kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология обработки древесины ручным инструментом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Ознакомит учащихся с основными ручными инструментами для обработки древесины и приемами работы с ними.
  • Научит безопасно и правильно использовать ручные инструменты для выполнения технологических операций при изготовлении простого изделия из древесины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология обработки древесины ручным инструментом.»

Те5хнология, 5 класс

Тема: Технология обработки древесины ручным инструментом. Выполнение проекта «Изделие из древесины»: выполнение технологических операций ручными инструментами.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практическая работа)

Время: 90 минут (2 урока по 45 минут)

Цель урока:

  • Ознакомить учащихся с основными ручными инструментами для обработки древесины и приемами работы с ними.

  • Научить безопасно и правильно использовать ручные инструменты для выполнения технологических операций при изготовлении простого изделия из древесины.

  • Развивать навыки планирования работы, аккуратность, точность, самостоятельность и творческое мышление.

  • Воспитывать уважение к труду, культуру труда и бережное отношение к инструменту и материалам.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Познакомить с видами древесины и ее свойствами.

    • Изучить назначение и устройство основных ручных инструментов (пила, рубанок, стамеска, напильник, наждачная бумага).

    • Освоить основные приемы пиления, строгания, долбления, шлифовки и отделки древесины.

    • Научить читать и понимать чертежи простых изделий из древесины.

    • Освоить навыки разметки заготовок из древесины.

  • Развивающие:

    • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

    • Развивать пространственное мышление и конструкторские навыки.

    • Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

    • Развивать творческую активность и воображение.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы.

    • Воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам.

    • Воспитывать культуру труда и соблюдение правил техники безопасности.

    • Воспитывать уважение к профессии столяра (плотника).

Оборудование и материалы:

  • У учителя:

    • Образцы древесины различных пород (сосна, ель, береза, липа и т.д.).

    • Набор ручных инструментов (пила, рубанок, стамеска, напильник, шлифовальная бумага, молоток, угольник, линейка, карандаш).

    • Чертежи и эскизы простых изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).

    • Инструкционные карты с описанием приемов работы ручными инструментами.

    • Видеоматериалы (презентация, обучающие ролики) по теме урока.

    • Заготовки из древесины для демонстрации технологических процессов.

    • Тиски или верстак.

    • Индивидуальные средства защиты (очки защитные).

    • Аптечка.

    • Журнал учета посещаемости.

  • У учащихся:

    • Рабочая одежда (фартук или халат).

    • Заготовки из древесины (дощечки, бруски).

    • Ручные инструменты (если есть).

    • Карандаш, линейка, угольник.

    • Наждачная бумага.

    • Индивидуальные средства защиты (очки защитные).

    • Тетради, ручки.

План урока:

I. Организационный момент (3 минуты)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка посещаемости.

  • Проверка готовности к уроку (наличие рабочей одежды, инструментов и материалов).

  • Назначение дежурных.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Вопросы для повторения пройденного материала:

    • Какие виды материалов вы знаете?

    • Какие материалы относятся к природным материалам?

    • Какие инструменты вы знаете?

    • Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе в мастерской?

III. Мотивация учебной деятельности (7 минут)

  • Показ образцов изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).

  • Вопрос: "Как вы думаете, из чего сделаны эти предметы? Какими инструментами можно их изготовить?"

  • Сообщение темы и цели урока.

  • Объяснение значимости изучения данной темы для будущей трудовой деятельности.

IV. Изучение нового материала (25 минут)

  1. Древесина как материал:

    • Знакомство с различными породами древесины (береза, сосна, липа, дуб). Определение пород древесины по внешним признакам.

    • Свойства древесины:

      • Твердость

      • Плотность

      • Влажность

      • Текстура

      • Цвет

    • Применение различных пород древесины.

  2. Ручные инструменты для обработки древесины:

    • Пила:

      • Назначение: для распиливания древесины.

      • Виды пил (поперечная, продольная, лучковая).

      • Устройство пилы (полотно, ручка, зубья).

      • Правила работы с пилой.

    • Рубанок:

      • Назначение: для строгания древесины (выравнивание поверхности).

      • Устройство рубанка (корпус, нож, клин).

      • Регулировка рубанка.

      • Правила работы с рубанком.

    • Стамеска:

      • Назначение: для долбления отверстий, снятия фасок.

      • Виды стамесок (плоская, полукруглая).

      • Правила работы со стамеской.

    • Напильник:

      • Назначение: для опиливания и шлифовки древесины.

      • Виды напильников (крупный, средний, мелкий).

      • Правила работы с напильником.

    • Шлифовальная бумага (наждачная бумага):

      • Назначение: для окончательной отделки поверхности древесины.

      • Виды шлифовальной бумаги (по зернистости).

      • Правила работы с шлифовальной бумагой.

  3. Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами:

  • Работать только исправным инструментом.

  • Надежно закреплять заготовку в тисках.

  • Не отвлекаться во время работы.

  • Не держать руки в плоскости движения инструмента.

  • Не передавать инструмент режущей частью вперед.

  • Убирать рабочее место после окончания работы.

  • Обязательно надевать защитные очки.

V. Практическая работа (40 минут)

  1. Подготовка рабочего места:

    • Организация рабочего места в соответствии с правилами техники безопасности.

    • Проверка наличия необходимых инструментов и материалов.

  2. Выполнение проекта «Изделие из древесины» (на примере "Подставки под горячее"):

    • Разметка заготовки:

      • Чтение чертежа.

      • Перенос размеров с чертежа на заготовку с помощью линейки, угольника и карандаша.

    • Распиливание по разметке:

      • Запиливание.

      • Ведение пилы по линии разметки.

      • Контроль точности распиливания.

    • Строгание:

      • Установка рубанка на заданную глубину строгания.

      • Строгание поверхности заготовки.

      • Контроль качества строгания.

    • Шлифование:

      • Последовательное использование шлифовальной бумаги различной зернистости.

      • Шлифование поверхности и кромок заготовки.

      • Контроль качества шлифования.

    • Сборка (Если проект предусматривает сборку из нескольких деталей):

      • Склейка деталей или сбивание гвоздями

      • Проверка прочности изделия после сборки

Во время практической работы учитель контролирует соблюдение правил техники безопасности, оказывает индивидуальную помощь учащимся, демонстрирует правильные приемы работы.

VI. Закрепление изученного материала (5 минут)

  • Вопросы для закрепления:

    • Какие породы древесины вы знаете?

    • Для чего используется пила? Рубанок? Стамеска?

    • Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с ручными инструментами?

    • Какие операции вы выполняли сегодня на уроке?

    • Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?

VII. Подведение итогов урока (3 минуты)

  • Оценка работы учащихся на уроке.

  • Анализ допущенных ошибок.

  • Выставление оценок.

  • Уборка рабочих мест.

VIII. Домашнее задание (2 минуты)

  • Повторить изученный материал по конспекту.

  • Найти информацию о других ручных инструментах для обработки древесины.

  • Принести режущий инструмент для работы с древесиной (если есть).

Дополнительные рекомендации:

  • Перед началом урока необходимо провести инструктаж по технике безопасности и убедиться, что все учащиеся понимают правила работы в мастерской.

  • Во время практической работы необходимо обеспечить постоянный контроль за работой учащихся и оказывать им необходимую помощь.

  • Необходимо поощрять творческую активность учащихся и предоставлять им возможность вносить свои идеи при выполнении проектов.

  • Важно акцентировать внимание на качестве изготавливаемых изделий и воспитывать у учащихся ответственность за свою работу.

  • Можно организовать выставку лучших работ учащихся.



























Инструкционная карта №1: Работа с пилой

Инструмент: Ручная пила (лучше с мелким зубом для аккуратного пиления)

Цель: Научиться правильно и безопасно распиливать древесину.

Последовательность выполнения:

  1. Подготовка:

    • Наденьте защитные очки.

    • Надежно закрепите заготовку в тисках или на верстаке так, чтобы линия отреза была свободна.

    • Проверьте остроту пилы. Тупой пилой работать нельзя, она может соскользнуть.

    • Убедитесь, что рядом нет людей, чтобы случайно не задеть их пилой.

  2. Разметка:

    • Точно перенесите линию отреза на заготовку карандашом и линейкой.

    • Для ровного реза сделайте насечку ножом или стамеской по линии разметки.

  3. Начало пиления (запиливание):

    • Поставьте зубья пилы на размеченную линию.

    • Придерживайте полотно пилы большим пальцем, чтобы она не соскочила.

    • Сделайте несколько легких "тянущих" движений пилой на себя, чтобы образовалась небольшая канавка (запил).

  4. Пиление:

    • Держите пилу под небольшим углом к заготовке.

    • Выполняйте равномерные, плавные движения пилой всей длиной полотна, слегка нажимая на пилу при движении вперед и ослабляя нажим при движении назад.

    • Не давите сильно на пилу, это может привести к искривлению реза.

    • Следите за тем, чтобы пила шла точно по линии разметки.

  5. Завершение пиления:

    • Когда вы почти допилили заготовку, уменьшите нажим на пилу, чтобы избежать сколов древесины.

    • Придерживайте отпиливаемую часть рукой, чтобы она не отломилась под собственным весом.

Правила безопасности:

  • Работайте только исправной пилой.

  • Надежно закрепляйте заготовку.

  • Не держите руки близко к полотну пилы.

  • Не отвлекайтесь во время работы.

  • При необходимости используйте защитные очки.

Инструкционная карта №2: Работа с рубанком

Инструмент: Рубанок (с хорошо заточенным ножом)

Цель: Научиться строгать древесину для выравнивания поверхности.

Последовательность выполнения:

  1. Подготовка:

    • Наденьте защитные очки.

    • Надежно закрепите заготовку в тисках.

    • Проверьте остроту ножа рубанка и правильность его установки. Нож должен выступать из подошвы рубанка на небольшую величину (1-2 мм).

    • Перед началом работы рекомендуется слегка увлажнить поверхность древесины водой.

  2. Строгание:

    • Возьмите рубанок обеими руками: одной рукой держитесь за ручку, другой – упирайтесь в переднюю часть корпуса рубанка.

    • Приложите рубанок к заготовке под небольшим углом.

    • Начинайте строгать, плавно перемещая рубанок по поверхности заготовки.

    • Прилагайте равномерное усилие на рубанок во время движения.

    • При каждом проходе рубанка снимайте тонкий слой древесины.

    • Строгайте вдоль волокон древесины, чтобы избежать сколов.

  3. Контроль качества:

    • Регулярно проверяйте ровность поверхности с помощью линейки или угольника.

    • Если на поверхности остаются неровности, повторите строгание.

Правила безопасности:

  • Работайте только исправным рубанком с острым ножом.

  • Надежно закрепляйте заготовку.

  • Не держите руки перед рубанком во время работы.

  • Не пытайтесь строгать слишком толстый слой древесины.

  • При необходимости используйте защитные очки.

Инструкционная карта №3: Работа со стамеской

Инструмент: Стамеска (плоская или полукруглая), киянка (деревянный молоток)

Цель: Научиться долбить отверстия и снимать фаски с помощью стамески.

Последовательность выполнения (долбление отверстия):

  1. Подготовка:

    • Наденьте защитные очки.

    • Надежно закрепите заготовку в тисках.

    • Заточите стамеску.

    • Наметьте контур отверстия карандашом.

  2. Долбление:

    • Установите лезвие стамески на линию разметки.

    • Держите стамеску одной рукой, а другой – ударьте по рукоятке стамески киянкой.

    • Снимайте небольшие слои древесины.

    • Перемещайте стамеску по контуру отверстия, постепенно углубляясь.

    • Держите стамеску перпендикулярно к поверхности заготовки.

  3. Завершение долбления:

    • Когда вы достигли нужной глубины, выровняйте стенки отверстия.

Последовательность выполнения (снятие фаски):

  1. Подготовка: (аналогично долблению)

  2. Снятие фаски:

    • Установите стамеску под углом к кромке заготовки.

    • Снимите тонкий слой древесины, двигая стамеску вдоль кромки.

    • Повторите операцию несколько раз, пока не получите желаемый размер фаски.

    • Для большей плавности, используйте наждачную бумагу для сглаживания кромки.

Правила безопасности:

  • Работайте только исправной и хорошо заточенной стамеской.

  • Надежно закрепляйте заготовку.

  • Не держите руки перед лезвием стамески.

  • Не бейте по стамеске металлическим молотком.

  • При необходимости используйте защитные очки.

Инструкционная карта №4: Шлифовка древесины

Инструмент: Наждачная бумага (разной зернистости), брусок (для удобства)

Цель: Научиться шлифовать поверхность древесины для придания ей гладкости.

Последовательность выполнения:

  1. Подготовка:

    • Наденьте защитные очки.

    • Зашкурьте все острые углы и неровности

  2. Шлифование:

    • Начните шлифование с крупнозернистой наждачной бумаги, чтобы убрать крупные неровности.

    • Затем используйте среднезернистую наждачную бумагу для сглаживания поверхности.

    • Закончите шлифование мелкозернистой наждачной бумагой для придания поверхности максимальной гладкости.

    • Шлифуйте вдоль волокон древесины.

    • Периодически очищайте наждачную бумагу от опилок.

Правила безопасности:

  • Используйте защитные очки.

  • Шлифуйте в хорошо проветриваемом помещении.

  • Не прилагайте слишком большое усилие при шлифовании.

Важно:

  • На инструкционных картах можно использовать рисунки или фотографии для наглядности.

  • Инструкции должны быть понятными и лаконичными.

  • В каждой инструкции обязательно должны быть указаны правила техники безопасности.

  • Перед началом работы необходимо убедиться, что все учащиеся внимательно изучили инструкцию и понимают, как правильно пользоваться инструментом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Труд (технология)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология обработки древесины ручным инструментом.

Автор: Колесник Александра Георгиевна

Дата: 13.11.2025

Номер свидетельства: 677067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ."
    ["seo_title"] => string(33) "tiekhnologiiaobrabotkidrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "268602"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450651453"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. "
    ["seo_title"] => string(67) "oborudovaniie-rabochiegho-miesta-dlia-ruchnoi-obrabotki-drieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "225958"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439992269"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Контрольно-измерительный материал к разделу "Технология обработки древесины" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(92) "kontrol-no-izmieritiel-nyi-matierial-k-razdielu-tiekhnologhiia-obrabotki-drieviesiny-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111007"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1406896597"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины. Строение и свойства древесины "
    ["seo_title"] => string(100) "instrumienty-i-prisposoblieniia-dlia-ruchnoi-obrabotki-drieviesiny-stroieniie-i-svoistva-drieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "151474"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420711869"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Урок по технологии в 6 классе по теме: «Технология обработки древесины. Изготовление и декоративная отделка разделочной доски»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_tiekhnologhii_v_6_klassie_po_tiemie_tiekhnologhiia_obrabotki_drieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "469081"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525973381"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства