Программа внеурочной деятельности "Чудесная мастерская" ФГОС
Программа внеурочной деятельности "Чудесная мастерская" ФГОС
Программа внеурочной деятельности. Курс «Чудесная мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Чудесная мастерская" ФГОС»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Центр образования № 18" г.Тулы
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Чудесная мастерская»
(для учащихся 5 классов)
Учитель технологии Ефремова Наталья Владимировна
2016-2017 г.
I. Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
Декоративное творчество является составной частью художественно- эстетического образования федеральных образовательных стандартов.
Курс «Чудесная мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Содержание программы «Чудесная мастерская» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (бросовый материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, квилинг, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
• развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
• помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
• освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
• обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
• созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
• знакомству с историей пластилина, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России.
Цель программы:
• развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
2. Результаты изучения курса
Основные задачи программы:
• Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
• Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
• Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
• Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
• Изучение детьми различных видов народных промыслов;
• Понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;
• Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
• Владение приемами и техникой изготовления вышивки, лоскутной пластики, ткачества, низания бисера, методами художественного конструирования из бумаги;
• Применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.
• Развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.
Метапредметные результаты:
• Планирование процесса познавательной деятельности;
• Развитие творческих способностей у детей;
• Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;
• Развитие графических и конструктивных навыков и умений;
• Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;
• Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.
Личностные результаты:
• Бережное отношение к своему труду;
• Развитие трудолюбия и усидчивости;
• Овладение способностью самим создавать композиции работ;
• Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;
• Проявление технологического мышления при организации своей деятельности;
• Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.
3. Отличительные особенности программы:
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности, самостоятельного выполнения работ от эскиза до воплощения замысла в материале.
Программа рассчитана на период обучения – 1 год.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа курса внеурочной деятельности:
Программа рассчитана на детей 10-11 лет.
Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю.
Режим занятий:
• общее количество часов в год – 68ч.;
• количество часов и занятий в неделю - 2 раза по 1 часу.
Форма организации занятий –фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективное творчество, экскурсии.
Методы обучения – словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический.
В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках декоративно-прикладного искусства.
В конце учебного года ими выполняется защита творческого проекта, по качеству исполнения которого определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.
4. Учебно-тематический план.
№п/п
Название раздела
Кол-во теорет. часов
Кол-во практ. часов
Всего часов
1
Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом
2
-
2
2
Самодельные куклы из ткани
2
20
22
3
Выполнение работ в технике декупаж.
1
17
18
4
Лепка из соленого теста.
2
10
12
5
Техника изготовления цветов из бумаги.
1
9
10
6
Просветительская деятельность
-
2
2
7
Итоговое занятие
-
2
2
Итого:
8
60
68
5. Содержание программы.
Раздел 1. (2час)
Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по ТБ. Правила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом
Теоретические сведения:
- знакомство с содержанием вводного инструктажа
-ознакомление учащихся с расписанием занятий, содержанием программы первого года обучения
-беседа о правилах техники безопасности труда при работе с ножницами, клеем, бумагой и другими художественными материалами
- ориентирование учащихся на приобретение некоторых материалов и инструментов.
Раздел 2. Самодельные куклы из ткани (22час)
Теоретические сведения:
-знакомство с народными умельцами Тульской области;
-технология изготовления тряпичных кукол.
Практические занятия:
-приемы и способы изготовления традиционных народных кукол – обереги жилища;
-расчет необходимого количества ткани;
-заготовки из ткани для изготовления кукол;
- поэтапное изготовление кукол.
Примерный перечень работ:
- кукла «Ангелочек»;
- свадебные куклы «Неразлучницы»;
- кукла «Куватка»;
- кукла «На выхвалку»;
- кукла «Домашняя масленица»;
- кукла «день и ночь»;
- кукла родителям «Отдарок за подарок».
Раздел 3. Выполнение работ в технике декупаж (18час)
Теоретические сведения:
- понятие о технике декупаж, значение этого слова в переводе с французского
- история зарождения и разновидности техники декупаж.
Практические занятия:
- отработка навыков обращения с многослойными салфетками: отделение верхнего слоя, вырезание нужного рисунка
- подбор основы для задуманного изделия
- подготовка ткани: пропитывание клеем ПВА
- декорирование тканью выбранной формы, окрашивание ткани
- украшение вазы в технике декупаж;
- изготовление разделочной доски в технике декупаж;
Раздел 5. Техника изготовления цветов из бумаги (10 час)
Теоретические сведения:
- краткая историческая справка о технике изготовления цветов из бумаги;
- изготовление цветов;
- техники цветов из гофрированной бумаги;
Практические занятия:
- тонирование и состаривание бумаги;
- подбор основы для задуманного изделия;
- подготовка декоративных изделий;
- декорирование работ.
Примерный перечень работ:
- картины, топиарий.
6. Методическое обеспечение образовательной программы.
Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: материалов, элементов росписи, композиции, сложности задания и т.д.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы
Информационно-коммуникационные технологиибудут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с прикладным искусством, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.
Содержание учебного процесса строится на основании неоднократного
повторения одного и того же учебного материала с постепенным усложнением учебных заданий. В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении работ, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.
Выполнение изделий дает представление о форме, ее конструкции, композиции и оформлении изделий. На занятиях будут использоваться дидактические материалы – альбомы по различным видам прикладного искусства, работы педагога и детей.
Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, форме изделий, их элементах, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
Условия реализации программы:
Для успешной работы по программе необходимо:
хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;
оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;
инструменты: кисти, швейные машины, и др.;
материалы (нитки, ткани и т. д.);
методические пособия и разработки по различным видам декоративно – прикладного искусства.
7. Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности труда при работе с клеями, острыми, колющими и режущими инструментами
-название изученных техник декоративно-прикладного творчества
- значение терминов: декупаж, народное творчество
- особенности работы в техниках: декупаж, цветы из бумаги, квилинг, работа с тканью.
Обучающиеся должны уметь:
- четко работать с инструментами;
- эстетично оформить творческую работу;
- проводить анализ и самоанализ коллективных, личных работ.
Обучающиеся должны приобрести навыки:
- практических приёмов художественной обработки бумаги;
- планирования и выполнения индивидуальных и коллективных творческих работ;
- культуры труда: аккуратность, бережливость, экономное использование рабочих материалов.
8. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеется необходимая мебель, электрические розетки, освещение, а также мольберты, планшеты, тематические плакаты, дидактические плакаты, тематические выставки, наглядный материал, учебно-методические издания конспекты открытых занятий и другие материалы.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе учащиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты декоративно-прикладного творчества: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и другие компоненты.
Список литературы
Используемая литература
1. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск: РИФплюс,1997.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
7. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.
8. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
9. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
10. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
Свадебные куклы «Неразлучники». Подарок к свадьбе.
9-10
Кукла «Купавка», история происхождения.
11-12
Кукла Тульской губернии «Красота».
13-14
Кукла Параскева – берегиня женских ремесел.
15-16
Куколка на счастье. Делаем оберег своими руками.
17-18
Рамка – панно для народных кукол.
19-20
Оформление работ в мини-музей народной куклы.
21-22
Самостоятельная итоговая работа по народным куклам.
23-24
Экскурсия в библиотеку на выставки по рукоделию.
25-26
Раздел 2. Декупаж. История и разновидности декупажа. Материалы и инструменты.
27-28
Предварительная обработка горшка в технике декупаж на пластике.
29-30
Декорирование горшка в технике декупаж.
31-32
Открытка в технике декупаж.
33-34
Шар в технике декупаж, подготовка шара. Оформление шара в технике декупаж.
35-36
Декупаж по яичной скорлупе. Подготовка яичной скорлупы к работе. Наклеивание скорлупы, подготовка основы под декупаж.
37-38
Покрытие основы акрилом с промежуточной просушкой. Выбор салфеток, наклеивание на основу
39-40
Изделия из соленого теста. Овощи и фрукты из соленого теста. Приготовление теста. Лепка овощей и фруктов
41-42
Лакировка изделий. Оформление фруктов на доске.
43-44
Раздел 3. Изделия из соленого теста. Замес теста, лепка самовара. Окрашивание, просушивание самовара.
45-46
Объемная композиция из соленого теста «Самовар». Оформление работ.
47-48
Цветы из соленого теста, приготовление соленого теста, лепка цветов.
49-50
Окрашивание цветов. Оформление работы.
51-52
Объемная композиция из соленого теста «Булочная». Раскрашивание булочных изделий.
53-54
Объемная композиция из соленого теста «Булочная». Оформление работ.
55-56
Раздел 4. Цветы из бумаги. Материалы и инструменты. Упражнения по шаблонам. Объемный цветок с острыми лепестками лотос.
57-58
Оформление открытки цветком с добавлением атласных лент.
59-60
Украшение для интерьера, цветочная картина, подготовка шаблонов. Изготовление цветов.
61-62
Изготовление лепестков. Оформление работы в рамку.
63-64
Розы из салфеток для топиарий. Поэтапное изготовление топиарий.
65-66
Экскурсия в музей.
67-68
Итоговое занятие.
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагога:
1. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск: РИФплюс,1997.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
7. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.
8. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
9. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
10. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.