Рабочая программа базового курса «Технология. Трудовое обучение» 10 класса разработана на 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Она написана на основе программы «Технология. Трудовое обучение» под редакцией В.Д.Симоненко и соответствует стандарту среднего общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 10 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса «Технология. Трудовое обучение» 10 класса разработана на 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Она написана на основе программы «Технология. Трудовое обучение» под редакцией В.Д.Симоненко и соответствует стандарту общего образования.
Технология: 10 кл. / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-граф, 2004.
Ермакова В. И. Основы кулинарии: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002.
Ермакова В. И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие для 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002.
Карабанов И. А. Технология обработки древесины: Учеб. для 5—9 кл. — М.: Просвещение, 2004.
Технология профессионального успеха: Учеб. для 10—11 кл. / Под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.
Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.
Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.
Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.
Планируемые результаты освоения предмета « Технология»
Учащиеся должны знать:
основные сведения о системности мира, потребностях человека и общества, их глобальных и частных (индивидуальных) проблемах;
зависимость развития техники (техносферы) от потребностей человека;
перспективы развития техники;
о влиянии техники на интеллектуальное и духовное развитие человека;
устройство технического объекта как системы, понятия подсистемы, надсистемы и элемента системы;
законы и закономерности строения и развития техники;
модели технических систем;
функции технического объекта и его элементов;
требования к техническому объекту;
недостатки технического объекта;
понятие технической задачи;
понятие технического творчества как вида технологии; методы технического творчества; виды и структуру технологических процессов.
Учащиеся должны уметь:
провести анализ технического объекта; определить его функции, структуру, сформулировать требования и найти недостатки;
сформулировать техническую задачу совершенствования или создания нового объекта техники;
применять методы технического творчества; разработать конструкцию несложных объектов техники; разработать технологический маршрут изготовления технического объекта и определить необходимые средства технологического оснащения;
изготовить несложные технические объекты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС
Тема урока
Кол-во часов
Теорет. занятий
П/р.
к/р
Основы предпринимательства
10
7
2
1
Информационные технологии (машинное делопроизводство)
7
3
4
Техническое творчество, основы художественного конструирования
8
5
3
Творческий проект
10
4
6
ВСЕГО
35
19
15
1
В содержании предмета «Технология» 10 класс можно выделить 4 основных раздела:
Основы предпринимательства
Информационные технологии (машинное делопроизводство)
Техническое творчество, основы художественного конструирования
Творческий проект
Раздел «Информационные технологии» предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования персональных ЭВМ (ПЭВМ) для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент, а вопросы алгоритмизации и программирования могут быть изучены в курсе «Информатика». На этот раздел за все годы обучения отводится 62 ч.
Раздел «Техническое творчество, основы художественного конструирования»способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий; в дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала.
Раздел «Техническое творчество» раскрывает творческие способности школьника, активизирует его потенциальные, продуктивные силы и дает возможность выбора пути самореализации в обществе.
Раздел «Творческий проект» позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
При изучении всех разделов учащиеся в своей деятельности постоянно собирают, анализируют, хранят и используют различную информацию, которую они получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.
В конце учебного года каждый учащийся выполняет проект.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Дата
№ п/п
Тип урока
Тема урока
Домашнее задание
Основы предпринимательства (10 ч)
Р/К
03.09.
1
Менеджмент в деятельности предпринимательства. Т/Б - № 53
*8 ст.50-56
10.09.
2
П/р.
Деловая игра: «Предприниматель – руководитель фирмы».
*8 ст.50-56
17.09.
3
к/р
Входная контрольная работа. Трудовой коллектив.
*4 ст.25-27
24.09.
4
Производительность и оплата труда.
*4 ст.25-27
01.10.
5
Маркетинг. Маркетинг в деятельности предпринимателя.
*10 ст.63-67
Р/К
08.10.
6
Себестоимость производства товаров и услуг.
*11 ст.68-76
15.10.
7
П/р.
Деловая игра: «Деловой план».
*11 ст.68-76
22.10.
8
Товары и услуги.
*11 ст.77-81
Р/К
29.10.
9
Финансовая деятельность предпринимателя. Прибыль и налоговая служба.
*11 ст.81-89
10
Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя.
*12 ст.96-103
Информационные технологии (машинное делопроизводство) (7 ч)
Р/К
11 (1)
Знакомство с основами делопроизводства и возможностями использования ПЭВМ.
*24-25
ст.183-188
12 (2)
П/р
Практическое занятие по подготовке документов.
*26 ст.188-192
13 (3)
Понятие об электронных таблицах.
*27 ст.195-196
14 (4)
П/р.
Финансовый расчет с помощью электронных таблиц и построение с их помощью диаграммы.
Принести финансовый отчет
Р/К
15 (5)
Элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ.
*29 ст.201-204
16 (6)
П/р.
Знакомство с использованием готовой базы данных для поиска, хранения и обновления информации.
*32ст.215-218
17 (7)
П/р.
Использование банков и баз в системе образования.
*34
ст.220-223
Техническое творчество, основы художественного конструирования (8 ч)
Р/К
18 (1)
Развитие материальной культуры и прикладного искусства. Единство красивого и функционального в народном искусстве.
Ст.6-42 (декор. прикл. Искуст. 5кл.)
Р/К
19 (2)
Дизайн в России. Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.
*17 ст.136-142
20 (3)
Формообразование. Факторы, влияющие на формообразование. Влияние на форму изделия, технологии и последовательности производства, ремонтоспособности.
*35
ст.224-230
21 (4)
П/р.
Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов.
Принести эскиз
бытовых изделий
22 (5)
Композиция. Зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры.
*35
ст.224-230
23 (6)
П/р.
Выполнение эскизов предмета с целью получить простую и функциональную форму.
Принести эскиз
24 (7)
Цвет. Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета.
Ст.7-9 (книга волшеб. клуб.)
25 (8)
П/р.
Решение цветового оформления изделия.
Выполнить изделие
Творческий проект (10 ч)
26 (1)
Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.
*36 ст.231-235
*40-41
ст.247-254
27 (2)
Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений.
*36 ст.231-235
*40-41
ст.247-254
28 (3)
Планирование и организация проекта с учетом требований дизайна и эргономики.
*37-38
ст.254-257
29 (4)
П/р.
Изготовление проектного изделия.
*42
ст.235-242
30 (5)
П/р.
Изготовление проектного изделия.
*43-44 ст.258-264
31 (6)
П/р.
Изготовление проектного изделия.
*44-45
ст.265-271
32 (7)
П/р.
Изготовление проектного изделия.
*17 ст.271-273
33 (8)
Текущий контроль и корректировка деятельности при выполнении проекта.
*48 ст.273-279
34 (9)
П/р.
Оценка качества выполненной работы.
*49 ст.279-282
35 (10)
П/р.
Защита проекта.
*15 ст.116-118
7
15
Итого 35 часов
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (10)
Цель обучения по разделу «Основы предпринимательства»:
воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;
подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина;
сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности.
Формирование первоначальных умений участия в предпринимательской деятельности; освоение некоторых методик и приемов выбора своего дела, принятие решений, умение анализировать и оценивать экономическую ситуацию; формирование экономической культуры, экономического мышления; воспитание у учащихся бережного отношения к ресурсам, трудолюбия, гуманности, порядочности.
Менеджмент в деятельности предпринимателя (2 ч)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Ресурсы предприятия. Внутренняя и внешняя среда. Коммуникации. Предпринимательская этика и предпринимательский климат.
Деловая игра. «Предприниматель — руководитель фирмы».
Трудовой коллектив (1 ч)
Понятие о трудовом коллективе. Условия найма. Контрактная форма найма. Рабочий день и его использование.
Деловая игра. «Контракт».
Производительность и оплата труда (1 ч)
Понятие о производительности труда. Пути повышения индивидуальной и коллективной производительности труда. Понятие об оплате труда. Системы оплаты труда: повременная и сдельная, договорная.
Маркетинг в деятельности предпринимателя (1 ч)
Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.
Себестоимость производства товаров и услуг (2 ч)
Понятие о себестоимости товаров и услуг. Пути снижения себестоимости продукции. Прямые и косвенные затраты.
Деловая игра. «Деловой план».
Цены товаров и услуг (1 ч)
Цены у производителя и продавца. Соотношение цены и стоимости. Понятие цены товаров и услуг. Стратегия цен.
Финансовая деятельность предпринимателя (1 ч)
Понятие о финансовой деятельности. Прибыль как источник расширения производства, оплаты труда и риска предпринимателя. Кредит и его цена. Отношения с банками.
Прибыль и налоговая служба (1 ч)
Налоги. Их значение в развитии страны. Виды налогов. Льготы по налогообложению. Ответственность налогоплательщика.
Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя (1 ч)
Деловая игра. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МАШИННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО) (7 Ч)
В ходе изучения раздела в X классе учащиеся знакомятся с основами делопроизводства и возможностями использования компьютера в делопроизводстве (текстовой редактор). Кроме того, учащиеся осваивают электронные таблицы и их использование в финансовых и других расчетах. В программу X класса входит также знакомство с базами данных и возможностями их использования для ведения документации в офисе, школе, на предприятии, в регистратуре поликлиники и т. п.
Знакомство с основами делопроизводства и возможностями использования ПЭВМ (2 ч)
Использование компьютера (текстового редактора) для составления и оформления типовой деловой документации. Печать документов.
Практическая работа. Знакомство с дополнительными возможностями текстового редактора по составлению и оформлению деловых документов с учетом действующих правил по делопроизводству. Печать документов.
Практические занятия по подготовке документов (1 ч)
Понятие об электронных таблицах. Работа с электронными таблицами (1 ч)
Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов. Деловая графика в электронных таблицах.
Практическая работа. Финансовый расчет с помощью электронных таблиц и построение с их помощью соответствующей диаграммы.
Элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ (1 ч)
Практическое занятие по бухгалтерскому учету (1 ч)
Веление документации в офисе, школе, на предприятии. Понятие о базе данных.
Практическая работа. Знакомство с использованием готовой базы данных для поиска, хранения и обновления информации.
Работа с базой данных (1 ч)
Практическая работа. Использование банков и баз данных в системе образования.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ (8 ч)
Теоретические сведения. Цель обучения по разделу «Техническое творчество», входящему в общий курс «Технология» -раскрыть творческие способности школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в обществе.
Практические работы. Самостоятельная работа школьников состоит в «придумывании» вариантов решений задачи, их анализе и выборе лучших, составлении эскизов решений, чертежей, схем и рисунков, посещении библиотеки во внеурочное время. Практические занятия связаны с изучением и освоением всех этапов создания нового объекта техники или декоративного изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в материале. Кроме того, в ходе обучения школьники выполняют два проекта.
Варианты объектов труда. Шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная лампа.
Развитие материальной культуры и прикладного искусства. Зарождение и становление дизайна. (1 ч)
Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и др.
Развитие машинного производства и деятельность У. Морриса, Г. Земпера. Создание в Германии П. Бернсом художественно- промышленного союза.
Дизайн в России (1 ч)
Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др.
Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.
Формообразование (1 ч)
Факторы, влияющие на формообразование: социальные (развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы, эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления.
Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.
Практически работа (1 ч)
Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная лампа.
Композиция (1 ч)
Геометрическая форма, зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры.
Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, Динамические ряды. Понятие о модуле.
Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Членение и группировка элементов композиции.
Практическая работа (1 ч)
Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму.
Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др.
Цвет (1 ч)
Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема.
Практическая работа (1 ч)
Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (10 ч)
Выбор темы проекта и проведение экспериментов (3 ч)
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Работа над проектом и его защита (7 ч)
Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.
Этапы выполнения проекта:
выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;
оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;
сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;
разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;
планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.
из древесины — шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы, разделочные доски, фигурки животных, игрушки;
и т. д.;
из металла — украшения с применением различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль);
из различных природных материалов — соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;
из текстильных материалов и нитей — детская, спортивная, форменная, нарядная, деловая одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды плетения (кружево, макраме, фриволите и др.), разнообразные виды вышивки, росписи по ткани ит. д.
Темы проектов: «День рождения», «Юбилей», «Новый год», «Масленица», «Крестины», «Питание в походных и экстремальных условиях», «Свадьба» и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технология: 10 кл. / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-граф, 2004.
Ермакова В. И. Основы кулинарии: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002.
Ермакова В. И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие для 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002.
Карабанов И. А. Технология обработки древесины: Учеб. для 5—9 кл. — М.: Просвещение, 2004.
Технология профессионального успеха: Учеб. для 10—11 кл. / Под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.
Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.