Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
- Ребята, проверьте всё ли вы приготовили к уроку? Все принадлежности лежат на рабочем столе?
- Всё проверили и мы можем начинать урок.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний
Беседа.
– Мы продолжаем изучать способы оформления интерьера. Давайте вспомним что такое « интерьер» ( Внутреннее убранство помещений. Интерьер зависит от назначения).
-Расскажите об интерьере комнат вашего дома или дома ваших бабушек? Особенно обратите внимание на такие комнаты как кухня или столовая. ( дети говорят о том, что мамы и бабушки любят украшать столы и тумбочки салфетками)
ΙΙΙ .Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы и поговорим о салфетках и их способах изготовления. А так же научимся изготовлять плетёные салфетки.
ΙV.Изучение нового материала.
Информационный материал.
- Что такое салфетка и для чего она нужна? ( Работа со словарём)
Салф’етка, -и, женский род. 1. Предмет столового белья: платок для вытирания губ после еды. Крахмальная салфетка Бумажные салфетки. 2. Небольшая скатерть. 3. Кусок ткани для медицинских или гигиенических целей. Стерильные салфетки.
История возникновения салфетки.
Как театр начинается с вешалки, так и декор стола начинается со скатерти и салфеток. Наших прабабушек учили строго следовать определенным правилам использования столового белья. Под скатерть, например, полагалось подстилать мягкую и тяжелую ткань, например, фланель, которая не давала скатерти скользить и смягчала стук тарелок и приборов. А белую парадную скатерть полагалось туго крахмалить и заглаживать на ней в центре складку, которая укладывалась точно посередине стола. Строго регламентировался и цвет скатерти: так парадной, как мы уже говорили, должна быть скатерть белоснежная и плотная, а для чаепития или завтрака рекомендовались цветные или вышитые скатерти. При этом столовое белье, как и постельное, готовилось перед свадьбой в приданое невесты и заказывалось в монастырях, где оно вышивалось, отделывалось кружевом, вязаными вставками или мережкой.
Приемы отделки столового белья, как и традиционные материалы - хлопок и лен, пришли к нам из далекого прошлого. Самым распространенным и старинным украшением является вышивка, которая по технике исполнения делится на гладь, вышивку крестом, стебельчатым швом и позднее появившимся «рококо», когда нитка накручивалась на иголку, а в результате на ткани появлялись туго скрученные рельефные спиральки, образующие цветочный рисунок. Многоцветный растительный узор вышивали шелковыми нитями, и на скатерти распускались нежные маленькие букетики ландышей, фиалок, ромашек или сочные алые маки, среди которых «летали» вышитые райские птички. Вышивка «гладью с настилом» предполагала несколько слоев цветных нитей, и тогда рисунок приобретал рельеф и мог переливаться за счет просвечивающего нижнего слоя.
Помимо вышивки, традиционно русским украшением столового белья считается плетеное на коклюшках тончайшее кружево и мережка - это тоже вышивка, но нитками, обычно в тон ткани, по полоскам образованным на скатерти, когда часть ниток, составляющих ткань, из нее выдернуто. Из-за такой технологии мережка на скатерти образует только геометрические узоры, а плетеное кружево может украшать скатерть в виде отдельных фигурных вставок или прошв (вшитых полос), или пришиваться по краю. Тонкая филигранная работа, сложный ажур, непревзойденная по изяществу исполнения ручная работа придает скатерти вид настоящего произведения искусства.
2.Планирование работы.
- Нашу работу мы начнём с девиза: «За всякое дело берись умело». Как вы понимаете эту пословицу? ( Ответ детей)
- Вспомните этапы работы в технике прямого плетения?
План работы
1.Вырезать объект.
2.Сложить его пополам.
3.Провести ограничительные поля.
4.Сделать поперечные надрезы на бумаге от сгиба и до прочерченной линии.
5.Бумагу другого цвета разрезать на полосы.
6.Вплести полосы в объект и закрепить их клеем.
3.Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и правила санитарной гигиены.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила обращения с циркулем.
1. Храни циркуль в футляре.
2. Не держи циркуль ножками вверх.
3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон.
4. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой.
5. После работы убирай циркуль в футляр.
Санитарно-гигиенические требования.
Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол.
Стараться работать с небольшими перерывами.
Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху.
4.Самостоятельная работа
- Мы рассмотрим технологическую карту и будем по ней работать.
Технологическая карта
Из листа бумаги формата А-4 с помощью циркуля вырезаем круг радиусом 9 см.
В круге очерчиваем внутреннюю окружность радиусом 2 см.
Сгибаем его пополам и наносим разметку: делим круг на равные сегменты.
Разрезаем лист по нанесенным линиям со стороны края круга. Разворачиваем. Основа салфетки готова.
Из листа другого цвета вырезаем квадрат
Нарезаем из цветной бумаги полоски шириной 1 см.
Переплетаем полосками основу салфетки по заданному рисунку.
Концы полосок закрепляем клеем.
V. Подведение итогов урока
Попробуйте оценить свою работу и работу своего соседа, в этом вам поможет памятка 3 «Оценка выполненной работы» на с. 114 учебника. (дети оценивают работы и оформляют выставку). Посмотрите, ребята, какие красивые салфетки у нас получились. Каждый из вас внес свою лепту в создание такой красоты. Вы все молодцы, хорошо поработали и заслужили хорошие оценки.
VΙ. Рефлексия
Поделитесь мыслями о сегодняшнем уроке. Что вам понравилось?