Конспект урока технологии 4 класс. Работа с бумагой в технике квиллинг
Конспект урока технологии 4 класс. Работа с бумагой в технике квиллинг
Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Квиллинг или бумагоскручивание малоизвестная у нас техника. Квиллинг основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные композиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии 4 класс. Работа с бумагой в технике квиллинг»
x
Конспект
урока технологии 4 класс
Тема урока:
«Работа с бумагой в технике квиллинг»
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-творчество.
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- осмысление уже известных знаний по бумагопластике;
- ознакомление с одним из направлений современного прикладного творчества;
- формирование новых навыков работы с бумагой в технике квиллинг; скручивание бумаги и возможность придать ей разнообразные формы;
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, сравнение, опыта предыдущей работы);
- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»
2. Метапредметных:
- умение развивать фантазию, воображение, эстетический и художественный вкус;
- развитие у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- развитие художественно-образного мышления на основе своей творческой деятельности.
- формирование умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
- развитие монологической и диалогической речи при защите своей работы.
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- владение умениями аккуратно, терпеливо довести намеченное дело до конца, бережно использовать материал; объективное оцениваниесвоего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Личностных:
- стимулирование способности иметь собственное мнение;
- развитие интереса к учебной деятельности;
- самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.
Задачи:
Обучающая:
- способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге;
- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивающая:
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
-развивать интерес к предмету;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитательная:
-воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, умение слушать;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, активность, культуру труда, коммуникабельность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
образцы работ в данной технике;
компьютерная презентация «Квиллинг»;
инструкционные карты;
полоски разного цвета;
карандаш;
картон;
зубочистки;
клей;
салфетки;
компьютер;
проектор
Ход урока.
- Что же сегодня мы будем творить, узнаем чуть позже.
На доске представлены аппликации детей, выполненные в разных техниках, без названий.
- Ребята, что вы видите на доске? (открытки).
- Найдите общее в этих работах.
- В чем различия у всех работ?
Общее: все работы выполнены из цветной бумаги, приклеенной на основу.
Различия: есть работы плоские, есть объемные; у плоских работ детали вырезаны по контуру, наложены внахлест, выложены в виде мозаики, у объемных работ детали в форме оригами; есть работы, детали которых в форме полосок.
- Определите, в какой технике выполнены аппликации?
аппликация в технике оригами;
отрывная аппликация в технике мозаики;
аппликация в технике контурное вырезание;
- Ребята, что вы заметили? Какой вопрос возникает?
Ответы детей: (каждая аппликация получила свое название, кроме одной).
Проблемная ситуация:
- Это видимо новая техника, которую мы еще не знаем; работа в такой технике, в которой мы еще не работали.
- Значит, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с новой техникой; узнаем, как эта техника называется; узнаем, чем она отличается от других; в чем ее особенность)
- Что вы о ней можете сказать? В чем ее особенность?
Ответы детей: (Выполнена из бумаги; из одних полосок бумаги; изображены цветы)
Основной этап. Этап получения новых знаний и способов деятельности.
Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами.
Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе, квиллинг.
Квиллинг основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные композиции.
Беседа - диалог «Знакомство с техникой квиллинг»
– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)
– Посмотрите на наши аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.
– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. В основе каждой детали композиции лежит спираль.
– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)
– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки, удаляясь от нее все дальше и дальше.
– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)
Основные детали (базовые формы):
– берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.
– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька.
1. Тугая спираль (ролл). Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с зубочистки, чтобы лента не раскрутилась.
2. Свободная спираль. Скрутите ленту, снимите спираль с зубочистки и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться , чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька.
Из свободной спирали можно получить разные варианты листьев: «Капля (слеза). Свободную спираль сожмите с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли.
«Глаз» - сожмите углы, в противоположные стороны, придав детали форму глаза.
- Сегодня мы будем работать в группе.
- Поскольку мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна:
1. Осуществить свой проект.
2. Представить свой проект одноклассникам.
3. Дать название своей работе и обосновать его.
- Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.
Проверка готовности учащихся к уроку
– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе (картон, клей, карандаш, салфетка, зубочистка, полоски бумаги)?
– Ещё нам необходимо повторить правила безопасности работы с клеем.
Правила безопасности при работе с клеем:
Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.
Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
После работы клей плотно закройте, уберите.
Обязательно вымойте руки и кисточку.
–Наше рабочее место готово.
Этап закрепления нового материала.
-Итак, мы научились делать детали в технике квиллинг. Я предлагаю каждой группе выполнить аппликацию «Цветок». Вы, ребята, можете проявить свою фантазию и сделать свою аппликацию. Закройте глаза. Представьте свой цветок. Какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была красивой.
Алгоритм выполнения работы. Работа в группах.
– Давайте составим алгоритм выполнения сборки нашей аппликации «Цветок».
1.Выбрать фон картона для аппликации (подобрать подходящий оттенок, цвет картона, на который будет располагаться работа)
2. Изготовить детали цветка.
3. Выложить детали цветка на картон.
4. Приклеить серединку цветка.
5. Прикрепить лепестки цветка.
6. Прикрепить листья.
– Вопросы есть? Приступайте к работе. (самостоятельная работа)
Работа учителя
Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.
Рефлексия
- А сейчас я попрошу лидеров групп представить свои проекты.
- Молодцы, ребята, замечательные у вас получились проекты.
Технологическая карта
изготовления аппликации «Цветы» в технике «квиллинг».
Операция
Наименование операции
Оборудование и инструменты
1
Перед началом работы проверить готовность к работе.
Выбрать фон картона для аппликации (подобрать подходящий оттенок, цвет картона, на котором будет располагаться работа).
Цветной картон
3
Изготовить детали цветка.
Цветные полоски, зубочистки
4
Выложить детали цветка на картон.
Картон, клей, детали цветка
5
Приклеить серединку цветка.
Картон, клей
6
Прикрепить лепестки цветка.
Картон, клей, лепестки
7
Прикрепить листья цветка.
Картон, клей, листья
8
Оформить готовое изделие.
Технологическая карта
изготовления лепестков в технике «Квиллинг»
Элемент изготовления
Технология изготовления
1
Тугая спираль(ролл)
Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с зубочистки, чтобы лента не раскрутилась
2
Свободная спираль
Скрутите ленту, снимите спираль с зубочистки и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться , чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька
3
Капля (слеза)
Из свободной спирали можно получить разные варианты листьев: Свободную спираль сожмите с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли
4
Глаз
Сожмите углы, в противоположные стороны, придав детали форму глаза.