Рабочая программа по «Технологии» для 6-9 классов разработана с учетом требований:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования №1089 от 05.03.2004 г.
- на основе программы для общеобразовательных учреждений: «Технология: программы начального и основного общего образования», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011г.
Авторы программы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
- на основании методического письма «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 6-9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7
Принято методическим объединением
учителей политехнического цикла
Протокол
от 31 августа 2015 года № 1
Утверждена
Приказом МБОУ школа № 7
от 1 сентября 2015 года № 220
Утверждаю р Р Рабочая программа учебного предмета
«Технология. Обслуживающий труд»
6-9 класс
Составитель программы:
Учитель технологии
_Лепешкина Л.Г.____________
Кулебаки 2015-2016 уч.год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Технологии» для 6-9 классов разработана с учетом требований:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования №1089 от 05.03.2004 г.
- на основе программы для общеобразовательных учреждений: «Технология: программы начального и основного общего образования», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011г.
Авторы программы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
- на основании методического письма «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому Базисному учебному плану в 9-ом классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования выделяются часы из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно один час в неделю в 9-ом классе.
Время изучения тем по кулинарии целесообразнее поставить на начало учебного года, т. к. темы практических работ связаны с технологией обработки свежих фруктов, имеющих в данный период высокую пищевую ценность и большой ассортимент фруктов , выращенных на территории села. И, несмотря на специфические особенности, изучение материала по каждой теме раздела «Кулинария» в методическом плане они представляются сравнительно несложными для обучения. Во-первых, сыграет свою положительную роль значительный бытовой опыт, имеющийся почти у каждой девочки, во-вторых, изучение материала неизменно вызывает большой интерес учащихся.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учебный материал включенный в программу отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Место предмета в базисном учебном плане
На этап освоения основного общего образования образовательной области «Технология» в VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII и IX классах – 35 часов.
Содержание учебного курса
6 класс
Вводный урок.
Теоретические сведения.Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.
Практические работы Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета в 6 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами изучения.
Варианты объектов труда.Учебник «Технология» для 6 класса, библиотечка кабинета, электронные средства изучения.
Кулинария (18 час).
Культура питания (1 час).
Теоретические сведения.Понятие «минеральные вещества», «макроэлементы» и «микроэлементы», их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Источники основных минеральных веществ.
Практические работы. Составление меню, удовлетворяющего суточную потребность в минеральных веществах.
Варианты объектов труда.Меню.
Технология приготовления блюд(11 час.)
Теоретические сведения.
Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Признаки добракачественности рыбы и сроки хранения рыбных продуктов и консервов. Шифр на консервных банках. Краткая характеристика мяса живой, охлаждённой, мороженной и солёной рыбы. Правила оттаивания мороженной рыбы. Последовательность механической ( первичной) обработки рыбы. Способы разделки рыбы в зависимости от её размеров. Разделка соленой рыбы. Инструменты и приспособления для обработки рыбы. Санитарные требования при обработки рыбы. Правила пользования бытовыми электронагревательными приборами. Виды панировки, кляр. Способы тепловой обработки рыбы ( отпаривание, прпускание, жарение, запекание). Приготовление блюд из котлетной массы ( котлеты, биточки, тефтели, зразы и рулеты). Кулинарное использование нерыбных продуктов моря : креветок, кальмаров, мидий и др. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка круп к варке. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Соотношение крупы и жидкости. Запеканки, пудинги, котлеты и биточки. Технология их приготовления. Подготовка и варка фасоли, гороха, сои, чечевицы. Способы варки макаронных изделий.Количества жидкости и время варки макаронных изделий и бобовых. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения их готовности. Подача блюд к столу.
Пищевая ценность и механическая (первичная) обработки муки. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления теста для блинов, блинчиков и оладий. Блины с припеком. Технология выпечки. Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Подача изделий к столу.
Роль сладких блюд в питании. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Желирующее вещество - крахмал, его виды и свойства Технология приготовления киселей и компотов. Условия сохранения витаминов при тепловой обработке фруктов и ягод. Прохладительные напитки.
Практические работы.Приготовление блюд из молока. Оттаивание и первичная обработка свежемороженной рыбы. Разделка соленой рыбы. Приготовление блюд из рыбы, круп, бобовых и макаронных изделий, блюд из жидкого теста: блинов, блинчиков и оладий; сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда.Блюда из молока: суп молочный, каша молочная. Свежемороженная рыба. Соленая рыба. Блюда из рыбы: отварная рыба, жаренная рыба. Блюда из жидкого теста: блины, блинчики, оладьи. Сладкие блюда: компот, кисель.
Домашние заготовки ( 2ч)
Теоретические сведения. Способы заготовки продуктов впрок с помощью соли. Подготовка продуктов к солению, мочению. Способы соления и мочения овощей , ягод. Условия и сроки хранения .
Практические работы. Подготовка к солению или мочению овощей, ягод, пряных трав .
Варианты объектов труда.Огурцы, помидоры, морковь, лук, ягоды, пряные травы .
Творческое задание (4ч)
Приготовление ужина
Теоретические сведения. Меню ужина. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление ужина. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила приглашения и приема гостей. Освещение и оформление ужина. Прием и дарение цветов, подарков. Этика и такт во взаимоотношениях в семье.
Практические работы. Приготовление ужина. Сервировка стола. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда.Меню ужина. Блюда для ужина.
Черчение и графика (2ч)
Теоретические сведения.Условно-графическое изображение формы, структуры объектов и процессов. Условные графические обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах , чертежах, схемах.
Практические работы. Выполнение чертежных и графических работ (чертежей, эскизов, схем) с использованием чертежных инструментов; простановка размеров деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий. Схемы.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 ч).
Швейные материалы (4ч)
Теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения, первичная обработка. Виды шерстяных и шелковых тканей. Признаки определения волокнистого состава тканей из натуральных волокон. Виды ткацких переплетений. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Механические, гигиенические и технологические свойства тканей из волокон животного происхождения. Прокладочные материалы. Способы их соединения с тканью. Понятие «фурнитура». Виды фурнитуры. Выбор материалов для изготовления юбки с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.
Варианты объектов труда. Образцы шерстяных и шелковых тканей, прокладочных материалов, фурнитуры.
Бытовая швейная машина (2ч)
Теоретические сведения. Регуляторы натяжения верхней и нижней ниток. Причины возникновения и способы устранения дефектов машинной строчки. Устройство и установка машинной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной.
Практические работы.Регулировка качества машинной строчки. Установка машинной иглы. Подбор иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Очистка швейной машины.
Варианты объектов труда.Бытовая швейная машина. Машинная игла. Образцы машинной строчки.
Конструирование и моделирование (4ч)
Теоретические сведения.Понятие «одежда», «проектирование», «конструирование». Эстетические, гигиенические, эксплутационные требования к одежде. Ассортимент женской одежды. Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбки. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежей конической, клиньевой и прямой юбок. Способы моделирования юбок. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда.Чертежи и выкройки конической, клиньевой и прямой юбок.
Раскройные работы (2ч)
Теоретические сведения. Способы раскладки выкройки юбки на ткани в зависимости от модели, ширины ткани и направленности рисунка. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя.
Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.
Варианты объектов труда.Ткань. Выкройки. Клеевой прокладочный материал.
Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: сутюживание деталей, отпаривание швейного изделия.
Технология обработки вытачек, складок, застежки тесьмой-молнией, верхнего среза юбки притачным поясом.
Типовая последовательность изготовления юбки с проведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.
Критерии оценки изделия. Оценка изделия по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения. Расчет стоимости изделия.
Практические работы.Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.
Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Варианты объектов труда. Образцы машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.
Декоративно-прикладное творчество (12 ч)
Теоретические сведения. История вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания . Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Подбор пряжи в зависимости от требований к изделию. Приемы вязания на спицами. Убавление и прибавление петель.
Народная вышивка счетными швами. Современные центры народных промыслов по вышивке. Материалы и инструменты для вышивки счетными швами. Схемы для вышивки. Подготовка к вышивке. Приемы выполнения счетных швов.
Использование компьютера в вышивке. Изготовление схем для вышивке по авторскому замыслу и с помощью ПЭВМ .
Технологическая последовательность создания декоративного вязанного изделия или оформленного вышивкой.
Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.
Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.
Практические работы. Освоение приемов вязания на спицах и/или вышивки счетными швами. Изготовление схем для вязания и вышивки по авторским рисункам вручную и/или с помощью ПЭВМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей. Изготовление декоративного изделия. Окончательная обработка изделия.
Варианты объектов труда.Образцы вязок. Образцы счетной вышивки. Вязанные на спицах изделия: шарф, носки, варежки, салфетки, прихватка, подкладка под горячее. Вышитые панно, полотенце, наволочки, салфетка, скатерть.
Проектирование и изготовление изделий (11 ч)
Теоретические сведения. Ассортимент женской одежды. Понятие «художественное моделирование». Зависимость модели от эстетических, экологических требований, народных традиций. Анализ моделей из банка для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Выполнение эскиза авторской модели или выбор модели из банка идей. Выделение элементов модели и связей между ними.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: юбка; вязанное спицами изделие; изделие с вышивкой счетными швами; меню и блюда для ужина и др.
Технология ведения дома(4 ч)
Уход за одеждой и обувью (2ч)
Теоретические сведения. Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Химическая чистка изделий. Значение символов, встречающихся на ярлыках одежды. Ремонт одежды. Уход за обувью.
Практические работы. Расшифровка символов на ярлыках одежды из шелка и шерсти.
Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из шерстяных и шелковых тканей. Образцы ремонта одежды.
Интерьер жилых помещений (2 ч)
Теоретические сведения. Понятие композиции в интерьере. Характерные особенности жилища. Освещение жилого дома.
Понятие коллекции, коллекционирования. Виды коллекций. Домашняя библиотека. Систематизация и хранение коллекций и книг. Картины, размещение их на стенах. Декоративное оформление помещения тканями.
Значение и виды уборок помещения. Применение бытовой техники. Мытье окон и дверей. Гигиена жилища.
Практические работы. Изготовление макетов оформления тканями окон и дверей. Генеральная уборка кабинета технологии.
Варианты объектов труда.Макет окна. Кабинет технологии. Бытовая техника.
Санитарно-технические работы (2 ч)
Устройство и принцип действия простейшего водопроводного крана. Виды смесителей. Устройство и принцип действия смесителя для умывальника. Материалы для изготовления его деталей. Неисправности в работе смесителя и способы их устранения. Профессии, связанные с обслуживанием систем водоснабжения. Правила безопасной работы при ремонте санитарно-технического оборудования.
Практические работы. Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки.
Варианты объектов труда.Смеситель и вентильная головка.
7 класс
Вводный урок.
Теоретические сведения.Цели и задачи изучения предмета «технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами изучения.
Варианты объектов труда.
Учебник «Технология» для 7 класса, библиотечка кабинета, электронные средства изучения.
Кулинария (18 час).
Культура питания(1ч)
Теоретические сведения.Понятие «микроорганизмы». Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Варианты объектов труда.Кухонная посуда и инвентарь.
Технология приготовления блюд (11 ч.)
Теоретические сведения. Значение мяса в питании человека. Домашние животные, мясо которых используется в питании человека. Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. Механическая (первичная) обработка мяса. Тепловая обработка мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу.
Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Сроки хранения кисломолочных продуктов. Приготовление творога в домашних условиях. Приготовление блюд из творога. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд к столу.
Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. Виды пресного теста. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного теста.
Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суфле.
Варианты объектов труда.Блюда из мяса: борщ, жаркое. Блюда из творога: сырники, ленивые вареники. Блюда из теста: печенье, пирог. Сладкие блюда: желе, мусс
Домашние заготовки ( 2 ч)
Теоретические сведения. Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервирование с сахаром.
Практические работы. Приготовление варенья, джема или цукатов.
Варианты объектов труда.Варенье, цукаты.
Творческое задание (4 ч)
Приготовление сладкого стола
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление сладкого стола. Особенности сервировки сладкого стола. Набор столовых приборов и посуды. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.
Варианты объектов труда.Меню сладкого стола. Блюда для сладкого стола.
Черчение и графика (2ч)
Теоретические сведения.Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Практические работы. Выполнение чертежных и графических работ (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий) с использованием чертежных инструментов и приспособлений; простановка размеров деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта;
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий. Схемы. Технические рисунки деталей и изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (30 ч).
Швейные материалы (2ч)
Теоретические сведения. Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.
Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон, нетканых материалов. Прокладочные материалы.
Бытовая швейная машина (2ч)
Теоретические сведения. Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликации. Применение приспособлений к швейной машине: обметывание нетель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек.
Практические работы.Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов.
Варианты объектов труда.Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек.
Конструирование и моделирование (4ч)
Теоретические сведения.Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. Мерки для изготовления основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Способы моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с помощью мультимедийных программ.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда.Чертеж и выкройка плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Выкройки швейных изделий из пакетов готовых выкроек, журналов мод, мультимедийных программ.
Раскройные работы (2ч)
Теоретические сведения. Способы раскладки выкроек плечевого изделия на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Состав деятельности по раскрою швейного изделия.
Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.
Варианты объектов труда.Ткань. Выкройки. Клеевой прокладочный материал.
Технология выполнения машинных операций: расстрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание детали.
Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: дублирование деталей швейного изделия, оттягивание деталей. Технология обработки вытачек, плечевых и боковых швов, срезов подкройиой обтачкой, косой бейкой; соединение лифа с юбкой.
Типовая последовательность изготовления плечевого изделия (без рукавов и воротника) с проведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.
Практические работы.Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.
Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание .окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.
Декоративно-прикладное творчество (12ч)
Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Положение крючка в руке. Основные виды петель и приемы их выполнения: начальная и воздушная петли; цепочка из воздушных петель; соединительный столбик; столбик без накида; столбик с одним, двумя, тремя накидами. Условные обозначения петель. Схемы для вязания. Применение ПЭВМ для получения схем.
Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель: под обе стенки петли; под переднюю стенку; под заднюю стенку. Плотность вязания. Закрепление вязания. Плотное и ажурное вязание по кругу.
Искусство ручного ткачества. Материалы, применяемые для изготовления ковров и гобеленов. Правила безопасной работы. Оборудование для ручного ткачества. Основные приемы ручного ткачества, цвет, орнамент в ковровой композиции.
Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия. Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.
Практические работы. Освоение приемов вязания крючком. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком и ткачества вручную и/или с помощью ПЭВМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей. Изотовление декоративного изделия. Окончательная обработка изделия.
Варианты объектов труда.Образцы вязок. Образцы ткачества. Вязанные крючком изделия: подкладка под горячее, прихватка, салфетка, топик. Тканые панно, сумочка, очечник.
Проектирование и изготовление изделий (13 ч)
Теоретические сведения. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: плечевое изделие с цельнокроеным рукавом; плечевое изделие без рукава; изделие, вязанное крючком; гобелен; меню и блюда для сладкого стола и др.
Технология ведения дома(4ч)
Уход за одеждой и обувью (2ч)
Теоретические сведения. Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Значение символов на ярлыках одежды.
Практические работы. Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды из химических волокон.
Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из искусственных и синтетических тканей.
Интерьер жилых помещений (2 ч)
Теоретические сведения. Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями. Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры.
Понятие «ландшафтный дизайн». Разновидности растений для оформления приусадебного участка. Размещение растений. Уход за растениями, размножение растений.
Практические работы. Пересадка (перевалка) растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Варианты объектов труда.Комнатные растения в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Строительные ремонтно-отделочные работы (2 ч)
Теоретические сведения. Изготовление мозаики, их свойства. Виды мозаики. Способы крепления мозаичных материалов. Применение изделий в интерьере. Профессия штукатур.
Обработка мозаичной структуры (камешки, ракушки, ягодные косточки).
Практические работы . Изготовление вяжущих растворов. Обработка поверхности для мазаики.
Варианты объектов труда . Изготовление изделий с использованием мозаики (вазы, рамки, цветочные горшки).
8 класс
1. Вводный урок (1ч)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.
Практические работы.
Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 кл.
Варианты объектов труда.
Учебник «Технология» для 8 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (8 ч.)
Теоретические сведения.
Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. История и современность народных художественных промыслов: мастерская вышивка, торжокское золотое шитье, александровская гладь. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной и штриховой глади, двусторонней глади без настила, художественной глади, швов «узелки» и «рококо».
Понятия «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивки натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта и пейзажа. Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.
Практические работы.
Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой гладью, атласной и штриховой гладью, двусторонней гладью без настила, художественной гладью, швами «узелки» и «рококо».
Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства; факторы, влияющие на них.
Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.
Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.
Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.
Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Практические работы.
Определение видов расходов семьи.
Составление перечня товаров и услуг, источников доходов школьников.
Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.
Анализ сертификата соответствия на купленный товар.
Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.
Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение путей снижения затрат на питание.
Составление бухгалтерской книги расходов школьника.
Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.
Варианты объектов труда.
Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
Электротехнические работы(10 ч)
Теоретические сведения.
Виды энергии. Правила электробезопасности. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие «комплектующая арматура».
Организация рабочего места для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии.
Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Устройство электрического паяльника. Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с электромонтажными инструментами и электропаяльником. Операции монтажа электрической цепи. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.
Устройство и применение электромагнитов в технике. Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического звонка.
Виды электроосветительных приборов. Устройство современной лампы накаливания, ее мощность, срок службы. Люминесцентное и неоновое освещение.
Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Правила безопасной работы с бытовыми электроприборами.
Назначение электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного электродвигателя постоянного тока.
Развитие электроэнергетики. Возобновляемые виды топлива. Термоядерное горючее. Использование водорода. Электромобиль. Энергия солнца и ветра. Энергосбережение.
Практические работы.
Изучение элементов электрической цепи, их условных обозначений, комплектующей арматуры.
Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты.
Выполнение неразъемных соединений проводов и их изоляция. Оконцевание проводов. Зарядка электроарматуры.
Изучение устройства и принципа действия электроутюга с терморегулятором. Изготовление биметаллической пластины. Сборка и испытание термореле — модели пожарной сигнализации.
Изучение устройства двигателя постоянного тока. Сборка простейшей схемы двигателя постоянного тока. Сборка установки для демонстрации принципа действия электродвигателя.
Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.
Практические работы.
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.
Варианты объектов труда
Творческий проект.
9 класс
1. Вводный урок (1ч)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 9классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Практические работы. Знакомство и содержанием предмета «Технология» в 9 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами изучения.
Варианты объектов труда.
Учебник «Технология» для 9 класса, библиотечка кабинета, электронные средства изучения.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (4 час.) Декоративно – прикладное творчество (8 ч.) Вязание крючком(8 ч.)
Теоретические сведения. Техника филейного вязания. Вывязывание филейного полотна. Приемы изготовления трикотажной одежды из филейного полотна. Схемы филейного кружева. Декоративная отделка трикотажных изделий. Кружева, прошвы, бахрома, шнуры, кисти, пуговицы. Модные аксессуары.
Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вязания крючком. Выполнение образцов различных вязок. Вывязывание салфетки любой формы в технике филейного вязания. Вывязывание образцов кружев, прошв, бахромы, шнуров, кистей, пуговиц, аксессуаров.
Варианты объектов труда. Образцы филейного вязания.Образцы кружев, прошв, бахромы, шнуров, кистей, пуговиц. Аксессуары.
Проектирование и изготовление изделий - 8 ч.
Теоретические сведения.
Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.
Практические работы.
Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.
Варианты объектов труда
Творческий проект.
Современное производство и профессиональное образование - 8 ч.
Теоретические сведения. Виды профессиональной карьеры. Сферы современного производства. Разделение труда на производстве. Понятие специальности и квалификация работников. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Пути получения профессионального образования. Необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии. Учреждения профессионального образования.
Практические работы. План профессиональной карьеры. Профессиограмма .
Радиоэлектроника - 12 час.
Основные теоретические сведения. Понятие «радиоэлектроника». История радиоэлектроники. Электромагнитные волны и передача информации. Схема спутниковой связи. Правила безопасности радиомонтажных работ. Технология электрорадиотехничеких измерений. Элементы электрических цепей: источники электрического тока, переключатели и выключатели, резисторы, конденсаторы, детали с катушками индуктивности. Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы. Бытовые радиоэлектронные приборы. Технология учебного проектирования. Простые автоматические устройства.
Простые электронные устройства с использованием электронных компонентов (выпрямитель, стабилизатор напряжения, мультивибратор, однокаскадный усилитель). Перспективные направления развития электротехники и электроники. Влияние электромагнитного излучения на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы.
Очистка от окислов монтажным ножом и лужение выводов радиодеталей. Ознакомление с конструкцией различных типов химических источников тока. Выпрямителя, постоянных и переменных резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности. Измерение напряжения на полюсах химических источников тока, зажимах выпрямителя. Измерение напряжения на полюсах химических источников тока, зажимах, выпрямителя. Измерение сопротивления постоянных и переменных резисторов, между выводами конденсатора. Знакомство с устройством и проверка работы телефона, электродинамического громкоговорителя, микрофона, трансформатора.
Ознакомление с конструкцией полупроводниковых термо- и фоторезисторов, транзисторов, интегральных микросхем, индикаторов. Измерение сопротивление фоторезистора. Проверка односторонней проводимости полупроводниковых диодов.
Варианты объектов труда
Радиодетали, источники тока, выпрямители, постоянные и переменные резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности. Телефон, электродинамический громкоговоритель, микрофон, трансформатор. Полупроводниковые термо- и фоторезисторы, интегральные микросхемы, индикаторы, полупроводниковые диоды.
Черчение и графика (4 час.) Техника выполнения чертежей и правила их оформления (2 ч.) Основные теоретические сведения.
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы.
Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Оформление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линии чертежа.
Сводная таблица тематического плана
Разделы программы
Примерная программа количество часов
6кл
7кл
8кл
9кл
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
2.1 Швейные материалы
2.2.Бытовая швейная машина
2.3 Конструирование и моделирование
2.4 Раскройные работы
2.5 Технология швейных работ
2.6. Декоративно-прикладное творчество
32
4
2
4
2
2
12
30
2
2
4
2
2
12
8
-
-
-
-
-
8
8
-
-
-
-
-
8
3. Кулинария
3.1 Культура питания
3.2 Технология приготовления блюд
3.3 Домашние заготовки
3.4 Творческое задание
18
1
11
2
4
18
1
11
2
4
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
4. Черчение и графика
4
4
5. Технология ведения дома
5.1 Уход за одеждой и обувью
5.2 Интерьер жилых помещений
5.3 Санитарно-технические работы
5.4 Ремонтно-отделочные работы
6
2
2
2
-
6
2
2
-
2
8
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.Электротехнические работы
6.1 Электротехнические работы
6.2 Радиоэлектроника
6.3 Цифровая электроника и ЭВМ
2
-
-
-
2
-
-
-
6
10
-
-
6
-
12
-
Современное производство и профессиональное образование
-
-
8
8
Проектирование и изготовление изделий
11
13
8
8
итого
70
70
35
35
Перечень учебной и методической литературы.
Программа «Технология: программы начального и основного общего образования » Авторы программы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В.Синица Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011г.
Учебник. Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Симоненко В.Д, Очинин О.П., Самородский П.С., Богатырев А.Н. 3-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Вентана-Граф», 2012
Учебник. Технология 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Очинин О.П., Самородский П.С., Хохлова М.В. под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2012
Учебник. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Ю.В.Крупская, О.А.Кожина, Н.В.Синица; под ред. В.Д.Симоненко 3-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Вентана-Граф»,2012
Учебник. Технология 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: А.Н.Богатырев, М.В.Хохлова, О.П.Очинин и др.; под ред.
под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2012
2008 Технология, 6-9 кл., (вариант для девочек) поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д.Симоненко. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Волгоград,
«Учитель», 2009-2010
Метод проектов в технологическом образовании школьников. Под редакцией И.А.Сасовой, М., «Вентана-Граф», 2007
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Общая характеристика кабинета технологии.
Занятия по технологии проводятся в кабинете по соответствующим направлениям обучения.
Кабинет располагается в здании школы на 3 этаже. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4 м2 — для комбинированной мастерской.
В кабинете имеется электроплита, электрический духовой шкаф, микроволновая печь для проведения занятий по кулинарии,
7 швейных машин, оверлок, манекен.
В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения.
Кабинет оснащен следующими техническими средствами обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер.
Большое внимание при работе обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого кабинет оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащён наглядной информацией
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты обучения рабочей программы овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
. Формы организации учебного процесса.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические работы.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. При организации проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи. Формы и средства контроля:
тестирование, работа по карточкам, терминологические диктанты, практические работы, индивидуальные и фронтальные опросы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Кулинария
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/пониматьвлияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
уметьвыбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Черчение и графика
В результате изучения этого раздела ученик должен:
уметьвыбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:для выполнения графических работ с помощью инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/пониматьназначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;
уметьвыбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
использовать приобретенные знания и умеют в практической деятельности и повседневной жизни:для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Проектированиеи изготовление изделий
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/пониматьпонятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
уметь выдвигать идеи для выполнения учебного проекта. Проводить анализ моделей-аналогов из банка идей. Осуществлять выбор модели проектного швейного изделия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выполнять творческие проекты, например: плечевое изделие с цельнокроеным рукавом; плечевое изделие без рукава; изделие, вязанное крючком; гобелен; меню и блюда для сладкого стола и др.
Технологии ведения дома
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы;
уметь выращивать комнатные растения и размещать их; расшифровывать символы, встречающиеся на ярлыках одежды из химических волокон;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Строительные ремонтно-отделочные работы
знать/понимать о профессии штукатур, видах штукатурных работ;
материалы для мозаики, их свойства, приемы нанесения вяжущих растворов; обработка поверхности для мозаики; применение декоративных изделий в интерьере; виды мозаики; дизайн интерьера;
уметь изготавливать вяжущие растворы, наносить раствор на картон (доску, посуду). выполнять эскиз изделия, обрабатывать поверхности изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнивыполнять штукатурные работы, оформление и отделку изделия, отделку интерьера жилого помещения.
Система оценки достижений учащихся:
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся:
«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 70 – 80 % от общего количества;
«5» - учащиеся самостоятельно выполнил все этапы проекта, не нуждался в помощи учителя, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, имеет высокое качество, выполнены в срок.
«4» - ученику учитель оказывал незначительную помощь, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, выполнены в срок.
«3» - ученику учитель оказывает значительная помощь, выполненное изделие имеет низкое качество, частично отвечает требованиям проекта, но выполненное в срок.
«2» - ученик постоянно нуждался в помощи, изделие не соответствует требования проекта.
Критерии защиты проекта:
Оригинальность темы и идеи проекта.
Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации)
Литература.
Программа «Технология: программы начального и основного общего образования » Авторы программы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В.Синица Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011г.
Учебник. Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Симоненко В.Д, Очинин О.П.,Самородский П.С., Богатырев А.Н. 3-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Вентана-Граф», 2012
Учебник. Технология 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: Очинин О.П., Самородский П.С., Хохлова М.В. под ред. В.Д.Симоненко, Москва, «Вентана-Граф», 2012
Учебник. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы:Ю.В.Крупская, О.А.Кожина, Н.В.Синица; под ред. В.Д.Симоненко 3-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Вентана-Граф»,2012
.
Учебник. Технология 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Авторы: А.Н.Богатырев, М.В.Хохлова, О.П.Очинин и др.; под ред.
В.Д.Симоненко ;Москва, «Вентана-Граф»,
2008 Технология, 6-9 кл., (вариант для девочек) поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д.Симоненко. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Волгоград, «Учитель», 2009-2010
Метод проектов в технологическом образовании школьников. Под редакцией И.А.Сасовой, М., «Вентана-Граф», 2007