Address: Oyunskiy street 7, Mirny, Mirninsky district,
Republic of Sakha, Russia contact number: +7(914)257-67-69
Конспект занятия
к адаптированной дополнительной общеобразовательной программехудожественной направленности по витражу «Роспись по стеклу»
«Знакомство с витражом, роспись бабочек»
Аннотация. Данное занятие проводится с группой детей среднего и дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством "витраж", с различными техниками выполнения художественной росписи по стеклу. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В ходе занятия раскрываются проблемы экологии, защиты бабочек Якутии. Особое внимание уделено технике безопасности и здоровьесбережению обучающихся.
Ключевые слова: витраж, история витража ,витражное стекло.
Литература:
Декорирование стекла: роспись, декупаж, травление: издание для досуга / Ольга Воронова. Нижний Новогород: «Первая Образцовая типография», 2011. 109 с.
Роспись по стеклу:издание для досуга / Москва «Издательство АСТ», 2015.59с.
Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Текст] / Л.Н. Буйлова. - М.- 2002. -С.-198.
Гущина, Т.Н. Воспитываем творческую индивидуальность [Текст] / Т.Н.Гущина. - М.: АРКТИ. - 2012. – С.-160.
Раздел 4. Бабочки Якутии 12ч.
Тема: «Знакомство с витражом, роспись бабочек»
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием "Витраж", с различными техниками выполнения и художественной росписью по стеклу. Роспись бабочки витражными красками.
Задачи:
Воспитательные:
вызвать у детей интерес к занятию и положительные эмоции;
ознакомиться с техникой безопасностью при работе со стеклом;
формировать познавательную активность к декоративно-прикладному искусству;
научить разбираться в цветовом спектре, в теплых и холодных оттенках.
Коррекционно-развивающие:
развить композиционные и графические навыки, ориентирование на листе бумаги;
развить фантазию и воображение;
развить зрительную память творческое мышление;
развить интерес к изобразительному и декоративно прикладному искусству;
развитие мелкой моторики рук и, проявление индивидуальной фантазии у детей.
Оздоравливающе:
введение в структуру занятий физических минуток для глаз.
Методические приёмы:
Словесные - беседа и объяснение всех действий;
Наглядные- авторский дидактический материал: мультимедийные презентации «История витража от V-XXI вв.», «Бабочки Якутии, занесенные в Красную книгу»
Практические - физкультминутка Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко, сюрпризный момент - образцы картин «Бабочки», выполненных витражными красками, рассматривание картинок и образца, побуждение детей к действию.
Материальное обеспечение: мебель (стол и стулья), иллюстрации с изображением бабочек Якутии, клеёнка, салфетки бумажные сухие и влажные, стекло с фото рамкой (А4), карандаш простой, ластик, белые листы для эскиза, контур по стеклу черный «Decola», витражные краски, ватные палочки, цветные карандаши.
План занятия:
1. Организационный момент. ТБ. (5 мин.)
2. Знакомство с новой темой. Демонстрация и обсуждение. (15мин.)
3. Демонстрация готовых работ в технике «Витраж». (10 мин.)
4. Физкультминутка. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко. (15 мин.)
5. Творческая часть: Разработка эскиза бабочки, изучение цветовой гаммы, нанесение контура на стекло.(40 мин.)
Педагог: Здравствуйте ребята! Как у вас дела? Как настроение? (Ответы детей). Давайте я отмечу, кто присутствует сегодня.
Сегодня, на занятии мы с вами познакомимся с замечательной, интересной техникой росписи, которая называется «витраж» и используя эту технику нарисуем бабочку. Но прежде чем мы с вами начнем занятие давайте вместе повторим правила техники безопасности:
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
Не покидать свое рабочее место без разрешения педагога.
Колющие и режущие инструменты должны лежать в своих чехлах.
Во время работы на столе не должно, быть ни каких, посторонних предметов.
Не трогать розетки, выключатели, электроприборы.
Осторожно работать с красками.
После окончания работы убрать свое рабочее место, помыть руки с мылом.
2. Знакомство с новой темой.Демонстрация и обсуждение (15мин.)
Педагог: Ребята, вам знакомо слово «Витраж»? Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей). Давайте я немного расскажу об этой технике в декоративно прикладном искусстве.
Спасаясь от бури, богатый купеческий корабль укрылся в бухте. Мореплаватели решили обогреться, приготовить пищу. Но берега бухты были, песчаными и не нашлось, даже несколько камней для очага. Кто-то предложил принести с корабля несколько кусков соды (именно с этим грузом шло судно). Очаг сложили, развели костер. Плотно поужинав, купцы уснули. А утром возле очага их ожидал сюрприз, на месте очага они нашли несколько гладких пластин, через которые можно было увидеть смутно свет. Согласно легенде именно так, совершенно случайно было изобретено стекло. Конечно, в первое время оно было другим, чем сейчас.
"Витраж" – французское слово, которое произошло от латинского слова "vitrum" - стекло. Это картина или орнаментальная композиция из цветного стекла. Предлагаю вам посмотреть презентацию «История витража от V-XXI вв.», картины выполнены в технике "Витраж".
VI –VII вв. нашей эры христианская католическая церковь стала использовать витраж для создания особой эмоциональной атмосферы внутри зданий.
(рис. 1)
В 1930 году археологами при раскопках было обнаружено самое древнее из уцелевших образцов витражей голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия.
(рис. 2)
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора
(рис. 3) (рис. 4) (рис. 5) (рис. 6) (рис. 7)
Это расписное окно является самым ранним, из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия.
(рис. 8)
Витражи в Торговом Доме Елисеевых на Невском проспекте, установлены в 1900-х, утрачены в 1930-х. то, что сохранилось.
(рис. 10)
Педагог: Дети, ну вот Вы уже познакомились с историей витража. Какие картины вам больше понравились?(Ответы детей)
3. Демонстрация готовых работ в технике «Витраж» (10 мин.)
Педагог: Ребята сейчас я вам покажу наглядные примеры картин в технике витраж, которые рисовали такие же, как Вы дети в студии «Роспись по стеклу». Посмотрите, пожалуйста, что на них изображено, в каком стиле они выполнены? (Ответы детей).
Педагог: Совершенно правильно, здесь изображены птицы, бабочки, цветы. Работы выполнены в классическом, современном, стиле. Обратите внимательно, как аккуратно выполнены все работы. Я уверена, что у вас все получится так же красиво и ярко.
4. Физкультминутка. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко (15 мин.)
Педагог: дети вы немного устали, особенно ваши глазки. Ведь мы сейчас с вами и читали, и смотрели слайд презентацию, поэтому мы должны обязательно сделать зарядку для глаз, а чтобы они были, здоровыми мы снимем напряжение.
1. Первое упражнение «Пальминг».
Ваши ладошки обладают энергетическими свойствами, излучают целебную энергию, не случайно вы прикладываете ладони к больному месту, наши с вами ладошки волшебные. Пожалуйста, сядьте удобно, полностью на весь стул, спина ровная, без напряжения, локти поставьте на стол, молодцы! Я буду показывать упражнения, а вы за мною повторяйте. Потрите одну ладонь о другую до тепла (Рис. 11), наложите разогретые ладони, на глаза перекрестив пальцы на лбу (Рис. 11). Опустите веки, расслабитесь и дышите медленно. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
(рис 11.)
2.Второе упражнение «Верх-вниз, влево-вправо».
Двигаем глазами вверх-вниз, влево-вправо, зажмуримся, снимаем напряжение, считая до десяти. Молодцы.
3. Третье упражнение «Круг».
Представим себе большой круг. Обводим его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Четвертое упражнение«Квадрат».
Представьте себе квадрат. Переводите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата. Ну и давайте к самому веселому.
5. Пятое упражнение «Подражание в гримасах».
Предлагаю изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасу ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо - вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изображаем кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку).
Педагог: а теперь переменка 10 минут. Сходите, прогуляйтесь, попейте воды ит. д.
5. Творческая часть: Разработка эскиза бабочки, изучение цветовой гаммы, нанесение контура на стекло (40 мин.)
Педагог: на втором занятии мы переходим к творческой части, будем пробовать создать свой собственный шедевр. Я предлагаю нарисовать витражных бабочек.
Сейчас я вам раздам: бумагу, простые карандаши, ластик, цветные карандаши, черный фломастер, и фотографии разных, красивых бабочек, которые обитают в разных уголках нашей планеты. Внашей республике Якутия естьбабочки, которые занесены в красную книгу: Аполлон обыкновенный; Аполлон Аммосова; Бархатница Аммосова; Медведица Менетрие; Медведица Пюнгелера, или Фридолина; Медведица Ольшванга; Медведица Арктическая, или Высокогорная; Чернушка Гольцовая (якутский подвид); Малый Ночной Павлиный Глаз (показ презентации «Бабочки Якутии, занесенные в Красную книгу»). Посмотрите, какие они все красивые, у каждой свой характерный рисунок на крыльях и окрас, если вы увидите их в природе, то просьба не трогать их, учитесь наблюдать и любоваться, не причиняя вреда!
Педагог: а сейчас предлагаю, проявить фантазию и воображение, может именно ваша бабочка, где-то далеко, далеко обитает, но ее еще никто не видел, давайте же нарисуем ее.
Ваша задача: Нарисовать на листе бумаги бабочку, разбить ее на мозаику. И каждую часть разукрасить цветными карандашами. Далее берете черный фломастер и каждую часть по контуру обводите. Если кому-то нужна будет помощь, поднимите руку, и я с радостью помогу вам.(Дети приступают к выполнению эскиза).
Пока вы рисуете эскиз для витража, давайте вспомним про цветовую гамму.
Педагог: Бывают холодные и теплые цвета. Кто расскажет о "теплых" цветах, какая у вас ассоциация?
Дети…Теплые ассоциируются с радостью, солнцем, огнем, летом.
Педагог: Правильно, спасибо. Поэтому в них больше красного, оранжевого, желтого цвета.
Педагог: а какие холодные цвета, с чем они ассоциируются?
Дети… голубой, синий, фиолетовый. Эти цвета мне напоминают зиму, снежинки, морозные узоры на окне, лед, снег. Молодцы.
Педагог: а теперь отгадайте загадку - «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», какие цвета спрятались в словах загадки?
Педагог: о каждом цвете можно многое сказать, цвета используют в символике, например, флаг Республики Саха Якутии (Рис. 12) символизируется по цветам:
Голубой фон республиканского флага Саха олицетворяет красоту и величие Якутии, очарование Севера и непростые условия жизни местного населения.
Белая полоса – образ снега, а также символ чистоты и доброты.
Красный – традиционный цвет в прикладном искусстве якутов.
Зеленый – ассоциация с зеленью местной природы и дружбой между народами севера. Белый круг в центре флага – образ полярного солнца и традиционный символ связи с предками согласно древнему якутскому эпосу.
(Рис. 12)
Цвета оказывают сильное влияние на эмоции человека, могут возбуждать, согревать, успокаивать. Мягкие, словно приглушенные цвета создают особое лирическое настроение. Тонкие цветовые переливы голубых, фиолетовых, желтых, зеленовато-охристых красок передают настроение легкой меланхолии и светлой печали, мягкой расслабленности и внутренней сосредоточенности.
Педагог: вижу, что вы нарисовали эскиз прекрасной бабочки и готовы преступить к росписи на стекле, но прежде давайте познакомимся с правилами техники безопасности при работе со стеклом:
Кромки стекла необходимо проклеить малярным скотчем;
Работать со стеклом нужно с максимальной осторожностью и вниманием;
Стекло накладывать на эскиз плавно, без резких движений и рывков;
Работать со стеклом необходимо чистыми руками, не оставляя отпечатков;
Готовое витражное стекло переносить в свёртке из бумаги или ткани.
Чтобы рисунок получался четким, аккуратным и точным, тюбик с краской необходимо держать в руке крепко, вертикально вверх. При нанесении краски на стекло не делать сильный нажим. Тогда линия будет получаться тонкой и ровной. Давайте попробуем на бумаге, а затем – в уголке работы на стекле. Теперь, когда вы попробовали, вам надо подложить ваш эскиз бабочки под стекло, берем тюбик с витражным контуром и медленно, не спеша обводим рисунок по стеклу в соответствии с контуром, нанесенным на листе бумаги. Работаем сверху вниз. Если кто не аккуратно провел линию контуром, не расстраивайтесь, я вам раздам ватные палочки, и вы аккуратно исправите ошибку. (Дети приступают к выполнению задания)
6. Рефлексия. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Педагог: Сегодня наше занятие подходит к концу. Давайте вытрем наконечник салфеткой и закроим наши тюбики. Посмотрим, у кого какая бабочка получилась (рис.13, рис. 14).
(Рис.13) (Рис.14)
Вы все справились с эти заданием, у всех очень красиво, интересно получилось. Ребята, что вы запомнили из того, что я рассказывала вам сегодня о витражах? Что было для вас новым, из того, что мы обсуждали о технике росписи «витраж»? Что удивило? (Ответы детей). Давайте уберем свои рабочие места и пойдем мыть руки.
Всем спасибо, мне очень понравилось, что вы были активные и внимательно слушали меня, на следующем уроке мы с вами приступи к нанесению краски на стекло.