2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Цель: познакомить с этапами лепки игрушки-коня. Задачи: - научить лепить ноги и туловище из одного куска, а голову и шею из другого; - выполнять побелку и роспись игрушки; - развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей; - воспитывать интерес к культурному наследию - дымковской игрушке. Сегодня мы с вами поговорим о дымковской игрушке. Дымковской ее называют потому, что изготавливают такие игрушки в деревне Дымково. Зимой, когда топится печь, летом, когда сильный туман, все село будто в дыму - дымке. Поэтому село назвали Дымково. | Записывают тему занятия в блокнот. | Фронтальная работа. Словесный метод (беседа). | |
3. Актуализация знаний. | Скажите, вам уже что-то известно о дымковской игрушке? Вы когда-нибудь видели её? Может быть в музее или книге? Как вы думаете, какие характерные особенности указывают на то, что перед нами именно дымковская игрушка? | Отвечают на вопросы педагога, включаются в диалог. | Фронтальная работа. Словесный метод (беседа). | |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Глиняная фигурка из Дымково – самый популярный русский сувенир. Она отражает быт и творчество наших предков. Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов. Отличительные черты Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности: Каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать. Игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими. Игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов. Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными. Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных: лошадь; петух; корова; свинья; утка; баран; индюк и другие. Поэтому мы с вами сегодня будем лепить коня. Цвета и орнаменты Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом. Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком. Самые часто встречающиеся цвета: - желтый; - зеленый; - синий; - оранжевый; - розовый; - черный. Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал: перекрещенные полоски – колодец; волнистая линия – вода; круг со звездой по центру – солнце. | Внимательно слушают педагога. Задают вопросы. | Фронтальная работа. Наглядный метод (презентация). | Презентация «Дымковская игрушка» |
5. Проверка понимания усвоения новых знаний | Теперь, когда вы узнали о дымковской игрушке скажите, по каким отличительным особенностям можно понять что перед нами дымковская игрушка? Каковы основные сюжеты игрушек? Какие цвета чаще всего используются в росписи игрушек? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. Наглядный метод (объект в натуральном виде). | Наглядное пособие – дымковская игрушка |
6. Практическая работа, закрепление новых знаний | Прежде чем перейти к лепке животного из соленого теста, вам предстоит выполнить упражнение и нарисовать схему вашего будущего изделия. Мы будем лепить из целого куска соленого теста. Сейчас я вам покажу как лепить коня. Возьмите тесто и разделите его на 2 неравные части. Маленький кусок откладываем. Берем большой кусочек и раскатываем прямыми движениями между ладонями, расплющиваем чуть-чуть и сгибаем в форме дуги. Берем стек и разрезаем с двух сторон, и у нас получатся ноги. Берем кусочек поменьше и делим пополам, одну часть убираем, а вторую раскатываем прямыми движениями между ладонями, и сгибаем сверху. Это у нас получилась голова. Соединяем их с туловищем, и приглаживаем. Берем 2 маленьких куска, прищипываем и делаем ушки. Берем тесто, раскатываем в форме колбаски и скручиваем. Это у нас грива. Берем остаток теста, прищипываем и делаем хвост. | Выполняют упражнение и практическую работу по лепке. | Индивидуальная работа. Практический метод (упражнение) | Наглядное пособие – дымковская игрушка |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Готовые игрушки убираем сушить на подоконник. А теперь давайте обсудим, что мы сегодня с вами сделали. Все эскизы игрушек давайте повесим на доску и расскажем каким будет ваш конь после росписи. Все молодцы. Спасибо за занятие. | Рассказывают о своих творческих планах. | Индивидуальная работа. | |