Просмотр содержимого документа
«Технология обработки древесины ручным инструментом.»
Те5хнология, 5 класс
Тема: Технология обработки древесины ручным инструментом. Выполнение проекта «Изделие из древесины»: выполнение технологических операций ручными инструментами.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практическая работа)
Время: 90 минут (2 урока по 45 минут)
Цель урока:
Ознакомить учащихся с основными ручными инструментами для обработки древесины и приемами работы с ними.
Научить безопасно и правильно использовать ручные инструменты для выполнения технологических операций при изготовлении простого изделия из древесины.
Развивать навыки планирования работы, аккуратность, точность, самостоятельность и творческое мышление.
Воспитывать уважение к труду, культуру труда и бережное отношение к инструменту и материалам.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с видами древесины и ее свойствами.
Изучить назначение и устройство основных ручных инструментов (пила, рубанок, стамеска, напильник, наждачная бумага).
Освоить основные приемы пиления, строгания, долбления, шлифовки и отделки древесины.
Научить читать и понимать чертежи простых изделий из древесины.
Освоить навыки разметки заготовок из древесины.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать пространственное мышление и конструкторские навыки.
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Развивать творческую активность и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы.
Воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам.
Воспитывать культуру труда и соблюдение правил техники безопасности.
Воспитывать уважение к профессии столяра (плотника).
Оборудование и материалы:
У учителя:
Образцы древесины различных пород (сосна, ель, береза, липа и т.д.).
Чертежи и эскизы простых изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).
Инструкционные карты с описанием приемов работы ручными инструментами.
Видеоматериалы (презентация, обучающие ролики) по теме урока.
Заготовки из древесины для демонстрации технологических процессов.
Тиски или верстак.
Индивидуальные средства защиты (очки защитные).
Аптечка.
Журнал учета посещаемости.
У учащихся:
Рабочая одежда (фартук или халат).
Заготовки из древесины (дощечки, бруски).
Ручные инструменты (если есть).
Карандаш, линейка, угольник.
Наждачная бумага.
Индивидуальные средства защиты (очки защитные).
Тетради, ручки.
План урока:
I. Организационный момент (3 минуты)
Приветствие учащихся.
Проверка посещаемости.
Проверка готовности к уроку (наличие рабочей одежды, инструментов и материалов).
Назначение дежурных.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Вопросы для повторения пройденного материала:
Какие виды материалов вы знаете?
Какие материалы относятся к природным материалам?
Какие инструменты вы знаете?
Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе в мастерской?
III. Мотивация учебной деятельности (7 минут)
Показ образцов изделий из древесины (подставка под горячее, полочка для книг, рамка для фотографии и т.д.).
Вопрос: "Как вы думаете, из чего сделаны эти предметы? Какими инструментами можно их изготовить?"
Сообщение темы и цели урока.
Объяснение значимости изучения данной темы для будущей трудовой деятельности.
IV. Изучение нового материала (25 минут)
Древесина как материал:
Знакомство с различными породами древесины (береза, сосна, липа, дуб). Определение пород древесины по внешним признакам.
Свойства древесины:
Твердость
Плотность
Влажность
Текстура
Цвет
Применение различных пород древесины.
Ручные инструменты для обработки древесины:
Пила:
Назначение: для распиливания древесины.
Виды пил (поперечная, продольная, лучковая).
Устройство пилы (полотно, ручка, зубья).
Правила работы с пилой.
Рубанок:
Назначение: для строгания древесины (выравнивание поверхности).
Устройство рубанка (корпус, нож, клин).
Регулировка рубанка.
Правила работы с рубанком.
Стамеска:
Назначение: для долбления отверстий, снятия фасок.
Виды стамесок (плоская, полукруглая).
Правила работы со стамеской.
Напильник:
Назначение: для опиливания и шлифовки древесины.
Виды напильников (крупный, средний, мелкий).
Правила работы с напильником.
Шлифовальная бумага (наждачная бумага):
Назначение: для окончательной отделки поверхности древесины.
Виды шлифовальной бумаги (по зернистости).
Правила работы с шлифовальной бумагой.
Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами:
Работать только исправным инструментом.
Надежно закреплять заготовку в тисках.
Не отвлекаться во время работы.
Не держать руки в плоскости движения инструмента.
Не передавать инструмент режущей частью вперед.
Убирать рабочее место после окончания работы.
Обязательно надевать защитные очки.
V. Практическая работа (40 минут)
Подготовка рабочего места:
Организация рабочего места в соответствии с правилами техники безопасности.
Проверка наличия необходимых инструментов и материалов.
Выполнение проекта «Изделие из древесины» (на примере "Подставки под горячее"):
Разметка заготовки:
Чтение чертежа.
Перенос размеров с чертежа на заготовку с помощью линейки, угольника и карандаша.
Распиливание по разметке:
Запиливание.
Ведение пилы по линии разметки.
Контроль точности распиливания.
Строгание:
Установка рубанка на заданную глубину строгания.
Строгание поверхности заготовки.
Контроль качества строгания.
Шлифование:
Последовательное использование шлифовальной бумаги различной зернистости.
Шлифование поверхности и кромок заготовки.
Контроль качества шлифования.
Сборка (Если проект предусматривает сборку из нескольких деталей):
Склейка деталей или сбивание гвоздями
Проверка прочности изделия после сборки
Во время практической работы учитель контролирует соблюдение правил техники безопасности, оказывает индивидуальную помощь учащимся, демонстрирует правильные приемы работы.
VI. Закрепление изученного материала (5 минут)
Вопросы для закрепления:
Какие породы древесины вы знаете?
Для чего используется пила? Рубанок? Стамеска?
Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с ручными инструментами?
Какие операции вы выполняли сегодня на уроке?
Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?
VII. Подведение итогов урока (3 минуты)
Оценка работы учащихся на уроке.
Анализ допущенных ошибок.
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
VIII. Домашнее задание (2 минуты)
Повторить изученный материал по конспекту.
Найти информацию о других ручных инструментах для обработки древесины.
Принести режущий инструмент для работы с древесиной (если есть).
Дополнительные рекомендации:
Перед началом урока необходимо провести инструктаж по технике безопасности и убедиться, что все учащиеся понимают правила работы в мастерской.
Во время практической работы необходимо обеспечить постоянный контроль за работой учащихся и оказывать им необходимую помощь.
Необходимо поощрять творческую активность учащихся и предоставлять им возможность вносить свои идеи при выполнении проектов.
Важно акцентировать внимание на качестве изготавливаемых изделий и воспитывать у учащихся ответственность за свою работу.
Можно организовать выставку лучших работ учащихся.
Инструкционная карта №1: Работа с пилой
Инструмент: Ручная пила (лучше с мелким зубом для аккуратного пиления)
Цель: Научиться правильно и безопасно распиливать древесину.
Последовательность выполнения:
Подготовка:
Наденьте защитные очки.
Надежно закрепите заготовку в тисках или на верстаке так, чтобы линия отреза была свободна.
Проверьте остроту пилы. Тупой пилой работать нельзя, она может соскользнуть.
Убедитесь, что рядом нет людей, чтобы случайно не задеть их пилой.
Разметка:
Точно перенесите линию отреза на заготовку карандашом и линейкой.
Для ровного реза сделайте насечку ножом или стамеской по линии разметки.
Начало пиления (запиливание):
Поставьте зубья пилы на размеченную линию.
Придерживайте полотно пилы большим пальцем, чтобы она не соскочила.
Сделайте несколько легких "тянущих" движений пилой на себя, чтобы образовалась небольшая канавка (запил).
Пиление:
Держите пилу под небольшим углом к заготовке.
Выполняйте равномерные, плавные движения пилой всей длиной полотна, слегка нажимая на пилу при движении вперед и ослабляя нажим при движении назад.
Не давите сильно на пилу, это может привести к искривлению реза.
Следите за тем, чтобы пила шла точно по линии разметки.
Завершение пиления:
Когда вы почти допилили заготовку, уменьшите нажим на пилу, чтобы избежать сколов древесины.
Придерживайте отпиливаемую часть рукой, чтобы она не отломилась под собственным весом.
Правила безопасности:
Работайте только исправной пилой.
Надежно закрепляйте заготовку.
Не держите руки близко к полотну пилы.
Не отвлекайтесь во время работы.
При необходимости используйте защитные очки.
Инструкционная карта №2: Работа с рубанком
Инструмент: Рубанок (с хорошо заточенным ножом)
Цель: Научиться строгать древесину для выравнивания поверхности.
Последовательность выполнения:
Подготовка:
Наденьте защитные очки.
Надежно закрепите заготовку в тисках.
Проверьте остроту ножа рубанка и правильность его установки. Нож должен выступать из подошвы рубанка на небольшую величину (1-2 мм).
Перед началом работы рекомендуется слегка увлажнить поверхность древесины водой.
Строгание:
Возьмите рубанок обеими руками: одной рукой держитесь за ручку, другой – упирайтесь в переднюю часть корпуса рубанка.
Приложите рубанок к заготовке под небольшим углом.
Начинайте строгать, плавно перемещая рубанок по поверхности заготовки.
Прилагайте равномерное усилие на рубанок во время движения.
При каждом проходе рубанка снимайте тонкий слой древесины.
Строгайте вдоль волокон древесины, чтобы избежать сколов.
Контроль качества:
Регулярно проверяйте ровность поверхности с помощью линейки или угольника.
Если на поверхности остаются неровности, повторите строгание.
Правила безопасности:
Работайте только исправным рубанком с острым ножом.
Надежно закрепляйте заготовку.
Не держите руки перед рубанком во время работы.
Не пытайтесь строгать слишком толстый слой древесины.
При необходимости используйте защитные очки.
Инструкционная карта №3: Работа со стамеской
Инструмент: Стамеска (плоская или полукруглая), киянка (деревянный молоток)
Цель: Научиться долбить отверстия и снимать фаски с помощью стамески.
Последовательность выполнения (долбление отверстия):
Подготовка:
Наденьте защитные очки.
Надежно закрепите заготовку в тисках.
Заточите стамеску.
Наметьте контур отверстия карандашом.
Долбление:
Установите лезвие стамески на линию разметки.
Держите стамеску одной рукой, а другой – ударьте по рукоятке стамески киянкой.
Снимайте небольшие слои древесины.
Перемещайте стамеску по контуру отверстия, постепенно углубляясь.
Держите стамеску перпендикулярно к поверхности заготовки.
Завершение долбления:
Когда вы достигли нужной глубины, выровняйте стенки отверстия.
Последовательность выполнения (снятие фаски):
Подготовка: (аналогично долблению)
Снятие фаски:
Установите стамеску под углом к кромке заготовки.
Снимите тонкий слой древесины, двигая стамеску вдоль кромки.
Повторите операцию несколько раз, пока не получите желаемый размер фаски.
Для большей плавности, используйте наждачную бумагу для сглаживания кромки.
Правила безопасности:
Работайте только исправной и хорошо заточенной стамеской.
Надежно закрепляйте заготовку.
Не держите руки перед лезвием стамески.
Не бейте по стамеске металлическим молотком.
При необходимости используйте защитные очки.
Инструкционная карта №4: Шлифовка древесины
Инструмент: Наждачная бумага (разной зернистости), брусок (для удобства)
Цель: Научиться шлифовать поверхность древесины для придания ей гладкости.
Последовательность выполнения:
Подготовка:
Наденьте защитные очки.
Зашкурьте все острые углы и неровности
Шлифование:
Начните шлифование с крупнозернистой наждачной бумаги, чтобы убрать крупные неровности.
Затем используйте среднезернистую наждачную бумагу для сглаживания поверхности.
Закончите шлифование мелкозернистой наждачной бумагой для придания поверхности максимальной гладкости.
Шлифуйте вдоль волокон древесины.
Периодически очищайте наждачную бумагу от опилок.
Правила безопасности:
Используйте защитные очки.
Шлифуйте в хорошо проветриваемом помещении.
Не прилагайте слишком большое усилие при шлифовании.
Важно:
На инструкционных картах можно использовать рисунки или фотографии для наглядности.
Инструкции должны быть понятными и лаконичными.
В каждой инструкции обязательно должны быть указаны правила техники безопасности.
Перед началом работы необходимо убедиться, что все учащиеся внимательно изучили инструкцию и понимают, как правильно пользоваться инструментом.