1.Организаци- онный момент Время: 1,5 мин. Основные этапы: - проверка готовности; - эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
| Проверяет готовность учащихся к уроку. Читает стихотворение. В российской глубинке есть чудо живое, Одетое в биссер, все расписное, В купавы, в бутоны оно приодето. Ты глянешь на роспись – и чувствуешь лето. Все краски в цветах на доске отразились. А в точках-росинках сияет прохлада. И чуда другого нам, дети, не надо. -Как поэт описал красоту городецкой росписи? | Проверяют готовность к уроку.
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос учителя. | Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятив- ные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Постановка цели и задач урока Время: 2 мин. Основные этапы: -проблемная ситуация | -Мы отправляемся в путешествие в Городец. -Узнайте, сколько по времени нужно добираться до города Городец на легковой машине из Серпухова, если до города Киржач нужно ехать 3часа, далее – 2 часа до города Владимира, а потом ещё 4 часа до города Городец? -Правильно, 9 часов. -Как вы думаете, чему вы научитесь сегодня на уроке? (Отличать городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её).
| Выполняют вычисления.
Учащиеся высказывают свои предположе-ния. | Познаватель-ные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи. Коммуника- тивные: слушают учителя и одноклассников, высказывают свое мнение. Регулятив- ные: учатся планировать учебные задачи. |
3.Актуализация знаний Время: 2,5 мин. Этапы: -игра «Угадай промысел» -повторение последовательности выполнения аппликации | -С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства и технологии. -Есть ли на выставке предметы этих промыслов? -Из чего они сделаны?
-Давайте вспомним последовательность выполнения аппликации: -выбор сюжета; -составление эскиза к аппликации; -подбор бумаги; -вырезание деталей изображения; -раскладывание их на фоне; -наклеивание; -высушивание. | Учащиеся вспоминают.
Учащиеся вспоминают последователь- ность выполнения аппликации. | Познава- тельные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи. Коммуника- тивные: оформляют свои мысли в устной форме.
|
4.Изучение нового материала Время: 15 мин. Этапы: -работа с учебником; -просмотр мультимедийной презентации
-беседа «Особенности городецкой росписи»
-практическое задание
-физминутка | -Так что же такое Городец? Прочитаем об этом в учебнике и посмотрим слайды с городецкой росписью. История городецкого промысла не очень долгая. Развился этот промысел лишь 150-200 лет назад. Он держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом; добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. - Рассмотрите изделия с городецкой росписью. Что на них изображено? Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания. Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности: 1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна. 2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками. 3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками. И в итоге получается замечательные, удивительные городские узоры. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. - Какие краски использует мастер, выполняя роспись? Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие городецкого колорита. -Теперь, когда вы узнали об особенностях городецкой росписи, я думаю, вы сможете среди других видов росписи выделить городецкую.
-Найдите среди выставленных работ предметы с городецкой росписью. -По каким признакам вы распознали городецкую роспись?
Проводит физминутку. | Читают текст в учебнике, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Слушают учителя, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод.
Выполняют упражнения. | Познава- тельные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск информации. Регулятив-ные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуника-тивные: формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя. Личностные: ориентированы на эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой росписи. Личностные: имеют познаватель-ный интерес к занятиям предметно-практической деятельности. Регулятив-ные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познаватель-ные: анализируют объекты труда с выделением их существенных признаков, проводят в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию узора. Коммуника-тивные: формулируют ответы на вопросы, слушают одноклассников, учителя, строят понятные для партнера высказывания. |
5. Первичное осмысление и закрепление изученного материала Время: 20 мин. Этапы: -беседа «Что и как мы будем делать»
-практическое задание | -Городецкая роспись делается на деревянных изделиях. К сожалению, у нас таких заготовок нет, поэтому мы сделаем аппликацию из бумаги.
-Составьте план работы и сверьте его с готовым планом в учебнике.
-Выполните изделие кухонная доска «Городецкая роспись» в технике аппликации из бумаги, работая в парах. | Называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; Составляют план выполнения работ с опорой на учебник, ориентируют- ся на разнообразие способов выполнения задания.
Выполняют аппликацию, работая в парах. | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщают, делают выводы, на основе полученной информации принимают несложные практические решения; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятив- ные: ориентируют- ся в учебнике, составляют план выполнения работ. Коммуника- тивные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки. Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке. Регулятив- ные: организуют совместную работу в паре, осуществляют деловое сотрудничест- во и взаимопо- мощь. |
6.Контроль Время: Этапы: Время:1 мин. Этапы: -осуществление контроля; -осуществление коррекции | - Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на план, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибки.
| Проверяют правильность выполнения работы у себя и товарища | Регулятив- ные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, оценивают результаты деятельности своей и чужой Коммуника- тивные: в доброжела- тельной форме комментиру- ют и оценивают достижения товарищей, высказывают им свои предложения и пожелания |
7.Итоги урока. Рефлексия Время: 2,5 мин. Этапы: -выставка работ учащихся -оценивание результатов работы
-заключительное слово | Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ. -Какие цвета использовали в аппликации?
-Все ли вам удалось в этом задании? -Что не удалось? Почему? -Какое у вас сейчас настроение?
Городецкая роспись - как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
| Рассматривают выполненные поделки.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Слушают учителя. | Личностные: соориентированы на эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой росписи. Регулятив- ные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища. Коммуника--тивные: излагают свое мнение и аргументиру-ют свою точку зрения. |