Наглядные пособия: инструкционные карты; плакат «Бисероплетение»; журналы по бисероплетению, книги.
Объект труда: изготовление цветка “Фиалка”.
Методы обучения: беседа, опрос, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа.
Межпредметные связи: ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока); биология – сведения о комнатных, садовых и полевых цветах; математика – использование определенного количества бисеринок, измерения по линейке.
Тип урока: комбинированный, урок - мастерская.
Ход урока I Организационный момент
Тренинг «Создаем хорошее настроение». - Улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов в работе
и хорошего настроения на уроке! – Девизом нашего сегодняшнего урока является пословица «Наши руки не для скуки».
II Актуализация опорных знаний учащихся 1. Прочитайте тему урока (Бисероплетение)
-Из каких слов состоит это слово? (бисер, плетение)
-Какую большую тему мы с вами изучаем на протяжении последних занятий? (основные приемы бисероплетения: простое нанизывание бисера, петельное плетение)
- В чём особенности объемного плетения? (особенность объёмного плетения в сочетании разных способов плетения - более красивое конечное изделие)
- А кто знает, что такое бисер?
- Давно ли люди стали заниматься бисероплетением? (сообщение из истории бисероплетения).
- Что изготавливали из бисера? (чехлы, украшали шкатулки, украшения).
III МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сейчас я загадаю вам загадки, а что мы будем делать, узнаете, отгадав их.
Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,
И в парке, и в саду, и даже на пруду.
Поднимут настроение зеленые … (растения)
Нарядные сестрички, весь день гостей встречают, Весь день гостей встречают, мёдом угощают (цветы).
Ребята, предлагаю посмотреть видеофильм “Цветы”и полюбоваться разнообразием цветов. В фильме использована музыкаП.И. Чайковского.
Цветы, как весь земной океан растений, играют огромную роль в жизни человека. Цветами мы украшаем быт, столы торжественных собраний, с цветами встречаем высоких гостей, дорогих и близких нам людей.
- Полюбуйтесь этими удивительными цветами (презентация “Комнатные цветы”).
- Предлагаю вам разгадать кроссворд “Комнатные цветы” с помощью презентации. А ключевое слово кроссворда подскажет нам, какой цветок мы будем сегодня изготавливать.
Фиалки цветут на окне сиреневым ярким цветом. С утра улыбаются мне, они солидарны с летом.
Цветочки, как мягкий шёлк, листочки - зелёный бархат, Кусочек нежности - в долг: красиво, приятно и ярко.
- А всегда ли фиалки сиреневого цвета? (слайды «Фиалки»)
III СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА.
На предыдущем уроке мы приготовили листочки, а сегодня я вам предлагаю выразить всю красоту цветка фиалки в бисере (слайды «Галерея цветов из бисера»).
- Сформулируйте теперь полностью цель нашего урока (научиться плести из бисера фиалку).
- Я держу на ладони маленькую бусинку и любуюсь её таинственным мерцанием. В бисере, как и в поэзии, в музыке можно выразить: грациозность зимы, нежность весны, гармонию цветов, печаль осени.
- Сегодня каждый из вас сможет выбрать цвет для своей фиалки и у нас получится очень красивые горшочки с фиалками.
IV ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Анализ образца. Посмотрите на этот цветок. Из каких частей состоит простой цветок?
Вводный инструктаж.
Что нам понадобится для работы? (проволока, бисер синего, лилового, белого или розового цвета, линейка).
Организация рабочего места и времени (слайд)
- Чтобы работа с бисером спорилась и доставляла радость, нужно не только запастись необходимым материалом и инструментами, но и позаботиться об удобстве своего рабочего места, особенно о том, как разложить на нем бисер.
- Вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером.
1. Бисер должен храниться в плотно закрывающихся пакетиках или баночках.
2. Бисер нельзя брать в рот. 3. При работе с бисером нельзя вертеться. 4. Проволоку нужно обрезать только ножницами.
5. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями справа от работающего.
6. Передавая ножницы, нужно держать их за сомкнутые кольцами вперед.
7. Нельзя брать проволоку и ножницы в рот (можно порезаться).
- Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь.
Работа в группах (не забывайте о правилах дружной работы) (слайд)
Девиз Вместе не трудно,вместе не тесно,
вместе легкои всегда интересно!
1) Физкультминутка (для глаз) «Цветик-семицветик».
Перед началом практической работы выполним упражнения для глаз.
2) Практическая работа под руководством учителя (слайды, технологические карты).
При изготовлении фиалки из бисера будем пользоваться технологическими картами. Возьмите необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинайте нанизывать бисер на проволоку, согласно технологической карте.
Сложите руки вместе ладошками внутрь, как будто это бутон. Теперь
бутон распускается (пальчики в стороны), а затем опять закрывается
на ночь. И снова повторим. Приступаем к работе. У вас все обязательно получится!
Продолжение практической работы.
4) Физминутка ритмическая (под музыку).
Ребята встаньте около парты. Представьте, что вы бутон фиалки. Сложите ладошки вместе на уровне груди. А теперь наш бутон тянется к солнцу. Руки поднимаем вверх, и бутон распускается – руки разводим следка в стороны. Опустите руки вниз.
Продолжение практической работы.
V Оценивание. Оформление выставки работ (слайд).
Наше занятие, ребята, подходит к завершению. Покажите друг другу и нашим гостям, какие фиалки у нас получились.
- Ребята, у вас получились очень красивые цветы! Каждый из вас, ставя фиалку из бисера в вазочку, будет называть доброе слово. Ведь объединив наши цветы в букет, мы выражаем то, что мы дружны, мы хорошие, добрые люди, что мы всегда вместе как лепестки наших цветочков. Так давайте все хорошие качества, которыми наделила нас природа, будем сохранять.
VI Рефлексия«Волшебный цветок» (слайд)
Ребята! Если вам сегодня было интересно,если вы довольны сегодняшним занятием и считаете, что у вас многое получилось, то прикрепите на волшебный цветок фиалки-смайлики. Мне очень приятно, что вы не скучали!
Цветы, как люди, на добро щедры,
и щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
VII Подведение итогов урока. Что нам даёт бисероплетение? (Это увлекательное занятие, развивает фантазию, этотрудоемкий процесс, популярнейший вид рукоделия, помогает реализовать творческий потенциал, приучает к культуре, духовно обогащает жизнь, актуально в современном мире.
VIII Домашнее задание. Повторить правила ТБ, подготовить инструменты и материалы.