Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Учебный предмет «Технология» является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии, 2 класс»
I.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования , с учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары, авторской программой «Художественный труд и искусство» О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой; учебником «Технология. («Прекрасное рядом с тобой»)», (О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, - М.: Баласс, 2012).
Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Учебный предмет «Технология» является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы .Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык- развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).Литературное чтение- работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство- использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личностикаждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); -развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; -формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития. - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; -формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создаёт важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счёте низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним
II. Общая характеристика учебного предмета
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической карте мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают перед нами в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары предмет «Технология » изучается во 2 классе в объеме 34 часов (по 1 часу в неделю).
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально-значимых личностных качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности
VI. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии:
общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания;
технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты;
конструирование и моделирование;
практика работы на компьютере
национально-региональный компонент
Содержание программы (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 часов)
Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ самовыражения человека. Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).
Природа - источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды (общее представление).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.
Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 час)
Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, пряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.
Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование (7 часов)
Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Использование информационных технологий (4 часа)
Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисование на компьютере.
В том числе НРК:Народные мастера-умельцы Чувашии. Орнамент в облике Чувашии. Цвета чувашской вышивки. Театр кукол г. Чебоксары
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся.
Название разделов
Общее количество часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
6
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опо рой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
- с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствии предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата;
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
17
Конструирование
7
Использование информационных технологий
4
оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; моделировать несложные изделия с разнообразными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); конструировать объекты с учётом технических и художественно-декора тивных условий: определять особенности конструкции; участвовать в совместной твор ческой деятель ности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; осуществлять самоконтроль;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
С помощью учителя:
- наблюдать мир образов на экране компьютера (графика, тексты, видео, интерактивное видео);
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты;
- выполнять предложенные на цифровых носителях задания.
Итого
34
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Художественно-творческая изобразительная деятельность
Трудовая (технико-технологическая) деятельность
1
1.Художественно-графические и природные материалы.
Краски натуральные (природные: например, мел, графит, луковая шелуха, морковь, свёкла, грецкий орех) и искусственные (акварель, гуашь). Виды рисовальной бумаги (акварельная, ватман), её свойства.
2.Самостоятельная организация рабочего места.
1. О материалах. Виды бумаги (журнальная, креповая). Свойства картона и бумаги, с которыми работают учащиеся. Ткани и нитки растительного происхождения (х/б и льняные), их свойства. Металлическая проволока, её свойства. Материалы, из которых изготовлены предметы вторичного использования (футляры киндерсюрпризов, пластиковые бутылки).2. Самостоятельная организация рабочего места.3. Об инструментах: циркуль, канцелярский нож.
4. О правилах пользования инструментами - канцелярский нож, циркуль. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа.
II
Основы композиции. Представление о линейной перспективе. Колорит.
О конструкции. Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объёмных форм на основе развёрток, выполненных с помощью шаблонов. Экономические знания - об экономной, рациональной разметке нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
III
Компоненты изобразительной деятельности.
Способы получения цветового спектра (через струю воды, линзу). Основные цвета солнечного спектра. Смешивание главных цветов красок для получения составных цветов.
Компоненты технологии.
Разметка по линейке, угольнику с опорой на чертёж. Чертёж, линии чертежа (основная; выносная, размерная, сгиба). Соединение деталей - клеевое (склеивание и наклеивание крупных деталей), проволочное подвижное, ниточное.
Отделка (деталей и изделия) ручными строчками (прямая строчка и её варианты).
Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация.
Технико-технологические: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Технологии» второклассник научится.
Самостоятельно:
организовывать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;
проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертёж;
анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);
использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.
Под руководством учителя:
работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли.
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Второклассник получит возможность научиться: Под руководством учителя:
воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать; анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
В курсе русского языка во втором классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
(34ч)
№
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты обучения
Межпредметные и личностные результаты(УУД)
ЦОРы и оборудование
Примеча
ние
1
Инструктаж по ТБ. Вспомни, подумай, обсуди. Украшение для карандаша.
1
Вводный
Повторение правил техники безопасности на уроках технологии, знакомство с основными материалами и инструментами, которые будут необходимы для работы.
Знание правил организации ч рабочего места, правил рационального использования материалов, техники безопасности при работе с ножницами, шилом, иглой и т.д.
Личностные:– объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Регулятивные: – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
– учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
– добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир технических достижений.
Коммуникативные: – донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– договариваться сообща;
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Личностные:– объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Регулятивные: – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
– учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
2
Сооружения Древнего Египта (Разметка по шаблону).
1
УОНМ
Знакомство с особенностями архитектуры Древнего Египта. Обучение изготовлению пирамиды из бумаги. Расширение геометрических представлений учащихся.
Наличие представлений об особенностях построек Древнего Египта (пирамид, храмов). Знание основных приемов разметки. Умение изготавливать пирамиду из бумаги и картона по шаблону.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
3
Проектирование модели из бумаги по чертежу. Долина пирамид Египта
1
УРУиН
Обучение самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность.
Умение конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
4
Мастера Египта (Лепка, конструирование)
1
УОНМ
Продолжение знакомства с особенностями искусства Древнего Египта. Совершенствование приемов лепки и кистевой росписи.
Умение применять приемы изготовления изделий из глины, пластилина, соленого текста, уметь расписывать получившиеся поделки с использованием орнаментов, характерных для Древнего Египта.
Учебник, пластилин, стека, доска
5
Мастера Египта (Лепка, конструирование).
1
УРУиН
Формирование знаний и представлений о культуре народов Древнего Египта. Формирование представлений о приемах стилизации в бытовых вещах (посуде).
Умение применять приемы изготовления изделий из глины, пластилина, соленого текста, расписывать получившиеся поделки с использованием орнаментов, характерных для Древнего Египта, самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Учебник, пластилин, стека, доска
6
Одежда древних египтян (Лепка, , конструирование)
1
Комбинированный
Знакомство с особенностями одежды древних египтян. Развитие умений лепить фигурки людей из пластилина, соленого теста, глины.
Умение распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам
Учебник, пластилин, стека, доска
7
Одежда древних египтян (Конструирование, разметка по шаблону)
1
Комбинированный
Совершенствование умений обрабатывать ткань доступными для второклассников способами. Совершенствование умений конструировать из бумаги.
Умение конструировать несложные предметы одежды древних египтян, ориентируясь на рисунки и описания. Соблюдать правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
8
Модуль «Информатика». Освоение компьютера.
1
Комбинированный
Обобщение и систематизация знаний об устройстве компьютера. Знакомство с правилами техники работы за компьютером.
Знание названий и назначения монитора, процессора, клавиатуры, мышки. Знание и умение применять на практике правила безопасной работы за компьютером.
компьютер
9
Модуль «Информатика».Освоение компьютера.
1
Комбинированный
Знакомство с правилами поиска • информации в Интернете, со способами поиска необходимых документов на компьютере.
Умение соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения поставленных задач.
компьютер
10
Модуль «Информатика».Освоение компьютера.
1
Комбинированный
Обобщение знаний учащихся о способах использования графического редактора Paint. Развитие умений составлять графический рисунок с использованием геометрических фигур.
Знание и стремление применять на практике правила безопасной работы за компьютером. Уметь создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word, создавать рисунок в графическом редакторе Paint.
компьютер
11
Модуль «Информатика».Освоение компьютера.
1
УРУиН
Знакомство с правилами подготовки презентации. Развитие умений использовать шаблоны для презентаций, вводить текст на слайд шаблона, умения «вставлять» графические объекты в презентацию.
Знание и стремление применять на практике правила безопасной работы за компьютером. Умение создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и PowerPoint.
компьютер
12
В гостях у Деда Мороза. (Объемная аппликация, коллаж).
1
Комбинированный
Продолжение знакомства учащихся с традициями празднования Нового года в разных странах. Обучение изготовлению новогодней открытки с элементами объемной аппликации, с использованием техники коллажа.
Наличие представлений о правилах составления коллажа. Умение выполнять простую аппликацию на новогоднюю тему в технике коллажа с использованием цветной бумаги, фото из журналов, открыток.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
13
Дед Мороз
(оригами).
1
УОНМ
Обучение учащихся новым приемам работы в технике оригами. Развитие: умений учащихся читать чертежи, тонкой моторики пальцев, пространственного воображения, аккуратности при работе с бумагой, клеем.
Умение изготавливать объемные изделия в технике оригами с использованием основных, известных детям базовых форм. Умение рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
14
Снегурочка (оригами).
1
УРУиН
Обучение учащихся новым приемам работы в технике оригами. Развитие умений учащихся читать чертежи. Развитие тонкой моторики пальцев. Развитие пространственного воображения.
Умение выполнять приемы сгибания бумаги, используемые при работе в технике оригами, творчески подходить к изготовлению изделия при оформлении костюма Снегурочки, рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
15-16
Терем Деда Мороза (конструирование).
2
Комбинированный
Создание коллективной творческой работы с использованием результатов (изделий) ручного труда, выполненных на предыдущих уроках.
Ёлочные игрушки из пирамидок (шаблон, конструирование из конусов)
1
УОНМ
Знакомство с приемами разметки заготовок для конуса по шаблону или с помощью циркуля. Обучение учащихся выполнению соединений деталей-конусов с помощью сгибания и клея.
Умение самостоятельно распознавать способ соединения деталей и их размеров, пользоваться циркулем при разметке деталей-конусов. Умение рационально использовать материалы для ручного труда.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
18
Ёлочная гирлянда «флажки» (разметка по линейке, коллективная работа)
1
Комбинированный
Совершенствование умений выполнять разметку деталей гирлянды по шаблону, умений обрабатывать бумагу, работать с клеем при соединении элементов гирлянды.
Снежинки из бумажных полосок (разметка по линейке)
1
УРУиН
Совершенствовать умения выполнять разметку деталей изделия с помощью карандаша и линейки.
Умение выполнять разметку бумаги изученными способами, соединять полоски в модули, конструировать снежинки из заготовленных модулей по образцу и по собственному замыслу.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
20
Сооружения Древней Греции и Рима (разметка по линейке, макетирование)
1
УОНМ
Знакомство с особенностями архитектуры Древнего Рима и Древней Греции. Обучение самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность.
Умение конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы, инструменты.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
21
Скульптуры и скульпторы (конструирование, лепка).
1
УРУН
Знакомство со скульптурой Древнего Рима и Древней Греции. Совершенствование приемов лепки из глины, соленого теста, пластилина.
Умение применять приемы изготовления изделий из глины, пластилина, соленого текста, уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Учебник, пластилин, стека, доска
22
Посуда Древней Греции
(лепка)
1
Комбинированный
Формирование знаний и представлений о культуре народов Древней Греции. Формирование представлений о приемах стилизации в бытовых вещах (посуде).
Умение применять приемы изготовления изделий из глины, пластилина, соленого текста, расписывать получившиеся поделки с использованием орнаментов, характерных для Древней Греции, самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Учебник, пластилин, стека, доска
23
Римские и греческие воины (конструирование, лепка)
1
УОНМ
Знакомство с особенностями одежды древних римлян и греков. Совершенствование умений лепить фигурки людей из пластилина, соленого теста, глины, обрабатывать бумагу и ткань.
Умение распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Учебник, пластилин, стека, доска
24
Одежда древних римлян и греков (обработка ткани)
1
УОНМ
Совершенствование умений обрабатывать ткань доступными для второклассников способами. Совершенствование умений конструировать образцы одежды из ткани или бумаги.
Умение конструировать несложные предметы одежды древних римлян и греков, ориентируясь на рисунки и описания, соблюдать правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами.
Учебник, ткани
25
Макет Акрополя (конструирование, проектирование)
1
УОНМ
Знакомство с историей Акрополя. Продолжение развития умений конструировать из бумаги и картона, умений работать по шаблону.
Умение размечать детали конструкции по шаблону, соединять детали из бумаги и картона с помощью клея и степлера.
Умение рационально использовать материалы для ручного труда.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
26
Человек создал искусство для вечности
(изготовление книжки)
1
Комбинированный
Закрепление знаний учащихся о правилах выполнения разметки деталей по эскизу. Развитие точности при разметке изделия. Знакомство с простыми приемами сборки книжки-самоделки.
Умение применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), режущими (ножницы), уметь выполнять соединение страниц книжки-альбома и книжки- раскладушки.
Учебник, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка
27
Жилища наших предков (конструирование).
1
УОНМ
Знакомство с особенностями постройки жилища нашими предками.
Умение работать с природным материалом, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей конструкции с помощью клея и проволоки. Знать правила безопасной работы с ножом, ножницами и шилом.
Знакомство учащихся с историей появления пуговиц; рассказ о том, как менялись и использовались пуговицы в разные времена.
Наличие представлений об истории появления пуговиц. Знание простейших приемов ремонта одежды. Умение пришивать пуговицы со сквозными отверстиями и с ушком, подбирая нитки в зависимости от вида пуговиц.
Учебник, ткань, нитки, пуговицы, иголка
29
История
пуговицы. Игрушки из пуговицы и носка.
1
Комбинированный
Продолжение знакомства со способами пришивания пуговиц различных видов. Развитие умения подбирать нитки в зависимости от вида пуговиц.
Знание правил техники безопасности при работе с иголкой и ножницами. Умение пришивать пуговицы различных видов, выполнять мелкий ремонт одежды.
Учебник, ткань, нитки, пуговицы, иголка
30
Пришивание пуговиц с дырочками (отделка).
1
УРУиН
Продолжение знакомства со способами пришивания пуговиц различных видов. Развитие творческих способностей учащихся, аккуратности.
Знание правил техники безопасности при работе с иголкой и ножницами. Умение изготавливать декоративное панно из пуговиц по собственному замыслу.
Учебник, ткань, нитки, пуговицы, иголка
31
Украшение одежды. Вышивка. НРК-Орнамент в облике Чувашии
1
УРУиН
Формирование знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории, о многообразии выбора приспособлений. Знакомство учащихся со способами выполнения швов «крест».
Наличие представлений о многообразии ручных швов и технологии их исполнения. Умение пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ, закреплять нить в начале и конце работы, выполнять изученные ручные швы.
Учебник, ткань, нитки, иголка
32
Вышивка. НРК-Цвета чувашской вышивки
1
Комбинированный
Продолжение знакомства учащихся с историей украшения одежды, в том числе и с историей вышивки..
Умение пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ, закреплять нить в начале и конце работы, выполнять изученные ручные швы.
Учебник, ткань, нитки, иголка
33
Проверь себя. Что узнали и чему научились во 2-м классе.
1
УКЗ
Проверка усвоения программного материала курса «Технология» для
второго класса».
Знание правил техники безопасности при работе с ножницами, циркулем, ножом, шилом, проволокой, иглой. Умение выполнять подвижное и неподвижное соединение различных деталей. Знание основных понятий, изученных за год.
Учебник
34
Театр стал искусством. НРК- Театр кукол г. Чебоксары.
1
УОНМ
Знакомство с миром театра, особенностями театрального искусства, историей возникновения театров.
Наличие представлений о театре как одном из видов искусства
Презентация «Театр кукол г. Чебоксары»
VIII .Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы используются:
Учебник «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»). 2 класс О.А.Куревина, Е.А.Лутцева – М.: Баласс, 2012
Технология. 1 – 2 классы. Методические рекомендации для учителя. Е.А.Лутцева – М.: Баласс, 2012. – 128 с.
Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
Материалы для изготовления изделий, предусмотренные про- граммным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофриро- ванный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, при- родные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер,
Наборы «Конструктор»
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Настольные развивающие игры
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.