Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Календарно-тематическое планирование
5. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" составлена в 2016 году и относится к художественно-эстетическому направлению.
Программа "лоскутная пластика" рассчитана на один год, 36 недель (72 часа) обучения. Предусматривает занятия учащихся один раз в неделю по 2 часа. Прошла апробацию на кафедре технологии и профессионального образования Академии социального управления под руководством Нагель О.И.
Образовательной областью данной программы является изучение традиций и их проявление в народном творчестве, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах, изменяет интерьер квартиры и даёт новую жизнь старым вещам.
Предметной областью программы является художественное лоскутное шитье и виды аппликации, как аксессуары домашнего интерьера. В процессе практической работы, которая является основном формой обучения, учащиеся последовательно осваивают навыки изготовления лоскутных изделий с учетом современных технологий. Большинство видов прикладного искусства развивается на народной основе. Лоскутное шитье и аппликация - одни из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.
Занятия по народному декоративно-прикладному рукоделию имеют большое воспитательное значение. В настоящее время такое рукоделия становится все более распространенным в молодежной сфере. Данная программа соединяет сведения о лоскутном шитье, о традициях, аппликации и дополнительных видов декоративно-прикладного творчества. Изготовление изделий не требует больших материальных затрат. Из доступных, легко обрабатываемых материалов, даже из отходов домашнего хозяйства, учащиеся могут сделать много интересных и полезных вещей, что становится особо актуальным в наши дни.
Отличительная особенность программы: самопознание через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность организоватьребенка в социокультурной среде и создать условия для его творческой самореализации.
Цель программы:
Ознакомление учащихся с видами декоративно-прикладного творчества,с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
Задачи программы:
Образовательные: сформировать знанияпо лоскутной пластике на уровне применения в различных видах декора; обучить выполнять изделия в технике лоскутной пластики; расширить знания о традициях, творчестве, быте народов ХМАО-Югры.
Воспитательные: вызвать интерес к культуре и декоративно-прикладномутворчеству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности, трудолюбие, аккуратность, активность и самостоятельность; воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
Развивающие: развитие у детей художественного вкуса и творческихспособностей;самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать сенсорные и моторные навыки учащихся,пространственное воображение, глазомер.
Принципы программы:
Принцип творчества- развитие образного мышления.
Принцип индивидуально-личностного подхода, учет индивидуальных способностей и мнения каждого учащегося.Самостоятельный выбор деятельности на занятии.
Принцип коллективизма- изготовление коллективных работ через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.
Методы программы:
Наглядные- знакомство с иллюстративным материалом, образцами поделок, швов, которые сопровождают рассказ и беседу педагога.
Словесные- индивидуальные и групповые инструктажи, сообщения, рассказ, объяснение.
Практические- закрепление теоретических знаний. Педагог демонстрирует выполнение определенных операций и их последовательность.
Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении материала учитывается возрастная категория учащихся. Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности.Работать над собой, осознанно выполнять заданный материал,уметь анализировать свои ошибки.
На каждой ступени обучения большое внимание уделяется технике выполнения лоскутной пластики. Творческий рост учащихся -неотъемлемая часть задачи,которая стоит перед каждым педагогом .
Подведение итогов реализации образовательной программы.
- усвоение предусмотренного программой теоретического и практического материала учащимися;
-умение применять теоретические знания в выполнении практической работе.
В результате прохождения программного материала обучения, учащиеся имеют представление о:
истории старинного рукоделия- лоскутного шитья;
материалы применяемые в лоскутной пластике ;
технологических приемах выполнения лоскутного шитья из различных материалов;
различных видах лоскутного шитья;
Могут знать:
технику безопасности при работе с иглой,ножницами, швейными булавками;
свойства тканей;
ручные швы:
приемы выполнения машинных швов;
Могут уметь:
правильно организовывать рабочее место;
заправлять машину;
правильно подобрать ткань и подготовить её к работе;
отличать лицевую и изнаночную сторону ткани;
выполнять способы сборки лоскутов;
Могут владеть:
навыкам сметки изделия;
составлением композиционного построения узора;
знаниями о различных видах швов;
культурой оформления своей работы.
Планируемые результаты.
В процессе освоения программы у учащихся 6 классов будут сформированы личностные,метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
любовь и уважение к Отечеству,культуре, народным традициям;
интерес к воссозданию и изучению традиций лоскутного шитья;
чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность изделий народного творчества ,стремиться к совершенствованию личного мастерства;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям ,сопереживать.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью , корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять план ,схему )
пользоваться схемами,шаблонами ,технологией пошива изделия;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Программа предусматривает достижение следующих воспитательных результатов:
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными учащимися,достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету ,так и на занятиях дополнительного образования. Это такие результаты,как :
Второй уровень результатов:
участие школьников в школьных конкурсах, олимпиадах.
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
приобретение опыта самостоятельного поиска информации из разных источниках;
участие в олимпиадах,конкурсах муниципального и регионального и др. уровней.
Программа рассчитана на учащихся средних классов.
Форма занятий: групповая
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов
Учащиеся должны уметь:
работать с ножницами
пользоваться утюгом
определять вид ткани
разработать композицию лоскутного изделия
подбирать ткань в гармоничном сочетании
размечать рисунок на ткани
читать схему сборку изделий
располагать выкройки на ткани с учетом долевой нити ,припусков на швы
соединять детали кроя
выполнять различные операции на швейной машине
применять полученные знания в быту
Учащиеся должны знать :
технику безопасности при работе с булавками ,иголками ,ножницами
технику безопасности пользования утюгом
назначения и правила эксплуатации швейного оборудования
терминологию рукоделия
свойства ткани ,понятие долевой и поперечной нити
гармонию цветового круга
последовательность выполнения различных техник
Содержание программы.
1.Вводное занятие:
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества народов нашей страны.
Краткая история создания изделий из лоскутков. Традиции в искусстве народов нашей страны. Демонстрация образцов и изделий. Связь с направлениями современной моды. Возможности лоскутной пластики.
Организация рабочего места.Знакомство с оборудованием,инструментами.Правила поведения учащихся.Правила техники безопасности.
2.Основы материаловедения:
Классификация текстильных волокон.Определение натуральных и синтетических тканей.
Свойства тканей. Физико-химические свойства волокон .Технологические свойства растительных и химических волокон. Определение свойств тканей. Изучение свойств нитей основы и утка.Определение лицевой ,долевой нити в ткани. Определение в ткани вида переплетения.
Влажно-тепловая обработка различных тканей.Тканые и нетканые материалы.Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
3.Изготовление шаблонов,создание банка идей
Знакомство с различными способами изготовления шаблонов из бумаги.
Выбор изделия и техник выполнения. Выполнение эскиза в цвете.Изготовление шаблонов. Подбор ткани по фактуре и цвету.Раскрой по шаблонам.Соединение деталей между собой. Соединение в блоки. ВТО изделия.
4.Основы композиции
Композиция, ритм,раппорт,орнамент. Симметричное построение узора. Определение места и размера узора в изделии. Пропорции элементов. Цветовой круг. Теплые и холодные цвет.Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета. Выполнение эскиза в цвете.Подбор ткани по цвету,фактуре и рисунку.Составление мозаики из ткани.
5.Выбор схемы с помощью компьютерной программы.
Работа с компьютерной программой.
Выбор схемы,составление композиции, не используя компьютерную программу.
6.Основные приемы работы в технике лоскутного шитья.
Техника «полоска».Техники «квадрат», «треугольник».Ускоренные техники.
Изготовление шаблонов из картона,разработка эскиза изделия , расчет припусков на швы.
Треугольники. Из отдельных полос.Выполнение «лабиринта» из полос. Блоки. Сборка блоков.Выполнение узора из блоков.ВТО изделия. Выполнение образцов.
7.Классификация текстильных волокон.Подборка тканей по цвету, фактуре и рисунку.
Определение натуральных и синтетических тканей. Подборка ткани по цвету,фактуре,рисунку.Особенности тканей при выполнении изделия.Влажно-тепловая обработка тканей. Изделия,выполненные в сочетании различных техник. Соединение всех известных методов,неожиданные сочетания цветов и фактур ткани.
8.Машинные работы:
Знакомство со швейной машиной:устройство,назначение и принципы работы.Заправка верхней и нижней нитей.Уход за машиной.Классификация машинных швов.Частота строчки. Выполнение соединительных швов («расстрочной», «стачной», «настрочной» ).Выполнение краевых швов (в подгибку с закрытым срезом, с открытым срезом , окантовочным закрытым).
9.Технология выполнение изделий в лоскутной технике.
1.Традиционный шестиугольный орнамент. Косые ручные стежки. Посадка лоскутков на бумажную подкладку.
2.Соединение лоскутков. Потайной шов. Отделка. Изготовление мотивов орнаментов.Соединительные машинные швы. Краевые машинные швы. Декоративные швы. Выполнение образцов.
3.Ускоренные техники.Треугольники.Выполнение образцов из отдельных полос.Выполнение «лабиринта» из полос.Блоки. Выполнение узора из блоков.Узор «изба» (выполнение образца). Узор «пирамида» (выполнение образца).Отделка изделия .Обработка косой бейкой .Обработка каймой.
10.Изготовление изделий в технике «аппликация».Ремонт износившейся одежды.
Аппликация из бросового материала.Изготовление выкроек.Изготовление плоскостной аппликации. Накладная аппликация из ткани.Аппликация из кожи. Выбор кожи.Аппликация из меха .
11.Выставка творческих работ.
12. Защита проекта.
Методические пособия :
1.Большая детская энциклопедия Досуга . «РОСМЭН»,2001 г.-242с.
2.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесёл .Ярославль , « Академия»,1997г.-193с.
3.Каченаускайте Л.Аппликация .М.: АСТ ,Донецк :Сталкер,2005г.-76 с.
4.Пронина Л.Уроки детского творчества. М.: Просвещение ,2001г.-242 с.
5.Рукоделие .Лоскутная пластика .№2,2002 г.
6.Современная энциклопедия для девочек ./Авт.сост. .А. Добрицкая, .М. Волчек .-Мн.Современный литератор,1995 г-608 с .
7.Чудеса из ткани своим руками .Ярославль , «Академия»,1997г.-193с
8.Я познаю мир :История вещей .Дет. энцикл./Н.Орлова ,К.Буровик .М.:ООО Изд-во Астраль ,ЗАОНПП «Ермак»,2004г.-509 с .
Информационный материал по теме :
1.Техника безопасности при ручных и швейных работах
2.Дизайн интерьера
3.Цвет-один из важнейших элементов интерьера
4.История лоскутного шитья
5.Аппликация –древнейший вид рукоделия
6.Традиции нашего региона в рукоделии
Лекционный материал по теме:
1.Аппликация – один из видов рукоделия
2.Лоскутное шитье
3.Свойства ткани
4.Народные художественные промыслы
5.Рукоделие от древности до современности
6.Необходимые инструменты и приспособления для работы с тканью.
Тематические подборки:
1.Аппликация
2.Лоскутное шитье
3.Куклы
4.Декор интерьера
5.Ткани и инструменты .
Диагностический материал по теме :
1.Диагностика выявления индивидуальных способностей
2Диагностика личности
3.Диагностика результатов обучения
4.Изучение уровня освоения детьми знаний и умений по образовательной программе «Лоскутная пластика»
Для детей:
Схемы ,таблицы ,рисунки по теме :
1.Аппликация
2.Лоскутная пластика
3. Карточки задания, инструкционные карты по темам.