Рабочая программа по направлению «Технология. Технологии ведения дома. Сельскохозяйственный труд"», составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технологии ведения дома», и авторской «Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.
С учетом сельской школы данная программа является комбинированной и включает базовые и инвариантные разделы всех трех направлений.
Структура программы по учебному предмету «Технология» соответствует требованиям ФГОС и содержит восемь обязательных компонентов:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа ориентирована на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, знакомит учащихся с различными технологиями и готовит к профессиональному самоопределению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по технологии для 5 класса »
Муниципальное образовательное учреждение
Кадетская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена
На заседании МО Приказ по школе №
протокол № от «___» ________ 2013 г.
от «___» ___________ 2013 г.
Рабочая программа
по предмету «Технология»
(«Технологии ведения дома. Сельскохозяйственный труд»)
5 класс»
(70 часов, 2ч в неделю)
Учителя технологии
Талановой Ирины Борисовны
2013 - 2014 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология. Технологии ведения дома», составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технологии ведения дома», и авторской «Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.
С учетом сельской школы данная программа является комбинированной и включает базовые и инвариантные разделы всех трех направлений.
Структура программы по учебному предмету «Технология» соответствует требованиям ФГОС и содержит восемь обязательных компонентов:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа ориентирована на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, знакомит учащихся с различными технологиями и готовит к профессиональному самоопределению.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного образования в 5 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Документы, определяющие нормативно-правовую и информационную основу преподавания технологии
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст]/Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. (Стандарты второго поколения) - http://www.standart.edu.ru
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. - (Стандарты второго поколения)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии (утверждены приказом Минобрнауки РФ №1089 от 05.03.2004)
http://www.lexed.ru/standart/03/02/
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
Учащиеся должны овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
В 5 классах базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Технологии ведения дома» являются: «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий. Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбирается такой объект, процесс или тема проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. Кроме того, широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
в формировании ценностных ориентации в сфере созидательного труда и материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатамиосвоения учащимися курса «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметными результатамиосвоения курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатамиосвоения учащимися программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Тематический план
№ п\п
Направления, разделы и темы предметного содержания
ап
рп
из них
Пр.р.
Лаб.р.
Экск.
1
Введение
2
2
Вводное занятие
2
2
-
-
2
Технологии растениеводства
-
12
6
-
Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур
Приготовление завтрака Сервировка стола к завтраку.
2
1
1
5
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
32
22
7
5
Свойства текстильных материалов
2
3
-
4
Конструирование швейных изделий
4
3
2
-
Швейные ручные работы
4
3
1
Элементы машиноведения
4
6
2
1
Технология изготовления швейных изделий
15
7
1
6
Художественные ремёсла
10
7
Декоративно-прикладное искусство
1
1
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
1
1
Лоскутное шитьё
8
4
1
Экскурсия в краеведческий музей
1
1
7
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
4
11
итого
68
70
21
10
2
Поурочное планирование
№ п\п
№ урока в разделе
Дата
Тема урока
Содержание
Основные виды учебной деятельности обучающихся
д\з
Раздел 1 Вводное занятие 2 часа
1
1
Вводный инструктаж по ТБ
Вводный инструктаж по ТБ, правила поведения в кабинете «Технология», санитарно-гигиеническим требованиям.
2
2
Введение в предмет «Технология».
С3-4
Раздел 2 Технологии растениеводства
Осенний период – 6 часов
3-4
1-2
Основные направления растениеводства.
ИТБ. Правила безопасности труда в растениеводстве.
Основные направления растениеводства:
Полеводство, овощеводство, плодоводство,
Декоративное цветоводство.
Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке.
Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению.
5-6
3-4
Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона.
Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности.
Сбор семян овощных и цветочно-декоративных культур.
Экскурсия на школьный УОУ
7-8
5-6
Технология выращивания луковичных растений
Луковичные растения. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов
Подготовка участка к зиме (выбор способа укрытия,
заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), посадка луковиц
Раздел 3 Творческая проектная деятельность – 11 часов ( 4 часа - часы для изучения теоретических сведений, 7 часов -практическая работа над проектом проводится параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой проекта )
9
1
Что такое творческие проекты
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Варианты творческих проектов:
Планирование кухни столовой
Приготовление воскресного завтрака для всей семьи
Столовое белье
Фартук для работы на кухне
Наряд для завтрака
Лоскутное изделие для кухни-столовой
- Ознакомление с правилами поведения в
мастерской и на рабочем месте;
- Ознакомление с понятиями «проект»,
«основные компоненты проекта»,
«этапы проектирования»
П1
10
2
Этапы выполнения проекта
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.
П2
11
3
Технологический этап проекта
Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление.
П2
12
4
Как защищать творческий проект
Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия.
Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
П 30
Раздел 4 Оформление интерьера (Технологии домашнего хозяйства) – 4 часа
13
Запуск проекта № 1 планирование кухни-столовой
14
1
Интерьер и планировка кухни-столовой
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требова-ний. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформле-ние кухни.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете об «кухни с островом»
- Соблюдение правил ТБ
П.3
15
2
Декоративное оформление кухни.
П.3 с.15
16
3
Планировка своей кухни
Пр.р.1- Выполнение эскиза кухни-столовой
П.3. с 16-19
17
4
Бытовые электроприборы на кухне
Бытовые электроприборы на кухне.
Общие сведения о бытовых СВЧ-печах и холодильниках, о принци-
пах работы, видах и правилах эксплуатации.
л. р.1
Изучение потребности в бытовых приборах на кухне
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Ознакомление с историей СВЧ-печи;
- Поиск информации в Интернете об
уходе за холодильником
-- Соблюдение правил ТБ
П.4 с23
Раздел 5 Кулинария -12 часов
18
Запуск проекта №2 приготовление воскресного завтрака для всей семьи
19
1
Санитария и гигиена на кухне
ИТБ при обработке пищевых продуктов. Санитарные требования к помещению кухни. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
Проведение сухой и влажной уборки в помещении кухни. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.
П5
20
2
Здоровое питание
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Суточная потребность в витаминах. Первая помощь при ожогах, порезах и других травмах.
Л.р. 2
Определение качества питьевой воды
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о значении понятия «гигиена», о витами-
нах, содержащихся в овощах и фруктах
- Соблюдение правил ТБ
П6
3
Технология приготовления бутербродов
Продукты для приготовления бутербродов. Виды бутербродов, способы оформления, условия и сроки хранения
Изучение требований к качеству готовых бутербродов. С. 45-46 Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
П 7
21
4
Приготовление бутербродов
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
Пр.р. 2
Приготовление бутербродов
22
5
Технология приготовления горячих напитков
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Пр.р. 3
приготовление горячих напитков.
П8
23
6
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий
Крупы, бобовые и макаронные изделия, требования к их качеству. Первичная обработка круп, бобовых и макаронных изделий. Пищевая ценность. Виды тепловой обработки.
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Изучение упаковки из-под крупы;
-- Поиск информации в Интернете об истории и рецепте приготовления «гурьевской каши»
- Соблюдение правил ТБ
П9
24
7
приготовление блюда из крупы или макаронных изделий
Л.р.3 пр.р.4 приготовление блюда из крупы или макаронных изделий
П9
25
8
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов
Виды овощей. Содержание в них питательных веществ. Методы определения качества овощей. Технология механической обработки.
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей.
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о заболеваниях цинга и куриная слепота, причинах их возникновения и мерах профилактики
- Соблюдение правил ТБ
П10
26
9
Приготовление салата из сырых овощей
Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Пр.р. 5 Приготовление салата из сырых овощей.
П 10
27
10
Тепловая кулинарная обработка овощей
Тепловая обработка овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.
Пр.р.6
Приготовление блюд из вареных овощей.
П11
28
11
Технология приготовления блюд из яиц
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.
Л.р.5 Определение свежести яиц.
Пр.р.7 Приготовление блюд из яиц.
.
П12
29
12
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Особенности сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом
Пр.р.8
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
П 13
30
Раздел 6 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 22 часа
Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани. Виды хлопчатобумажных тканей.
Л.р. 7
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани;
Л.р. 8 сравнительный анализ прочности окраски тканей
П 14
34
3
Текстильные материалы и их свойства
Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды льняных тканей. Нитки, тесьма и лента.
Л.р. 9 изучение свойств тканей из хлопка и льна
П 15
35
Конструирование швейных изделий -3 часа
36
4
Изготовление выкроек
Инструменты и приспособления. Определение размеров швейного изделия.
Построение чертежей для кухонных изделий в масштабе 1:4 и натуральную величину по своим меркам.
П 16
37
5
Пр.р.9 снятие мерок и изготовление выкроек
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия.
Пр.р.9 снятие мерок и изготовление выкроек
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение размеров швейного
изделия
ройки
- Поиск информации в Интернете об истории фартука-передника, юбки
- Соблюдение правил ТБ
П16
38
6
Раскрой швейного изделия
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки. Обмеловка и раскрой ткани.
Пр. р.10 Раскрой швейного изделия
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Подготовка ткани к раскрою,
- Настил ткани,
- Раскладка выкроек,
- Обмеловка выкройки с учетом припус-
ков на швы,
- Выкраивание деталей швейного изде-
Лия
П.17
Швейные ручные работы -3 часа
39
7
Швейные ручные работы
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ.
П 18
40
8
Технология выполнения ручных стежков и строчек.
Технология выполнения ручных работ. Технология выполнения ручных стежков и строчек: сметочные, копировальные, обметочные строчки, косые обметочные, подшивочные косые, петельные стежки, пришивание пуговиц.
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Выполнение прямого стежка,
- Перенос линий выкройки на детали
кроя,
- Соблюдение правил ТБ
П 18 с 118
41
9
Пр.р. 11
изготовление образцов ручных работ
Пр.р. 11
изготовление образцов ручных работ
П18
Элементы машиноведения- 6 часов
42
10
швейная машина.
Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Уход за швейной машиной. Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Изучение правил безопасной работы на швейной машине с.125
П 19
43
11
Приемы работы на швейной машине
Л.р. 10 исследование работы регулирующих механизмов швейной машины
П 19
44
12
Основные операции при машинной обработке изделия
Подготовка швейной машины к работе. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей.
Безопасные приемы труда при работе на швейной машине.
П20
45
13
Изготовление образцов машинных работ
Пр.р12 Изготовление образцов машинных работ
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Изготовление образцов машинных
работ: обметывание, стачивание, застрачивание
- Соблюдение правил ТБ
П20
46
14
Влажно-тепловая обработка ткани
Оборудование для вто. Основные операции вто.
Пр.р.13
Проведение влажно-тепловых работ
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- приутюжить, разутюжить, заутюжить
- Соблюдение правил ТБ
П21
47
15
Машинные швы
Требования к выполнению машинных работ.
Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о значении старинного слова «тачать»
- Выполнение стачных швов вразутюж-
ку и взаутюжку
- Выполнение краевых швов вподгибку с открытым и закрытым срезами
- Соблюдение правил ТБ
П 22
Технология изготовления швейных изделий- 7 часов
48
16
Технология изготовления швейных изделий
Технологическая последовательность изготовления кухонного швейного изделия.
Обработка боковых и нижнего срезов изделия швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой.
Обработка накладного кармана. Соединения накладного кармана с изделием машинным швом. Изготовление пояса-кулиски. Изготовление пояса-завязки. Окончательная обработка изделия. Оборудования для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловой обработки изделия. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Контроль и оценка качества готового изделия.
Соединение накладного кармана с нижней частью изделия
П 23 с 140-141
54
22
Сбор деталей изделия
Пр.р. 14
С 140
Раздел 7 Художественные ремесла – 7 часов
55
Запуск проекта № 4«Лоскутное изделие для кухни-столовой»
56
1
Декоративно-прикладное искусство
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о народных промыслах, о способах украшения праздничной одежды в
Старину;
П24
57
2
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Орнамент. Символика в орнаменте.
Цветовые сочетания в орнаменте
Пр.р. 15 создание композиции в графическом редакторе
П25-27
57-58
3-4
Лоскутное шитье. Изготовление эскиза изделия.
ИТБ при работе с тканью, иглой, ножницами. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно- прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент.
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Изготовление шаблонов из картона.
П28
59-60
5-6
Выполнение изделия в технике лоскутного шитья.
Технология соединения деталей в лоскутном шитье между собой и с подкладкой.
Пр р 16 изготовление образцов лоскутных узоров
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных операций и
понятий по теме;
- Выкраивание деталей;
- Соединение деталей кроя
- Соблюдение правил ТБ
П 29
61
Экскурсия в краеведческий музей
Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др.
Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Раздел 2 «Сельскохозяйственный труд» - весенний период - 6 часов
62
Запуск проекта № 5 «Праздник первого салата»
63
1
Правила проведения фенологических наблюдений
ИТБ при работе на УОУ. Виды фенологических наблюдений для разных культур.
Проведение наблюдений за развитием растений. Занесение данных в дневник наблюдений
64
2
Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений.
Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растений
Выбор культур для весенних посевов, планирование их размещения на участке,
65
3
Понятие о сорте.
Понятие о сорте.
66
4
Пр. р. подготовка семян к посеву
Размножение растений семенами
67
5
Использование органических удобрений
Виды органических удобрений. Правила их использования
внесение удобрений (компост).
68
6
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков
Творческая проектная деятельность (завершение) – 2 часа
69
Итоговый мониторинг.
- работа с тестовым материалом
70
Защита проектов
Публичные выступления обучающихся с обоснованием представляемых объектов
Защита проекта
Содержание тем учебного курса
Вводное занятие (2 часа)
Основные теоретические сведения
Правила техники безопасности в кабинете «Технология». Санитарно-гигиенические требования. Общие правила техники безопасности. Что такое технология.
Творческая проектная деятельность (11 часов)
Основные теоретические сведения
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и за дачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия.
Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Варианты творческих проектов:
Планирование кухни столовой
Приготовление воскресного завтрака для всей семьи
Столовое белье
Фартук для работы на кухне
Наряд для завтрака
Лоскутное изделие для кухни-столовой
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (22 часа)
Элементы материаловедения (4 часа)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Прядильное производство. Ткацкое производство. Отделочное производство. Определение направления долевой нити. Определение лицевой стороны ткани. Виды хлопчатобумажных тканей. Виды льняных тканей. Нитки, тесьма и лента.
Практические работы
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Варианты объектов труда
Образцы ткани. Инструменты и приспособления.
Швейные ручные работы (3 часа)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ. Технология выполнения ручных работ. Технология выполнения ручных стежков и строчек: сметочные, копировальные, обметочные строчки, косые обметочные, подшивочные косые, петельные стежки, пришивание пуговиц.
Практические работы
Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.
Варианты объектов труда
Инструменты и приспособления. Изготовление образцов ручных работ
Элементы машиноведения (6 часов)
Основные теоретические сведения
Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобметочных и вышивальных машин с программным управлением. Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Челночное устройство универсальной швейной машины. Порядок его разборки и сборки. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной. Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда. Влажно-тепловая обработка ткани. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Изготовление образцов машинных работ.
Варианты объектов труда
Швейная машина. Образцы машинных работ. Утюжильная доска, утюг
Технология изготовления швейных изделий (7 часов)
Основные теоретические сведения
Швейные изделия для кухни. Инструменты и приспособления. Определение размеров швейного изделия. Построение чертежей для кухонных изделий в масштабе 1:4 и натуральную величину по своим меркам. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Технологическая последовательность изготовления кухонного швейного изделия. Обработка боковых и нижнего срезов изделия швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладного кармана. Соединения накладного кармана с изделием машинным швом. Изготовление пояса-кулиски. Изготовление пояса-завязки. Окончательная обработка изделия. Оборудования для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловой обработки изделия. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
Снятие мерок и изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка изделия по индивидуальному плану.
Варианты объектов труда
Инструменты и приспособления. Швейная машина. Утюжильная доска, утюг. Чертеж и выкройка для кухонного изделия. Виды отделки. Образцы ручных стежков, строчек и машинных швов. Кухонные швейные изделия.
Художественные ремесла (6 часов)
Лоскутное шитье
Основные теоретические сведения
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.
Орнамент. Символика в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета в орнаменте. Гармонические цветовые композиции. Создание композиции на компьютере с помощью графического редактора. Узор «спираль» в лоскутном шитье. Узор «изба» в лоскутном шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Практические работы
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку. Технология изготовления шаблонов из плотного картона. Технология выкраивания деталей. Технология создания лоскутного верха (соединения деталей кроя). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. Соединения деталей лоскутного изделия.
Варианты объектов труда
Образцы орнаментов. Инструменты и приспособления. Швейная машина. Лоскутные изделия.
Оформление интерьера (4 часа)
Основные теоретические сведения
Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.Проектирование кухни на компьютере. Бытовые электроприборы на кухне.
Практические работы
Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне.
Варианты объектов труда
Интерьер кухни, столовой.
Кулинария (12часов)
Основные теоретические сведения
Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Составление рациона здорового питания.
Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков.
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В. Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Приготовления завтрака. Столовые приборы и правила пользования ими. Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита. Приглашения и поздравительные открытки.
Практические работы
Проведение сухой и влажной уборки. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Приготовление салата из сырых овощей. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Нарезка продуктов. Разработка меню завтрака. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда
Рабочее место бригады. Таблицы, справочные материалы. Салаты из сырых и вареных овощей. Бутерброды и горячие напитки к завтраку. Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Сельскохозяйственный труд
Растениеводство – 12 часов
Осенние работы (6час)
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Основные теоретические сведения.
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Основные теоретические сведения
Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.
Практические работы.
Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения.
Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.
Практические работы.
Выявление и формулирование проблем, связанных с получением сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений и развитием растений, уборка и учет урожая, защита проекта.
Варианты тем проектов.
Самый ранний редис (морковь, свекла), «Праздник первого салата» (изучение сортов салатов, выбор самых ранних видов и сортов).
Критерии оценивания учащихся 5-9 классов
Система контроля и оценивания учебных достижений обучающихся
требования
вид контроля
форма контроля
личностные
предварительный
выставки начальной школы
текущий
устный опрос, наблюдение, практические работы
периодическая проверка ЗУ по разделу
самостоятельные работы
итоговый
выставка работ, презентации проектов
метапредметные
предварительный
входная диагностика
текущий
наблюдение, тестирование, творческие работы
итоговый
мониторинг
предметные
в сфере
а) познавательной
текущий
тест с многозначным выбором ответа, наблюдение
итоговый
мониторинг
б)мотивационной
текущий
устный опрос
итоговый
письменный опрос
в)трудовой деятельности
текущий
самоконтроль, практические работы, мини-проекты, взаимопроверка, инструкционные карты, самооценочная карта контроля
итоговый
тестирование, готовое изделие
г)физиолого-психологической деятельности
текущий
наблюдение, устный опрос, рефлексия
д) эстетической
текущий
наблюдение, творческие работы, самооценка по критериям
е)коммуникативной
текущий
наблюдение
итоговый
защита проекта, мониторинг
В заключении изучения разделов программы 5 класса проводится диагностика (тесты составляет учитель с целью выявления уровня знаний обучающихся) При составлении диаграммы полученных ранее результатов диагностик можно выявить результативность качества обучения
Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
При выполнении творческих и проектных работ
Технико-экономические требования
Оценка «5»
ставится, если учащийся:
Оценка «4»
ставится, если учащийся:
Оценка «3»
ставится, если учащийся:
Оценка «2»
ставится, если учащийся:
Защита проекта
Обнаруживает полное
соответствие
содержания доклада и
проделанной работы.
Правильно и четко
отвечает на все
поставленные
вопросы. Умеет
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.
Обнаруживает, в
основном, полное
соответствие
доклада и
проделанной
работы.Правильно
и четко отвечает
почти на все
поставленные
вопросы. Умеет, в основном,
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами
Обнаруживает
неполное
соответствие
доклада и
проделанной
проектной работы.
Не может правиль-но и четко ответить на отдельные
вопросы.
Затрудняется
самостоятельно
подтвердить
теоретическое
положение
конкретными
примерами.
Обнаруживает незнание большей части
проделанной проектной работы.
Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.
Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.
Оформление проекта
Печатный вариант.
Соответствие
требованиям
последовательности
выполнения проекта.
Грамотное, полное
изложение всех
разделов.
Наличие и качество наглядных
материалов
(иллюстрации,
зарисовки,
фотографии, схемы и т.д.). Соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Эстетичность
выполнения.
Печатный вариант.
Соответствие
требованиям
выполнения
проекта.
Грамотное, в
основном, полное
изложение всех
разделов.
Качественное,
неполное количество
наглядных
материалов.
Соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.
Рукописный
вариант.
Не соответствие
требованиям
выполнения
проекта.
Неграмотное
изложение всех
разделов.
Отсутствие
наглядных
материалов.
Устаревшие
технологии
обработки.
Практичес
кая направлен
ность
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
Выполненное изделие соответствует и может
использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.
Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении.
Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.
Соответст
вие технологии выполнения
Работа выполнена в соответствии с
технологией.
Правильность
подбора
технологических
операций при проектировании
Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения
Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению
Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется
Качество
проектного
изделия
Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия
Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается
Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению
Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия
При выполнении тестов, контрольных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы
Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы
Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы
Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик
получает возможностьпознакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные волокна.
Растительные волокна;
Лен;
Хлопок;
Машиноведение;
История создания швейной машины;
Лоскутное шитье;
Пэчворк;
Построение узоров в лоскутной пластике;
Виды машинных швов;
Виды одежды и ее назначение;
Снятие мерок и их запись;
Построение чертежа фартука в масштабе;
Построение чертежа фартука в натуральную величину;
Конструирование фартука;
Моделирование фартука;
Вышивка:
Вышивка. Свободные вышивальные швы.
3
Технические средства обучения
Телевизор, экран, компьютер, проектор
4
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам программы
Комплект диапозитивов по основным разделам и темам программы
5
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор ручных инструментов и приспособлений
Виды швов, вышивок, орнаментов
Комплект оборудования и приспособлений для ВТО
6
Натуральные объекты
Коллекции текстильных волокон
Коллекции текстильных материалов
Аптечка первой мед. Помощи
Игрушки и развивающие игры
Набор круп
Макеты, шаблоны:
М 5-1 – Шаблоны посуды для сервировки стола
М 5-2 – Рамка для ткачества
М 5-3 – Шаблон для изготовления лоскутных изделий
М 6-1 – Шаблон фартука для моделирования
М 6-2 – Макет шва
7
Оборудование кабинета (мастерской)
Парты ученические
Стулья ученические
Стол учительский
Стол демонстрационный
Машины швейные
Гладильная доска
Маникен учебный
Стенды с выставкой ученических работ
Секционные шкафы
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления плакатов и таблиц
Список литературы (основной и дополнительной)
Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Просвещение. Москва 2010.
Учебник «Технология» (5 класс) под редакцией В.Д. Симоненко, 2006 год;
Поурочные планы по учебнику (5 класс) / авт.-сост. Г.П. Попова, 2007 год;
Технология. 5 класс:Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.
Методическая литература: Е.Н. Перова «Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки)», 2006 год; Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова «Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс», 2006 год; Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.; Технология. 5 класс:Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.
Инструкционные карты: «Заправка ниток», «Ручные стежки и строчки», «При работе с тканью» и др.;
Книги по швейному делу, рукоделию, кулинарии: Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004г., Азбука шитья. /Зарецкая Т. И.Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000 г, Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004г; Л. Двинских «Как шить красиво»; «Школа шитья от burda»; Т.И. Еременко, Е.С. Забалуева «Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки»; Декор из ткани: шторы, покрывала, подушки / Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003; энциклопедии по шитью и рукоделию; Рыба и морепродукты / Пер. с англ. С. Пастуховой; Крупы, макаронные изделия и бобовые / Пер. с англ. Т. Парфеновой, Кухня на плите и примусе./ Сост. К.Я. Дедрина, Репринтное воспроизведение издания, Ленинград 1927г, 250 рецептов праздничного стола. – СПб.: «Полиграфуслуги»,2006, Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003г;
Литература, использованная при подготовки программы:
Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Просвещение. Москва 2010.- 115с.
Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003г. – 160 с.
Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с.
Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 296 с.
«Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
Дешево и сердито. 1000 кулинарных рецептов из того, что всегда под рукой. В.Михайлов, Д. Граве, НПК «Имидж LTD» Творческая мастерская «Кредо» 1992. -160с.
Шейте сами М.: Руководство Ассоциация «книга, просвещение, милосердие» при участии кооператива «минимакси» 1992. – 192с.
Технология. 5 класс:Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.
Литература, рекомендованная для учащихся:
Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.
Овощи / Пер. с англ. А. Чередниченко. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 160 с.
Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.
Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 288 с.
«Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
Яйца и сыры / Пер. с англ. А. Туровой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.