Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Мой выбор - моё будущее"»
Рабочая программа элективного курса
«Мой выбор - моё будущее».
Авторы Е.А. Климов, Г.В. Резапкина
Москва, издательский центр «Вита-Пресс» 2018 г.
под редакцией Н.В. Соева, Л.К. Милова
Пояснительная записка.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор – моё будущее» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Элективный курс «Мой выбор – моё будущее» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 35.
Ожидаемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Тема занятия
Количество часов
дата
по факту
по плану
Многообразие мира профессий.
2
Выбор и моделирование профессии.
1
Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»
1
Выбор профессии («хочу»)
1
Мотивы выбора профессии.
1
Классификация профессий по Е.А. Климову.
1
Классификация профессий по Е.А. Климову.
1
Склонности и профессиональная направленность («могу»).
2
Требование профессии к человеку
1
Профессиональный тип личности.
1
Темперамент и выбор профессии
1
Темперамент и выбор профессии
1
Способности и выбор профессии.
1
Способности и профессиональная пригодность
1
Интересы и склонности
1
Анкета «Как выявить интересы и склонности»
1
Анализ профессий.
1
Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
2
Социальные проблемы труда («надо»).
1
Профессии «человек-человек».
1
Профессии «человек – знаковая система».
1
Профессии «человек – техника».
1
Профессии «человек – художественный образ».
1
Профессии «человек – природа».
1
Профессиональные стереотипы.
1
Профессиональная пригодность.
1
Ошибки при выборе профессии.
1
Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.
1
1
Профориентационная игра «Вакансия».
1
Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»
1
Заключительное занятие.
1
Общее количество часов
35
Учебно-тематический план элективного курса «Мой выбор моё будущее»