«Мастер – класс по изготовлению народной текстильной куклы «Колокольчик»,
«Мастер – класс по изготовлению народной текстильной куклы «Колокольчик»,
Внеклассное занятие проведено в 5 классе с детьми со сложной структурой дефекта.Занятие состоит из теоретической и практической части.Занятие начинается со стихотворения Т.Петуховой которое создает позитивный настрой на работу.В теоретической части занятия детям рассказывается о некоторых видах текстильной куклы, о истории и значении куклы в жизни русского народа весь материал сопровождеатся презентацией и легкой музыкой.В практической части дети выполняют куклу, практическая работа сопровождется инструкционной картой.Также в занятии присутствуют немаловажные элементы как физминутка, гимнастика для мелкой моторики пальцев рук и вконце занятия обязательная рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Мастер – класс по изготовлению народной текстильной куклы «Колокольчик», »
Казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО- Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.«Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида.
Аннотация
внеклассное занятие по изготовлению текстильной куклы колокольчик проведено в 5 классе со сложной структурой дефекта. Занятие состоит из теоретической и практической части.Занятие начинается стихотворением Т.Петуховой которое создает эмоциональную атмосферу.В теоретической части занятия детям рассказывается история кукол и их значение в жизни русского народа.В практической части дети выполняют куклу "Колокольчик" .Также в занятие присутствует физминутка и гимнастика для мелкой моторики пальцев рук.В конце занятия обязательно проводится рефлексия.
Конспект внеклассного занятия
«Мастер – класс по изготовлению народной текстильной куклы «Колокольчик»,
проведённого учителем профильного труда (швейного дела)
Павиной М.Ю. с учащимися Леушинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат VIII вида.
Леуши, 2013
Тема: Текстильная кукла-колокольчик
Цель: Научить детей создавать текстильную куклу «Колокольчик»
Дидактическая: Формирование навыков и приемов изготовления куклы-колокольчик в соответствии с народными традициями.
Развивающая: развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательная: аккуратности, внимательности, привитие навыков культуры труда.
Оборудование, материалы, инструменты
лоскуты белой и набивной ткани диаметром: 24, 21,18 см; 20х15 см; 20х20 см.
нитки для перевязывания
вата для набивки
тесьма, кружева, ленточки
ножницы для обрезания ниток.
образцы народных кукол (презентация)
инструкционные карты по изготовлению куклы
мультимедийный проект
Ход занятия
1.Организационный момент
Солнце яркое встает -
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке 'товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки, .
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша:
До чего же хороша!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник.
Он им, гости дорогие!
У нас игрушки расписные
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!
Т. Петухова
2.Основная часть
Этим веселым, радостным стихотворением мы начинаем наши занятия, посвященные игрушке. Игрушка — одно из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем. Ее отличает от других видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня рождения до старости. Создание игрушки - прекрасное, древнее и всегда молодое, веселое ремесло в мире. К тому же - это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых сказок, стихов и песен, начинается познание прекрасного, игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой.
В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать.
Но сегодняшняя наша беседа пойдет об игрушке особой — народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России.
• Сведения из истории.
Учитель. Так что же такое народная игрушка? Народные игрушки - это не те, которые создаются целыми партиями па фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу.
В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы. Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок е помощью традиционных приемов. В каждой местности были свои способы их изготовления. Давайте рассмотрим несколько рукотворных кукол.
Познакомьтесь, эта традиционная обережная кукла славян «Пеленашка» . Спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она обязательно находилась до крещения. Считалось, что кукла оберегает ребенка от опасности, защищает от злых духов и принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенному крестом малышу. Только после крещения куклу убирали из колыбели и старались ее сохранить.
Вот еще одна из кукол называется она кукла подружка-плакушка предназначалась для того, чтобы поделиться с ней радостью, пожаловаться в трудную минуту, открыть душу.
Мокредина
Кукла «мокредина» бытовала в Тульской губернии в конце XIX - начале XX веков. Это была кукла-шестиручница, изображавшая женщину-крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук.
Это обрядовая кукла. Женщины носили ее по деревне, затем шли в лес и хоронили, украшая могилу цветами, - считали, что это избавит от ненастья. Если дожди не прекращались, куклу делали еще раз, большего размера (до 1,5 метра высотой), и хоронили с большими почестями.
«Мокредипа» была тряпичной, делалась по типу куклы-закрутки. Острым угольком или карандашом на ее лице рисовали кружочки, похожие на капли дождя; украшали ее травой «кукушкины слезы», лопухами, цветами, зелеными листьями березы и веточками деревьев.
Вепсская кукла - оберег
Маленьким чудом может стать вепсская кукла-скрутка, названная так по имени народа, от которого она есть-пошла. Вепсы - люди непростые. Такую куклу делают для человека, которому сейчас нелегко. Ведь вепсская кукла, даже по внешнему виду напоминающая матушку-кормилицу, является олицетворением материнской заботы, женской защиты и любви. Часто такие куколки сопровождали ребенка с самого рождения, пока не изнашивались, ну а взрослым людям вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом.
Существует очень много видов тряпичной куклы и каждая несет в себе определенное значение, играет какую-то роль в жизни человека
Сегодня я дам вам возможность попробовать изготовить своими руками рукотворную куклу Вам предлагается выполнить Куклу "Колокольчик"- обереговая народная кукла. выполняется бесшовным способом. Куклу делали для того чтобы оберегать покой семьи, она приносит в дом Радость и Веселье, Удачу. А прежде чем мы приступим к изготовлению нашей куклы давайте немного отдохнем.
3.Физ.минутка.
Раз — подняться, потянуться Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место ти…
4.Практическая часть.
Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе.(какой формы лежат лоскутки у вас на столах)
В старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.
Как вы будем подавать ножницы если нас попросят?
А как вы ножницы после работы будете класть на стол, с открытыми или закрытыми лезвиями.
5.Гимнастика для мелкой моторики пальцев рук
Учитель: А для того, чтобы у нас с вами все получилось давайте наши пальчики разомнем.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
А потом опустим руки и слегка ими потрясем.
Порядок Изготовления: Разложите самый большой круг цветной ткани изнаночной стороной вверх и в центр поместите плотный комочек ваты (рис. 1). Переверните заготовку вниз и перетяните нитью два раза, придавая форму голове (рис. 2), снова переверните, уплотните вату с помощью ножниц, завяжите узел (рис. 3). На голову куклы наденьте средний по величине круг, перевяжите его нитью (рис. 4). Те же действия проделайте с оставшейся круглой деталью (рис. 5).
У прямоугольного лоскута белой ткани загните противоположные края по длинной стороне к середине внутрь (по 1 см) (рис. 6). Наденьте заготовку голову куклы и туго перевяжите ткань по линии шеи (рис. 7).
Свободные концы белой ткани расправьте, придайте каждому рукаву форму фонарика и перетяните на конце нитью (рис. 8).
На концы ажурной тесьмы нанесите клей, закрепите тесьму на голове куклы — получился кокошник. Поверх кокошника наденьте платочек из лоскута светлой ткани, концы завяжите сзади (рис. 9).
6.Рефлексия
- Понравилась вам работа, ребята?
- Что интересного вы сможете рассказать своим близким после нашего занятия?
- Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, принесет вам удачу, вызывает улыбку и создает хорошее настроение!