kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесная мастерская» (для учащихся 5 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы "Чудесная мастерская" реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классе в рамках ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесная мастерская» (для учащихся 5 классов)»


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Чудесная мастерская»

(для учащихся 5 классов)









Учитель технологии Гузенко Галина Александровна.

















2017-2018 г.





























I. Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

Декоративное творчество является составной частью художественно- эстетического образования федеральных образовательных стандартов.

Курс «Чудесная мастерская» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Содержание программы «Чудесная мастерская» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (бросовый материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, квилинг, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа способствует:

развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;

освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

знакомству с историей пластилина, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России.

Цель программы:

развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

2. Результаты изучения курса

Основные задачи программы:

Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Предметные результаты:

Изучение детьми различных видов народных промыслов;

Понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;

Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

Владение приемами и техникой изготовления вышивки, лоскутной пластики, ткачества, низания бисера, методами художественного конструирования из бумаги;

Применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.

Развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.

Метапредметные результаты:

Планирование процесса познавательной деятельности;

Развитие творческих способностей у детей;

Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;

Развитие графических и конструктивных навыков и умений;

Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;

Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.

Личностные результаты:

Бережное отношение к своему труду;

Развитие трудолюбия и усидчивости;

Овладение способностью самим создавать композиции работ;

Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;

Проявление технологического мышления при организации своей деятельности;

Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.

3. Отличительные особенности программы:

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности, самостоятельного выполнения работ от эскиза до воплощения замысла в материале.

Программа рассчитана на период обучения – 1 год.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа курса внеурочной деятельности:

Программа рассчитана на детей 10-11 лет.

Занятия проводятся в свободное от учебы время 2 раза в неделю.

Режим занятий:

общее количество часов в год – 68ч.;

количество часов и занятий в неделю - 2 раза по 1 часу.

Форма организации занятий –фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективное творчество, экскурсии.

Методы обучения – словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический.

В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках декоративно-прикладного искусства.

В конце учебного года ими выполняется защита творческого проекта, по качеству исполнения которого определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.









4. Учебно-тематический план.



п/п



Название раздела

Кол-во теорет. часов

Кол-во практ. часов

Всего часов

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом

2

-

2

2

Самодельные куклы из ткани

2

20

22

3

Выполнение работ в технике декупаж.

1

17

18

4

Лепка из соленого теста.

2

10

12

5

Техника изготовления цветов из бумаги.

1

9

10

6

Просветительская деятельность

-

2

2

7

Итоговое занятие

-

2

2


Итого:

8

60

68



































5. Содержание программы.

Раздел 1(2час)

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по ТБПравила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом

Теоретические сведения:

- знакомство с содержанием вводного инструктажа

-ознакомление учащихся с расписанием занятий, содержанием программы первого года обучения

-беседа о правилах техники безопасности труда при работе с ножницами, клеем, бумагой и другими художественными материалами

- ориентирование учащихся на приобретение некоторых материалов и инструментов.

Раздел 2. Самодельные куклы из ткани (22час)

Теоретические сведения:

-знакомство с народными умельцами Тульской области;

-технология изготовления тряпичных кукол.

Практические занятия:

-приемы и способы изготовления традиционных народных кукол – обереги жилища;

-расчет необходимого количества ткани;

-заготовки из ткани для изготовления кукол;

- поэтапное изготовление кукол.

Примерный перечень работ:

- кукла «Ангелочек»;

- свадебные куклы «Неразлучницы»;

- кукла «Куватка»;

- кукла «На выхвалку»;

- кукла «Домашняя масленица»;

- кукла «день и ночь»;

- кукла родителям «Отдарок за подарок».

Раздел 3. Выполнение работ в технике декупаж (18час)

Теоретические сведения:

- понятие о технике декупаж, значение этого слова в переводе с французского

- история зарождения и разновидности техники декупаж.

Практические занятия:

- отработка навыков обращения с многослойными салфетками: отделение верхнего слоя, вырезание нужного рисунка

- подбор основы для задуманного изделия

- подготовка ткани: пропитывание клеем ПВА

- декорирование тканью выбранной формы, окрашивание ткани

- украшение вазы в технике декупаж;

- изготовление разделочной доски в технике декупаж;

- украшение шкатулки в технике декупаж.

Примерный перечень работ:

разделочные доски, шкатулки, ежедневник, подсвечники, вазы, самовар.

Раздел 4. Лепка из соленого теста (12 час)

Лепка из соленого теста

Теоретические сведения:

- краткая историческая справка о технике лепки из соленого теста

- состав солёного теста, пропорции воды, муки и соли

- эластичность солёного теста

- способы лепки из соленого теста

- способы сушки солёного теста, подрумянивание

- лакировка изделий

- использование в работе готовых форм для выпечки, шаблонов

-обработка теста подручными средствами: чесноковыжималка, сито.

Практические занятия:

- составление солёного теста для лепки

- выполнение базовых форм для лепки: треугольник, квадрат, круг, шар, овал, ромб, колбаска и другие формы

- вырезание фигурок по шаблону

- упражнения по лепке из соленого теста

- изготовление выпуклых рельефов

- окрашивание теста

- выполнение работ из соленого теста, украшение изделий пуговицами, семенами овощей и трав, колосьями. Использование природного материала

- лепка объемных изделий из соленого теста. Лакирование изделий.

Примерный перечень работ:

- цветы, деревья, веночки, сердечки, яблоко, самовар, панно «Булочная».

Раздел 5. Техника изготовления цветов из бумаги (10 час)

Теоретические сведения:

- краткая историческая справка о технике изготовления цветов из бумаги;

- изготовление цветов;

- техники цветов из гофрированной бумаги;

Практические занятия:

- тонирование и состаривание бумаги;

- подбор основы для задуманного изделия;

- подготовка декоративных изделий;

- декорирование работ.

Примерный перечень работ:

- картины, топиарий.



6. Методическое обеспечение образовательной программы.

Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: материалов, элементов росписи, композиции, сложности задания и т.д.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с прикладным искусством, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.

Содержание учебного процесса строится на основании неоднократного

повторения одного и того же учебного материала с постепенным усложнением учебных заданий. В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении работ, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.

Выполнение изделий дает представление о форме, ее конструкции, композиции и оформлении изделий. На занятиях будут использоваться дидактические материалы – альбомы по различным видам прикладного искусства, работы педагога и детей.

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, форме изделий, их элементах, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

Условия реализации программы:

Для успешной работы по программе необходимо:

хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;

оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;

инструменты: кисти, швейные машины, и др.;

материалы (нитки, ткани и т. д.);

методические пособия и разработки по различным видам декоративно – прикладного искусства.





7. Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности труда при работе с клеями, острыми, колющими и режущими инструментами

-название изученных техник декоративно-прикладного творчества

- значение терминов: декупаж, народное творчество

- особенности работы в техниках: декупаж, цветы из бумаги, квилинг, работа с тканью.

Обучающиеся должны уметь:

- четко работать с инструментами;

- эстетично оформить творческую работу;

- проводить анализ и самоанализ коллективных, личных работ.

Обучающиеся должны приобрести навыки:

- практических приёмов художественной обработки бумаги;

- планирования и выполнения индивидуальных и коллективных творческих работ;

- культуры труда: аккуратность, бережливость, экономное использование рабочих материалов.

8. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеется необходимая мебель, электрические розетки, освещение, а также мольберты, планшеты, тематические плакаты, дидактические плакаты, тематические выставки, наглядный материал, учебно-методические издания конспекты открытых занятий и другие материалы.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе учащиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты декоративно-прикладного творчества: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и другие компоненты.















Список литературы

Используемая литература

1. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск: РИФплюс,1997.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

3. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

7. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

8. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

9. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

10. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

11. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

12. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

13. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.

14. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.

Список литературы для детей:

1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

4. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.









Приложение

Календарно-тематический план



№ п/п

Дата

Тема занятия

1-2


Раздел 1. Вводное занятие. Вводный инструктаж. Правила ТБ и ОТ на занятиях художественным трудом.

3-4


Куклы из бабушкиного сундука, обережные куклы «Отдарок на подарок».

5-6


Кукла «Ангелочек», тряпичная кукла ангел-хранитель.

7-8


Свадебные куклы «Неразлучники». Подарок к свадьбе.

9-10


Кукла «Купавка», история происхождения.

11-12


Кукла Тульской губернии «Красота».

13-14


Кукла Параскева – берегиня женских ремесел.

15-16


Куколка на счастье. Делаем оберег своими руками.

17-18


Рамка – панно для народных кукол.

19-20


Оформление работ в мини-музей народной куклы.

21-22


Самостоятельная итоговая работа по народным куклам.

23-24


Экскурсия в библиотеку на выставки по рукоделию.

25-26


Раздел 2. Декупаж. История и разновидности декупажа. Материалы и инструменты.

27-28


Предварительная обработка горшка в технике декупаж на пластике.

29-30


Декорирование горшка в технике декупаж.

31-32


Открытка в технике декупаж.

33-34


Шар в технике декупаж, подготовка шара. Оформление шара в технике декупаж.

35-36


Декупаж по яичной скорлупе. Подготовка яичной скорлупы к работе. Наклеивание скорлупы, подготовка основы под декупаж.

37-38


Покрытие основы акрилом с промежуточной просушкой. Выбор салфеток, наклеивание на основу

39-40


Изделия из соленого теста. Овощи и фрукты из соленого теста. Приготовление теста. Лепка овощей и фруктов

41-42


Лакировка изделий. Оформление фруктов на доске.

43-44


Раздел 3. Изделия из соленого теста. Замес теста, лепка самовара. Окрашивание, просушивание самовара.

45-46


Объемная композиция из соленого теста «Самовар». Оформление работ.

47-48


Цветы из соленого теста, приготовление соленого теста, лепка цветов.

49-50


Окрашивание цветов. Оформление работы.

51-52


Объемная композиция из соленого теста «Булочная». Раскрашивание булочных изделий.

53-54


Объемная композиция из соленого теста «Булочная». Оформление работ.

55-56


Раздел 4. Цветы из бумаги. Материалы и инструменты. Упражнения по шаблонам. Объемный цветок с острыми лепестками лотос.

57-58


Оформление открытки цветком с добавлением атласных лент.

59-60


Украшение для интерьера, цветочная картина, подготовка шаблонов. Изготовление цветов.

61-62


Изготовление лепестков. Оформление работы в рамку.

63-64


Розы из салфеток для топиарий. Поэтапное изготовление топиарий.

65-66


Экскурсия в музей.

67-68


Итоговое занятие.













































ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для педагога:

1. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск: РИФплюс,1997.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.

3. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

4. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.

5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

7. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.

8. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

9. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

10. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.

11. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.

12. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

13. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чудесная мастерская» (для учащихся 5 классов)

Автор: Гузенко Галина Александровна

Дата: 07.09.2017

Номер свидетельства: 427560


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства