Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Изготовление новогодней елочки из пайеток»»
Методическая разработка занятия
«Изготовление новогодней елочки из пайеток»
Цель: сформировать у учащихся навыки и приемы изготовления изделия на проволочной основе.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить учащихся с технологией изготовления веточек из пайеток и
бисера в технике петельного плетения;
научить анализировать образцы и схемы по выполнению работы.
Развивающие:
прививать интерес учащихся к работе с разным материалом;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
прививать детям экологическую культуру;
способствовать воспитанию у учащихся аккуратности, самостоятельности, точности при выполнении практической работы, бережного отношения к материалу.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуально – групповая практическая работа.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, опрос, инструктаж), наглядно-демонстрационный, практический, наблюдение.
Форма контроля: контроль за выполнением практической работы.
Оборудование, материалы и инструменты:
-образец елочки;
-схемы, описания;
-медная проволока диаметром 0,4 мм;
-ножницы, кусачки, салфетка;
-мелкий или средний бисер зеленого цвета, пайетки зеленого цвета.
Принципы обучения, реализованные на занятии:
- принцип непрерывности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности и творчества.
План занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Вводная познавательная беседа (краткие сведения о новогоднем празднике, о растительном мире ЯНАО).
Теоретическая часть: последовательность выполнения работы.
Практическая часть: выполнение работы.
Анализ выполненной работы и оценка.
Закрепление. Опрос.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог приветствует всех присутствующих. Проверка готовности детей к занятию, наличия инструментов и материалов.
- Ребята, все ли готовы к началу занятия?
- Какой материал вы выбрали для изготовления елочки?
- Почему вы выбрали именно этот материал?
Ответы учащихся.
2.Сообщение темы и цели занятия. Создание положительной мотивационной ситуации.
3. Вводная познавательная беседа.
Обращение к учащимся.
-Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о традиционном празднике. Новый год – один из самых любимых праздников. Нарядная елка, запах хвои, огоньки гирлянд и радостное ожидание чуда – все это составляет новогодний праздник. В христианском мире Новый год тесно связан с Рождеством, праздником, в который принято одаривать всех – родных, близких, подруг. Дары должны получать от вас все, кем вы дорожите, потому что всё, что вы совершаете в новогоднюю ночь и преддверии Рождества, имеет особый символический смысл. Старинное поверье гласит: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Праздник с елкой, разноцветным серпантином, подарками давно вошел в нашу жизнь. В каждом доме в этот праздник обязательно присутствует красавица – елка. У некоторых людей - живая, у некоторых - искусственная, а у некоторых - изготовленная своими руками из подручных материалов. И всем она приносит радость и хорошее настроение. Одно омрачает – тысячи загубленных елочек после праздничных дней выносятся из домов и выбрасываются. Символ праздника не обязательно рубить в лесу. Его можно изготовить разными способами и из разных материалов. Миниатюрная красавица, сделанная своими руками, станет не просто превосходным атрибутом новогоднего оформления интерьера, но и может быть преподнесена в качестве оригинального подарка.
- Прежде чем приступить к выполнению практической работы, мы с вами немного побеседуем о природе нашего края. Идет беседа с учащимися.
Вопросы учащимся:
- Какие деревья растут в Ямало-Ненецком автономном округе?
- Какие хвойные деревья, растущие в нашем крае, вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
- Какую пользу приносят деревья?
-Какие кустарники встречаются на территории края, нашего города?
Выслушиваются ответы учащихся.
-Педагог: Правильно, молодцы. Растительный мир ЯНАО довольно разнообразен. Это лиственные деревья – береза, осина, ольха, черемуха, рябина, из хвойных пород деревьев встречаются сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), ель обыкновенная, лиственница сибирская, кустарники: смородина, шиповник, багульник, можжевельник; кустарнички: ива карликовая, береза карликовая, толокнянка, брусника. Некоторые из перечисленных растений занесены в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа и находятся под охраной (например, ива буреющая, ива деревцевидная, ива миртолистная).
Педагог демонстрирует картины, фотографии с изображением растений нашего края.
Обращение к учащимся:
- Какие растения из перечисленных вам знакомы?
- О каких растениях вы узнали впервые?
Педагог подводит итоги беседы: Деревья очищают воздух, выделяют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам. Большая часть кустарников и кустарничков является лекарственными. Запомните эти растения! Их необходимо беречь и охранять!
Педагог подводит детей к теоретической части занятия.
Теоретическая часть.
Дети рассматривают иллюстрации, картинки, обсуждают технику, в которой выполнена елочка, изучают последовательность выполнения работы.
Педагог: Как вы думаете, с чего мы начнем нашу работу?
Ответы учащихся.
- Нашу работу мы начнем с изготовления верхних веточек. На сегодняшнем занятии мы изготовим верхушку елки, которая плетется петельным плетением, чередуя бисер и пайетку. Обращаем внимание на то, что пайетку нужно одевать на проволоку чашечкой. Для макушки нужна одна петелька, которая состоит из 25 пайеток и 27 бисерин, но количество бисера и пайеток вы можете изменить, это будет зависеть от того какого размера будет ваша елочка.
- Сегодня нам для работы потребуется круглый бисер, пайетки, проволока 0,4 мм, ножницы, кусачки. При создании изделий из бисера и пайеток необходимо правильно подобрать материал не только по качеству и форме, но и по цвету. В правильно выбранном гармоничном сочетании цвета бисера заложено примерно 80% успеха изделия.
- Прежде чем мы приступим к работе, вспомним о правилах безопасной работы с инструментами (Приложение 1), повторим специальную терминологию (Приложение 2), рассмотрим образец готовой елочки, схемы и описание алгоритма выполнения елочки (Приложение 3).
Учащиеся (с помощью педагога) анализируют схемы плетения, составляют устную технологическую последовательность выполнения работы.Педагог обобщает ответы детей, исправляя ошибки, обращает внимание на простоту и наглядность схемы: обязательное чередование бисера с пайеткой.
Педагог дает советы учащимся:
- Пайетку надо насаживать на проволоку донышком.
- Для изготовления веточек используется петельное плетение.
5. Практическая часть.
Педагог: Приступим к выполнению веток.
Педагог оказывает дозированную индивидуальную помощь каждому обучающемуся. Обучающиеся приступают к выполнению работы, следуя последовательности; задают вопросы, возникшие в ходе практической работы.
Последовательность выполнения веток:
На проволоку длиной 10 сантиметров надеваем 2 бисеринки, затем такого цвета пайетку. Соблюдая очередность низания, делают цепочку, заканчивающуюся 25-й пайеткой. Завершают ряд 2 бисеринками. По желанию можно нанизать и большее количество пайеток. Это зависит от желаемой высоты и размера вашей елки. Затем концы проволоки совмещают, левой рукой прижимают петлю, а правой закручивают ее на 1см. Это верхушка.
Первый ряд состоит из 5 непрерывных петель, состоящих из 38 пайеток и 40 бисерин. Берем проволоку длиной 60см. Набираем бисер, пайетку, чередуя. В начале и конце ряда должна быть бисеринка. Оставляем один конец коротким, а другой длинным. И на длинный конец проволоки нанизываем в такой же последовательности. И так делаем 5 петель, которые находятся близко друг к другу. Затем вставляем макушку в первый ряд.
Для второго ряда нужно сплести 4 веточки, которые состоят из трех петель. Веточка плетется таким же петельным способом, только между петлями нужно прокручивать проволоку на расстоянии 1 см. Петля в свою очередь состоит из 31 пайетки и 33 бисерин.
Физкультминутка.
Педагог: А сейчас, ребята, прежде чем приступить к выполнению веточек следующего ряда, мы с вами выполним несколько физических упражнений. Для того чтобы продолжить работу, нам нужен заряд бодрости и хорошего настроения. Вы согласны? Дети под руководством педагога выполняют упражнения:
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы стали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный,
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейки –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи,
Мы – резвы и горячи,
А сейчас мы потянулись…
И за парты все вернулись.
Педагог: Приступим к выполнению следующих рядов.
Третий и четвертый ряды плетутся аналогично второму, только увеличивается количество петель. Расстояние между петлями 1 см. Для петелек набираем столько же пайеток и бисеринок сколько и во втором ряду. Необходимо сплести по 8 веточек для третьего и четвертого рядов.
6. Анализ выполненной работы и оценка.
Педагог: Итак, работы выполнены. У каждого из вас лежит оценочная карточка. Теперь поменяйтесь работами друг друга. Перед вами лежат работы ваших товарищей. Возьмите оценочную карточку (Приложение 4), впишите в нее фамилию вашего товарища, укажите, что вам понравилось в данной работе, и какие замечания вы бы отметили. Поставьте оценку данной работе в баллах (минимальное количество балов – удовлетворительно, максимальное – отлично).
Обучающиеся анализируют работы товарищей, ставят оценки, выбирают лучшие работы, высказывают свои пожелания. Заслушивание мнения нескольких обучающихся.
7. Закрепление. Опрос.
Педагог задает вопросы:
-Давайте вспомним, какое плетение использовали при изготовлении веточек?
-Как нужно насаживать пайетку на проволоку?
-От чего зависит размер веточки?
-От чего зависит качество сплетенной веточки?
Выслушиваются ответы учащихся.
8. Подведение итогов занятия.
Педагог обращается к учащимся:
- Что нового и интересного узнали на занятии?
- Чему научились?
Ответы учащихся.
Педагог: Подходит к концу наше занятие. Сегодня мы с вами изготовили верхушку елочки и 3 яруса веточек для ваших елочек, на следующем занятии мы с вами продолжим работу по выполнению остальных ярусов веточек и сборке елочки.
Педагог обращает внимание детей на качество выполненной работы:
- Посмотрите, ребята, качественно ли вы выполнили работу?
- Давайте сравним все работы, и выявим самую аккуратную и качественно выполненную работу.
Учащиеся сравнивают работы.
Педагог: Используя изученный прием плетения, можно изготовить множество других изделий. Это могут быть различные деревья, цветущие ветки, цветы. Из цветов, цветущих веток можно составлять различные композиции, миниатюры, панно.Все эти изделия просты в исполнении, так что вы сможете обучить этим приемам своих младших братишек, сестренок или друзей – для них это станет новой увлекательной игрой и полезным занятием одновременно. Также эти изделия можно подарить своим близким, друзьям к любому празднику.
Обращение к учащимся: Спасибо вам за плодотворную работу.
Приложение 1
Как работать с ножницами
Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия.
Не оставляй ножницы открытыми.
Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу.
Мелкие детали вырезай маникюрными ножницами.
Как работать с проволокой
Отрезается проволока только ножницами или специальным для этого приспособлением кусачками.
Хранится проволока в специальном для нее резервуаре.
Распрямлять проволоку нужно аккуратно, чтобы не задеть рядом сидящего.
Приложение 2
Терминология
Рабочий конец проволоки - конец проволоки, на который набирают бисер, пайетку.
Продеть проволоку – значит, в определенном положении закрепить одним из ее концов уже набранные бисеринки.
Пайетки - маленькие плоские блестящие пластинки круглой или другой формы для изготовления разных поделок, украшения одежды и предметов быта.
Техника – разновидность способов изготовления изделия.
Приложение 3
Алгоритм выполненияелочки из пайеток (петельная техника).
Макушка. Способ выполнения веточки очень простой. На проволоку длиной 10 сантиметров, надеваем 2 бисеринки, затем такого цвета пайетку. Соблюдая очередность низания, делают цепочку, заканчивающуюся 25-й пайеткой. Завершают ряд 2 бисеринками. По желанию можно нанизать и большее количество пайеток. Это зависит от желаемой высоты и размера вашей елки. Затем концы проволоки совмещают, левой рукой прижимают петлю, а правой закручивают ее на 1см. Это верхушка.
Первый ряд состоит из 5 непрерывных петель, состоящих из 30 пайеток. Берем проволоку длиной 60 см. Набираем бисер, пайетку, соблюдая очередность. В начале и конце должно быть по 2 бисеринки. Оставляем один конец коротким, а другой длинный. Скручиваем на 3 – 4 оборота. Затем на длинный конец проволоки нанизываем в такой же последовательности. И так делаем 5 петель, которые находятся близко друг к другу. Затем вставляем макушку в первый ряд.
Для второго ряда нужно сплести 4 веточки, которые состоят из трех петель. Веточка плетется таким же петельным способом, только между петлями нужно прокручивать проволоку на расстоянии 1 см. Петля в свою очередь состоят из 35 пайеток.
Третий и четвертый ряды плетутся аналогично второму, только увеличивается количество петель. Третий ряд состоит из 5 петель. Расстояние между петлями 1см. Для петелек набираем столько же пайеток и бисеринок сколько и во втором ряду. Необходимо сплести 8 веточек.
Пятый и шестой ряд состоит из 7 петель. Нужно изготовить 10 веточек. Количество бисера и пайеток такое же, как и в предыдущих рядах.
После того, как все веточки готовы приступаем к сборке елочки. Первым делом нужно нарезать жесткую проволоку нужной длины, затем обмотать три отрезка жесткой проволоки для ножек.
Сложить три проволоки вместе и начать обмотку ниткой постепенно добавляя готовые ряды. Таким образом продолжать обмотку до конца. Затем круглогубцами сформировать ножки. Елочка готова
Приложение 4
Оценочная карточка
Фамилия, имя проверяющего работу: ………………………………………….
Фамилия, имя автора работы:……………………………………………………
Что тебе понравилось:……………………………………………………………
Аккуратность при выполнении работы:….……………………………………