Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Устройство и управление сверлильным станком."»
Конспект урока по технологии (технический труд).
Тема урока: Устройство и управление сверлильным станком. 5 класс.
Учитель: Бебешин С.В.
Цель урока:
-обучить учащихся приемам сверления;
-ознакомить учеников с устройством сверлильного станка и принципом его работы;
- формировать навыки культуры труда, интерес к творчеству.
Технологии и методы обучения:
- здоровьесберегающие технологии,
- технология проблемного обучения,
- технология интегрированного обучения,
- технология дифференцированного обучения,
- иллюстративный и деятельностно-поисковый методы обучения.
Оборудование: настольный сверлильный станок; учебные таблицы отдельных его механизмов; линейка; разметочный циркуль.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Правила безопасной работы в школьных мастерских. (Здоровьесберегающие технологии.)
2. Беседа с учащимися по теме предыдущего урока. Постановка проблемы. (Технология проблемного обучения.)
-Если изготавливаемое нами изделие предполагает отверстие внутри себя, например, колесо для нанизывания его на ось, сможем ли мы ручными методами проделать его точно и ровно. Что удобно использовать для этой цели?
3.Определение темы урока. Сообщение его целей. (Самостоятельно ученики при методической помощи учителя.)
4. Работа над темой урока. (Технология дифференцированного обучения, иллюстративный метод.)
4.1. Устройство и назначение сверлильного станка.
- Сверлильный станок представляет собой технологическую машину, предназначенную для получения отверстий (рис. 72). Он состоит из плиты / с колонной, шпиндельной бабки с патроном 4, электродвигателя 6 и клиноременной передачи 5.
Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло. Оно крепится в патроне, насаженном на вращающийся вал - шпиндель. Вращение от электродвигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи (рис. 1а(5)). Поворотом рукоятки подачи патрон со сверлом можно поднимать или опускать с помощью реечной передачи.
Рис. 1. Сверлильный станок:
а - общее устройство; б - кинематическая схема: 1 - плита; 2 - стол; 3 - кнопки пуска и остановки; 4 - патрон; 5 - ремень приводной; 6 - электродвигатель
Станок включают только с разрешения учителя!
- Почему? Правила безопасной работы на сверлильном станке. (Технология проблемного обучения и здоровьесберегающие технологии.)
На плите (основание станка) имеется стол для закрепления заготовок и тисков. К плите неподвижно крепится колонка, по которой перемещается шпиндельная бабка.
Штурвал служит для передачи поступательного движения шпинделю - рабочему органу станка. Вращательное движение он получает от электродвигателя через клиноременную передачу.
Скорость сверления зависит от материала обрабатываемой заготовки. Ее определяют по специальным таблицам. Изменить частоту вращения шпинделя можно переносом приводного ремня с одной ступени шкива на другую.
Включать станок можно только при закрытом кожухе ременной передачи!
- Почему? Правила безопасной работы на сверлильном станке. (Технология проблемного обучения и здоровьесберегающие технологии.)
Сверло нужного диаметра надежно закрепляют в патроне и, включив (с разрешения учителя) станок, проверяют правильность его закрепления. (Деятельностно-поисковый метод обучения.)
1. Если сверло установлено правильно, его вершина остается неподвижной.
2. Если же сверло установлено неправильно, ось сверла не будет совпадать с осью патрона, возникает перекос, вершина сверла описывает окружность, происходит его "биение". Станок необходимо выключить и исправить установку сверла.
3. Заготовку с размеченным центром отверстия закрепляют, используя подкладную доску, в ручных или машинных тисках (рис. 2).
4. Вращением штурвала опускают сверло до совпадения его вершины с центром разметки.
Рис. 2. Закрепление заготовки при сверлении:
а - в ручных тисках; б-в машинных тисках
5. Включают станок и плавно подают сверло на заготовку.
6. В конце сверления силу нажима следует уменьшить.
7. Затем вращением штурвала в обратную сторону сверло выводят из отверстия, шпиндель поднимают в крайнее верхнее положение и станок выключают.
4.3. Инструктаж по технике безопасной работы на сверлильном станке. (Здоровьесберегающие технологии.)
1. Работать на станке только с разрешения учителя.
2. Не класть инструменты на плиту станка.
3. Одежду застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под берет, надеть защитные очки.
4. Проверить надежность крепления патрона на шпинделе, сверла - в патроне, заготовки - в тисках.
5. Не наклоняться к сверлу при его вращении.
6. Не отходить от станка, не выключив его.
7. После окончания сверления не останавливать патрон рукой, не убирать заготовку до полной остановки сверла.
8. В случае отключения электрического тока немедленно нажать кнопку "Стоп".
9. Очищать станок только после его выключения, пользуясь щеткой-сметкой.
Соблюдать правила техники безопасности. Не забывать под заготовку подкладывать деревянный брусок (при сверлении).
- Что такое сверлильный станок и из каких частей он состоит?
- Какие механизмы передачи движения имеются в сверлильном станке?
- Найдите на кинематической схеме станка условные обозначения неподвижного и подвижного соединений детали с валом, клиноременной передачи и передачи винт - гайка..
- Назовите органы управления сверлильным станком. Для чего они предназначены?
- Отчего возникает биение сверла? Как его устранить?
- Почему после окончания сверления на станке нельзя резко отпускать штурвал?
- Назовите правила безопасной работы на сверлильном станке.
6. Итог урока. Рефлексия занятия.
-Добились ли мы поставленных целей. Достижения и трудности