Рабочая програма по технологии составлена на основе Федерального компанента государственного стандарта среднего общего оьбразования, Программы общеобразовательных учреждений "Трудовое обучение для сельских школ. Технология. Основы технологическоц подготовке 5-9 классы". Москва. "Просвещение", под ред.Симоненко В.Д. Настоящая программа составлена на 35 часов, 1 учебный час в неделю, всоответствии с учебным планом школы. Программа рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (для девушек)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных учреждений «Трудовое обучение для сельских школ. Технология. Основы технологической подготовки 5-9 классы» Москва, «Просвещение», 1998. под редакцией Симоненко В.Д. Настоящая программа составлена на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы и учетом учебно-материальной базы мастерской, имеющихся в них средств обучения и тенденции их развития. Программа рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень учебных тем, обязательных для изучения.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии; календарно-тематическое планирование.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий.
навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места;
умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Региональный компонент – 15 часов:
Мясо и мясопродукты. Рыба.
Молоко, молочные и кисломолочные продукты.
Продукты жизнедеятельности пчёл.
Семья и экономика. Расходы на питание.
Расчёт на оплату коммунальных услуг.
Уровень жизни и потребительская корзина.
Виды лёгкой одежды. Виды воротников. Виды рукавов. Виды застёжек.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах.
Убавление, прибавление и закрывание петель. Последовательность вязания носков.
В программу 8 класса были внесены следующие изменения:
В связи с сокращением часовой нагрузки в 8 классе в разделе «Домашняя экономика» оставлено 6 часов, а остальные 4 часа перенесены в 9 класс (так как в разделах 9 класса внесены изменения и освободились резервные часы)
Раздел «Хранение и переработка с/х продуктов (16 часов) отражает региональный компонент, поэтому количество часов на его изучение оставлено без изменений: в 8 классе изучается 8 часов, а остальные 8 часов перенесены в одноименный раздел 9 класса.
Также введён раздел «Художественная обработка текстильных материалов. Вязание на спицах » (5 часов), который отражает региональный компонент.
Дополнительно введен блок «Шитьё одежды» (8 часов), (так как в олимпиадах по технологии большинство заданий связаны с этим разделом).
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются
упражнения,
лабораторно-практические,
учебно-практические работы.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Выполнение практической части по технологии в программе соответствует нормам:
Практические работы – 23 часа.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Практическая работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Раздел II. Содержание программы.
Содержание
Кол-во часов
По основной программе
По рабочей программе
Хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов.
18
8
Домашняя экономика.
20
6
Шитьё одежды.
-
8
Художественная обработка текстильных материалов.
-
5
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
16
8
Итого:
54
35
Содержание программы. 35 часов
ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА-6ч.
Элементы домашней экономики.
Как правильно делать покупки.
Уход за квартирой.
Реконструкция старой мебели.
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ. ГОТОВИМ НА СКОРУЮ РУКУ-4ч.
Секреты консервной банки.
Быстрый супчик.
Десерт из фруктов.
ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ РУКОДЕЛИЯ-5ч.
Наиболее распространенные виды рукоделия.
ДЕКОРАТИВНАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ-5ч.
Понятие о стилях мебели.
Отделка мебели.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА И ПЛАСТМАСС-4ч
Традиции художественной обработки металла на Руси.
Свойства металлов и сплавов.
Применение пластмасс в быту.
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА-4ч.
Виды соединения в электрических цепях.
Потребители электрической энергии.
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА-4ч.
Безопасное использование электрической техники в быту.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА-5ч.
Методы и приемы проектирования зеленых насаждений.
Этапы проектирования озеленения пришкольной территории.
Раздел III. Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по технологии:
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 8 класса
Хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов
Должны знать
Должны уметь
Правила безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены
Соблюдать правила труда, пожарной безопасности и личной гигиены
Основные показатели качества продуктов питания
Основные правила и способы заготовки, хранения и переработки продуктов сельского хозяйства
Правила безопасной работы и охрану труда при заготовке, хранении и переработке продуктов питания
Выполнять несложные работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции Определять качество продуктов питания Соблюдать правила безопасной работы и охраны труда при заготовке, хранении и переработке продуктов питания
Домашняя экономика
Основные термины и понятия рыночной экономики, основные вопросы экономики, уровни экономики, общественное производство
Историю становления семейных отношений, типы организации семейных отношений, функции семьи Виды бюджетов, понятие о доходах и расходах
Основные требования к рациональному питанию семьи
Возможности рационального удовлетворения потребности в жилье, правила рационального интерьера, правила пользования и оплаты коммунальных услуг Основные семейные потребности, нормы рационального потребления
Определять место и роль домашнего хозяйства в экономической жизни общества
Анализировать состояние семейного бюджета, рассчитывать возможности пополнения доходной его части, рационального использования расходной части
Проводить анализ бюджета школьника Рассчитывать энергетические затраты семьи и составлять рациональное меню для семьи на день, неделю, рассчитывать стоимость меню
Анализировать интерьер помещения и составлять варианты рационального интерьера жилища будущего Рассчитывать величину оплаты коммунальных услуг
Рассчитывать стоимость потребительской корзины для семьи Рассчитывать стоимость и составлять график приобретения предметов длительного пользования
Шитьё одежды
Виды женского лёгкого платья. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к швейным изделиям. Правила измерения фигуры человека. Технологию обработки узлов швейных изделий.
Подбирать ткань и отделку для изготовления швейных изделий. Снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи, моделировать, подготавливать выкройки к раскрою. Готовить ткань к раскрою
Художественная обработка текстильных материалов
(Вязание на спицах)
Возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты. Свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц для вязания. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. Технологию вязания на двух и пяти спицах.
Способы ремонта вязаных изделий.
Подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора.
Выполнять записи узоров вязания с по мощью условных обозначений.
Вязать простые изделия на двух и пяти спицах.
Производить ремонт вязаных изделий.
Творческий проект.
Понятие о проекте. Виды проектов. Основные этапы проектирования. Виды инструментов и приспособлений, их назначение.
Требования к конструкции, возможные варианты применяемых материалов, конструкций и т. д.
Выявлять потребности семьи или потребительского спроса.
Выбирать объект проектирования;
Оценивать свои материальные и профессиональные возможности в разработке и реализации проекта. Разрабатывать эскизный вариант (или чертёж) изделия; технологию его изготовления.
Определять примерную «цену» и варианты реализации продукции.;
Раздел IV. Критерии оценивания
Примерные нормы оценки знаний
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Примерные нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам — бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы — на 10-15%; 7-й класс —на 5-10%.
Отметка «3» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6 классы — на 15-20%; 7-й класс — на 10-15%.
Отметка «2» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й класс — на 30%; 7-й класс — на 25%.
Качество изделия (работы)
Отметка «5» ставится, если изделие (или другая работа, например графическая) выполнены с учетом установленных требований: а) шероховатость поверхности; б) качество выполнения основных операций (клепки, нарезание резьбы, сборки и т.д.); в) точность соблюдения размеров; г) другие требования.
Отметка «4» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.). Отклонения в размерах составляют: древесина ±1-2 мм, металл ±0,5-1 мм.
Отметка «3» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено со значительными нарушениями заданных требований (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.). Отклонения в размерах составляют: древесина ±3 мм, металл ±1,5 мм.
Отметка «2» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
Критерии оценки проекта
1. Конструктивные критерии:
а) прочность, надежность;
б) тяжесть, распределение массы;
в) удобство использования;
г) соответствие конструкции назначению изделия.
2. Технологические критерии:
а) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;
б) оригинальность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;
б) возможность использования отходов производства;
в) возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.
4. Эстетические критерии:
а) оригинальность формы;
б) композиционная завершенность;
в) использование традиций национальной художественной культуры;
г) цветовое решение;
д) стиль.
5. Экономические и маркетинговые критерии:
а) потребность в данном изделии на рынке;
б) возможность массового производства;
в) себестоимость проекта;
г) уровень продажной цены;
д) целесообразный вид рекламы.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники и учебные пособия
Те х н о л о г и я: 5, 6, 7 кл. (Для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-граф, 2004.
Технология: 8, 9, 10, 11 кл. / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-граф, 2004.
Бешенков А. К. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 5-7 кл. - М.: Дрофа, 1999.
Б о г а т ы р е в А. Н. Электрорадиотехника: Учеб. для 8—9 кл. — М.: Просвещение, 1999.
Ермакова В. И. Основы кулинарии: — М.: Просвещение, 2002.
Ермакова В. И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие — М.: Просвещение, 2002.
Кожина О. А.,Кулакова Е.Н.,Маркуцкая С.Э.Технология. Обслуживающий труд: Учеб. 5 кл. — М.: Дрофа, 2004.
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: 5, 6, 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2003.
ЧерняковаВ.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани: Тетрадь: 5—9 кл. — М.: Просвещение, 2002.
Пособия для учителей
Еременко Т. И.,ЗабалуеваЕ. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 2000.
Леонтьев А. В. Введение в предпринимательство. — М.: Дрофа, 1999.
Материалы для подготовки и проведения экзамена: Технология: 9 кл. / Сост. А. В. Марченко, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина. — (Итоговая аттестация выпускников). — М.: Просвещение, 2002.
Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение в сельской школе: Сельский дом и семья: 5—9 кл. / Под ред. В. А. Кальней. — М.: Просвещение, 2001.
СимоненкоВ.Д. Основы семейной экономики. — М.: Вита-пресс, 1999.
Андреева Р.П. Энциклопедия моды. — СПб., 1997.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ( 35 ч.; 1ч. в неделю)
№ урока
Дата
Тема урока
Практическая работа
1. ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХПРОДУКТОВ- 8 ч
1
Мясо и мясопродукты . Качество мяса, его состав. Р/К
2
Первичная и тепловая обработка мяса.
3
П/р Приготовление блюд из мяса.
4
Рыба. Первичная и тепловая обработка. Р/К
5
П/р Приготовление блюд из рыбы.
6
Молоко, молочные и кисломолочные продукты. Р/К
7
П/р Приготовление молочных продуктов
8
Продукты жизнедеятельности пчёл. Р/К
П/р Приготовление блюд с использованием мёда.
2. ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА - 6 ч
9
Семья и экономика. Понятие о бюджете. Р/К.
П/р. Определение роли домашней экономики , распределение доходов семьи
10
Расходы на питание. Сохранность продуктов. Организация семейных праздников. Р/К
П/р. Составление рационального меню для семьи, анализ затрат на питание.
11
Расходы на жильё. Требования, предъявляемые к современному жилищу.
П/р. Анализ интерьера помещения, расчёт стоимости ремонта жилья.
12
Расчёт на оплату коммунальных услуг. Способы сбережения тепловой и электрической энергии в быту. Р/К
П/р. Расчёт величины оплаты коммунальных услуг для семьи.
13
Рациональные вещевые потребности. Уровень жизни и потребительская корзина. Вторичное использование ресурсов семьи. Р/К
П/р. Анализ семейных потребностей.
14
Обязательные платежи. Понятие о налогах. Ссуды и кредиты. Способы сбережения средств в семье.
П/р. Расчёт суммы подоходного налога.
3. ШИТЬЁ ОДЕЖДЫ - 8ч
15
Виды лёгкой одежды. Измерения, необходимые для построения чертежа изделия. Р/К
П/р. Измерение фигуры .
16
П/р. Разработка различных моделей одежды.
17
Виды воротников. Приёмы обработки воротника. Р/К
18
П/р. Соединение воротника с изделием.
19
Виды рукавов. Последовательность обработки рукавов. Р/К
20
П/р. Соединение рукава с проймой.
21
Виды застёжек и способы их обработки. Р/К
22
П/р. Обработка застёжки «молния»
4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Вязание на спицах – 5ч
23
Ассортимент изделий , выполняемых в технике вязания на спицах. Р/К
П/р. Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.
24
Технология выполнения простых петель.
П/р. Изготовление образцов вязания на спицах.
25
Убавление , прибавление и закрывание петель. Р/К
П/р. Изготовление образца детской шапочки и шарфика.
26
Накидывание петель.
П/р. Изготовление образцов ажурных узоров.
27
Последовательность вязания носков. Р/К
П/р. Изготовление образца детского носочка.
5. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – 8 ч
28
Выбор темы проектного задания с учётом анализа потребностей. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей , необходимых для выполнения проекта.
29
Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта с учётом экономических и экологических ограничений.
30
Планирование и организация проекта с учётом требований дизайна и эргономики.