Организационный момент Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя школьников и готовности к сотрудничеству. | Здравствуйте, ребята. Проверяет готовность учащихся к уроку. Читает стихотворение. В российской глубинке есть чудо живое, Одетое в бисер, все расписное, В купавы, в бутоны оно приодето. Ты глянешь на роспись – и чувствуешь лето. Все краски в цветах на доске отразились. А в точках-росинках сияет прохлада. И чуда другого нам, дети, не надо. - О чем стихотворение? -Как поэт описал красоту городецкой росписи? - Назовите роспись? | -Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: - умение настраивать себя на работу. |
Актуализация опорных знаний. Цель: замотивировать детей на изучение нового материала. | -Давайте вспомним последовательность выполнения аппликации: -выбор сюжета; -составление эскиза к аппликации; -подбор бумаги; -вырезание деталей изображения; -раскладывание их на фоне; -наклеивание; -высушивание. | Учащиеся вспоминают последовательность выполнения аппликации. | Познавательные УУД: -умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; Коммуникативные УУД: -умение высказывать свою точку зрения. |
Целеполагание. Цель: определить тему и цель урока. | -Мы отправляемся в путешествие в Городец. -Узнайте, сколько по времени нужно добираться до города Городец на легковой машине из Серпухова, если до города Киржач нужно ехать 3часа, далее – 2 часа до города Владимира, а потом ещё 4 часа до города Городец? -Правильно, 9 часов. -Как вы думаете, чему вы научитесь сегодня на уроке? (Отличать городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её). | Выполняют вычисления. Учащиеся высказывают свои предположения. | Регулятивные УУД: -выделение и осознание того, что уже усвоено и ещё подлежит усвоению. |
Объяснение нового материла. Цель: расширить знания учащихся по новой теме урока. | -Так что же такое Городец? Прочитаем об этом в учебнике. История городецкого промысла не очень долгая. Развился этот промысел лишь 150-200 лет назад. Он держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом; добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. - Рассмотрите изделия с городецкой росписью. Что на них изображено? Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания. Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности: 1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна. 2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками. 3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками. И в итоге получается замечательные, удивительные городские узоры. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. - Какие краски использует мастер, выполняя роспись? Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие городецкого колорита. -Теперь, когда вы узнали об особенностях городецкой росписи, я думаю, вы сможете среди других видов росписи выделить городецкую. -Найдите среди выставленных работ предметы с городецкой росписью. -По каким признакам вы распознали городецкую роспись? | Читают текст в учебнике, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод. | Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
Физкультминутка. Цель: снять физическое напряжение у учащихся. | Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем Руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять. А теперь приступим к выполнению практической работы. | Повторяют движения. | Коммуникативные УУД: -учебное сотрудничество с учителем и учащимися. |
Практическая работа. Цель: создать условия для закрепления полученных знаний на уроке. | -Городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги. -Составьте план работы и сверьте его с готовым планом в учебнике. -Выполните изделие кухонная доска «Городецкая роспись» в технике аппликации из бумаги, работая в группах. - Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибки. | Называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; Составляют план выполнения работ с опорой на учебник, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания. Выполняют аппликацию, работая в группах. Проверяют правильность выполнения работы у себя и товарища | Познавательные УУД: -умение произвольно и осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные УУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: обобщить знания полученные на уроке, подведение итогов. | Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ. -Какие цвета использовали в аппликации? -Все ли вам удалось в этом задании? -Что не удалось? Почему? -Какое у вас сейчас настроение? Карточки с изображением лица (грустного, веселого): Городецкая роспись - как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. | Рассматривают выполненные поделки. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Поднимают карточки. Слушают учителя. | Регулятивные УУД: - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; - учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев. |