Декоративно-прикладное искусство.
Канзаши. 10 кл.
Цели урока: познакомить учащихся с историей японского искусства оригами из ткани и вызвать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
Задачи
- научить технике выполнения основных способов скрепления лоскута,
- развить творческое мышление, эстетический вкус;
- воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства, самостоятельность, аккуратность, бережливость, усидчивость, ответственность за выполненную работу.
Наглядные пособия: иллюстрации, образцы основных способов скрепления, схемы скрепления, выставка работ учащихся, образцы работ в электронном виде, аудиомузыка, слайды.
Материалы и инструменты: ткань(шелк, органза, атлас, шелковые ленты),пинцет, зажигалка, клей, линейка, ножницы, иголка с ниткой, бусинки или стразы.(слайд)
Межпредметные связи:
Математика, изобразительное искусство, история, география.
Ход урока.
- Здравствуйте девочки. Садитесь.
-Наш урок посвящен декоративно-прикладному искусству и сегодня на уроке мы познакомимся с древнейшим японским искусством оригами из ткани-Канзаши. Мы научимся основным способам складывания лепестков, выполним с вами цветок в технике Хана-Канзаши,и нам необходимо выполнить коллективную работу.
(Слайд с темой урока)
Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в Японию. Но вначале мы поговорим о декоративно – прикладном искусстве.
- Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства?
Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы.
- Что такое «искусство?» (варианты ответов учащихся).
Слово «искусство» в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.
В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.
Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно – прикладное искусство Канзаши».
- А что значит декоративное искусство?
-Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.
- Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома.
- Появлением шелкового оригами мы обязаны гейшам, которые в дополнение к изысканным кимоно, причудливому макияжу и расписным веерам стали создавать вычурные прически, украшенные цветами из ткани. Поскольку в традиционном японском женском костюме не допускается использование ожерелий и наручных украшений, декорирование причесок стало одним из главных способов самовыражения. Изначально цветы из шелка предназначались для украшения шпилек, гребней и палочек в прическах гейш, но со временем они приобрели более широкое признание в японском обществе. Вплоть до середины 20-го века канзаши были не просто модным аксессуаром, а показателем социального статуса японки, по которому можно было судить о ее принадлежности к определенному слою общества, о замужестве и даже количестве детей.
В основе техники хана-канзаши лежит складывание (цумами) квадратных или прямоугольных кусочков ткани в форме округлых, продолговатых или острых лепестков. Используя щипчики или пинцет, берется кусочки сложенного шелка и наклеивает лепестки будущих цветов на основу. Лепесточки оживают, превращаясь в скромные пятилепестковые цветочки или в сложные многоярусные цветы по типу хризантем, состоящие из десятков лепестков, а то и целые каскадные украшения из многочисленных подвесок и цветочных композиций.
В классической технике цумами - канзаши используется исключительно натуральный шелк и рисовый клей, но для изготовления современных украшений, а тем более для первых экспериментов, подойдут более доступные и демократичные виды тканей, а также любой синтетический клей.
Демонстрация различных поделок в технике «канзаши» (слайд)
Учитель показывает ученикам наглядные пособия и кратко рассказывает технологию изготовления и их применение.
История возникновения техники «канзаши» (слайд )
Учитель демонстрирует ученикам материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:
В технике «канзаши» можно выполнить различные аксессуары: броши, ободки для волос, резинки, бусы, серьги.
Технология изготовления элементов «канзаши» (слайд)
Учитель объясняет и показывает технологию выполнения, используя инструкционные карты.
Практическая работа.
-Ну, что ж приступаем к выполнению работы.
При выполнении работы помним о ТБ.
1. Вырезанный из ткани квадратик(5/5) складываем пополам.
2. Теперь еще раз складываем пополам. Если ткань мягкая, но хочется, чтобы лепесточек получился с остреньким узеньким краешком, можно прогладить сложенную заготовку утюгом.
3. И еще раз складываем пополам.(Слайд)
4. Если после данной манипуляции мы посмотрим со стороны диагонали на наш сложенный квадратик, мы увидим симпатичный острый лепесточек.
Кончик лепестка аккуратно подрезаем и опаляем. Если ткань не сыплется, можно ее не опалять. За счет сплавления краев опаленные лепестки обычно держатся сами, а чтобы не развернулся неопылённый лепесток, придется закрепить его пинцетом.
(На доске показаны способы складывания лепестков.)
Линия «а» определяет то, каким мы хотим видеть цветок – низким, высоким, с наклоном или без. Подрезать линию «а» или нет, зависит от желаемого вида цветка. На картинке видно как в одном цветке сочетаются подрезанные и неподрезанные по линии «а» лепестки.(слайд)
Чтобы получился двуцветный лепесток, перед последним сгибанием одну заготовку накладываем на другую, чуточку сместив вниз, а затем перегибаем последний раз. Или просто изначально квадратик для внутреннего лепестка делаем немного меньше, чем для внешнего.
Для того чтобы получился двойной лепесток, после того как мы согнем квадратик пополам, накладываем вторую заготовку на первую и потом складываем их углы уже как единое целое.
Изготовив,необходимое количество лепестков и убедившись в том, что клей высох, отрезаем подшитые уголки и аккуратно собираем лепестки на нитку. Украшаем сердцевинку бусинкой и любуемся своим шедевром!
Надеюсь, что мне удалось немного приоткрыть дверь в удивительный и загадочный мир шелкового оригами.
Закрепление темы урока.
-Молодцы девочки! Какая задача сегодня перед нами стояла?(выполнить коллективную работу)
-Вы справились с этим заданием, хорошо. Посмотрите, что у нас получилось. Эта цветочная композиция поднимет настроение.
1.Девочки скажите, что нового из истории канзаши вы сегодня узнали?
2. С какими способами соединения мы с вами познакомились?
3.Что нового мы научились сегодня делать? (цветок).
Подведение итогов урока.
- Мне понравилось, как вы сегодня работали (выставление оценок).
Д\з. Выполните заготовки для выполнения индивидуальной работы, которую вы будете выполнять.
Рефлексия.
- учитель проводит анализ характерных ошибок и их причин. Выставляет оценки за проделанную работу, даёт их обоснование.
Уборка рабочего места.
Использованная литература:
1 Дейноров Э. История Японии, АСТ, М,2008
2. Царёва Г.И. Всё о Японии, Профит Стайл,2008.
3. Цветы из атласных лент admin rubrika,2012.
4. Журнал «Мектептегі технология.Технология в школе»