Внеклассное мероприятие по технологии
«Город мастеров»
(для учащихся 5 классов)
Разработала
Учитель технологии
КГУ ОШ №9
г.Алматы.
Цели: - дополнить, обобщить, закрепить знания по разделам технологии;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус.
Оборудование: плакаты «Город мастеров», «Придворные», «Жюри»; царские указы, экран результатов конкурса; трафареты кукол; карточки-задания; коробочки с бисером, иглы, ножницы, нитки; цв. карандаши, ластик, альбомные листы; ткань для заплат; номера для участниц, сигнальные карточки; подарки для участниц.
Ход мероприятия:
Вступление.
У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в мир сказки «Город мастеров», а действующими лицами будем мы все.
Представление участников конкурса.
Сказочница.
- В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь с царицей. Всё было бы хорошо в этом царстве, да не было у них детей. И решили царь с царицей выбрать себе девочку в «Городе мастеров», чтобы стала она принцессой, да не просто красавицу, а ещё и рукодельницу. В тот же день и в тот же час, царь решил издать указ:
1 Глашатай:
- По всем углам, во все концы,
Спешат гонцы, спешат гонцы.
Всем! Всем! Всем!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
2 Глашатай:
- Указ тридесятого царства небывалого государства!
Если в тебе есть уверенность, что ты сможешь стать принцессой-рукодельницей, если ты сможешь понять и разгадать сказочные тайны, если ты мечтаешь достичь вершин совершенства в ведении домашнего хозяйства, приглашаем тебя, принять участие в конкурсе.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЦАРЬ.
Сказочница:
- Итак, со всего царства собрались девочки, которые желают стать принцессами.
Учитель об условиях конкурса.
Сказочница:
- Любила царица пословицы и поговорки, и придумала первое задание: «Назвать пословицы и поговорки о труде»
Учитель:
За 3 минуты написать как можно больше пословиц о труде.
Учащиеся зачитывают пословицы, каждая пословица оценивается 1 баллом (коронкой).
Подведение итогов.
Сказочница:
- Придворный повар захотел испытать девочек и придумал следующее задание.
На доске висят таблички с названиями овощей, ведущий зачитывает текст, участницы поднимают табличку с номером овоща, о котором идет речь.
1.Это двулетнее и многолетнее травянистое растение. Он содержит эфирные масла, сахар, витамины, кальций, фосфор, калий, железо и т.д. Но он не только вкусен и полезен. Еще в глубокой древности люди поняли, что он еще и целебен. Древние славяне применяли его как лекарство при многих заболеваниях. Сейчас доказано, что от летучих веществ – фитонцидов, в большом количестве выделяемых этим растением, гибнут болезнетворные бактерии.
Вопрос: О каком растении идет речь?
2. Вот уже IV тыс. лет её употребляют в пищу. Этот овощ относится к корнеплодным растениям. Он очень полезен, так как содержащийся в нем каротин в организме человека превращается в витамин А – витамин роста, особенно необходимый детям. Сок этого овоща назначают как лечебное питание при различных заболеваниях.
Вопрос: О каком овоще идет речь?
3. Это южное растение, его родина – Южная Америка. С точки зрения ботаники – это фрукт, но мы привыкли считать, что это овощ. Он употребляется в супах, соусах и др. видах как ингредиент первого и второго блюда. Вначале его европейцы сажали в саду для красоты. К середине 1700 годов его начали использовать в пищу.
4. Это очень древнее растение, и от него произошло немало других пригодных в пищу растений, среди которых есть такие, что вы никогда и не догадаетесь, что они имеют какое-то к ней отношение.
Много тысяч лет тому назад она была бесполезным растением, которое росло вдоль морского побережья. У неё были яркие желтые цветы и сморщенные листья. Наши предки считали её лечебным средством и рекомендовали лечить свежие раны, нарывы.
Вопрос: О каком овоще идет речь?
5. Попал этот овощ в Россию в начале XVIII века. ПетрI прислал его из Голландии и велел посадить в разных областях Российской империи. Крестьяне упорно не хотели его принимать. Сажать его заставляли насильно с помощью солдат. Но уже в прошлом веке популярность его стала так велика, что в Лондоне была организована европейская выставка кулинарных изделий из этого продукта.
Вопрос: О каком овоще идет речь?
Участницы поднимают номера.
Подведение итогов
Сказочница:
- Придворному конюху тоже захотелось испытать девочек, и придумал он следующее задание.
Заправить швейную машину и проложить строчку.
Подведение итогов конкурса.
Сказочница:
-Дошла очередь и до придворного портного. Он долго думал и приготовил им несколько испытаний.
1 испытание.
На доске таблички с терминологией по материаловедению (уток, кромка, основа, нити, пряжа). На заданные вопросы участницы поднимают карточки.
Вопросы:
-Неосыпающиеся края ткани?
-Из чего состоит ткань?
-Как называются нити, идущие вдоль ткани?
-Какие нити в ткани растягиваются больше?
-Что изготавливают из волокон?
Подведение итогов.
Сказочница:
-Будущую принцессу будут часто приглашать на балы, поэтому она всегда должна хорошо выглядеть, а значит одеваться со вкусом. И придумал портной 2 испытание.
Участницы за 6 минут должны нарисовать для бумажных кукол нарядную одежду.
Во время этого конкурса пажи играют с придворными (зрителями), загадывая загадки
Загадки:
-Сырым не съешь, а сваришь-выбросишь?
-Что бросают в кастрюлю перед тем, как варить?
-Как зовут вторую сестру малины?
-Какой продукт не испортишь килограммом соли?
-У каких народов петрушка являлась символом печали?
-Что любил Наполеон?
-Что общего у малины, ежевики, крыжовника?
-Чем хлеб в огонь сажают?
Подведение итогов.
Сказочница:
-Собралась царица на бал, надела бусы любимые, да нечаянно обронила и они рассыпались. Помогите царице собрать бусы.
В коробочках у участниц лежит бисер, нитки, игла. За 1минуту нужно как можно больше собрать бисер на нитку.
Подведение итогов.
Сказочница:
-Шел царь на конкурс принцесс, зацепил мантией за гвоздь и порвал любимую мантию. Давайте поможем царю!
Учитель:
Участницам конкурса за 10 минут предлагается сделать накладную заплату. На ваших столах лежат необходимые предметы и кусочки ткани.
Во время этого конкурса предлагается посмотреть сценки из школьной жизни.
Подведение итогов конкурсов.
Награждение победителя и участниц конкурса.