Сущностные характеристики патриотического воспитания..….5
Функции патриотического воспитания……………………….…7
Структура патриотического воспитания……………………..….9
Заключение………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………...16
Введение
Мы живем в динамичном, бурно меняющемся мире, в котором одна из главных воспитательных проблем может быть сформулирована так: «Разрушение духовных ценностей, интеллектуальный и нравственный упадок в воспитании и развитии подрастающего поколения» Любая нестабильность тяжела сама по себе для любого человека, но она особенно осложняет задачу вступающему в жизнь подростку, которому только предстоит найти свое место в жизни. Радикальные перемены в социально-экономической жизни, смена ценностных ориентиров в обществе наложили отпечаток на процессы социализации детей и подростков, обострении проблемы гражданско-патриотического воспитания. За последние 15 лет наша страна перенесла тяжелое время потрясений. Старые институты патриотического воспитания разрушены, новые еще только-только формируются, хотя воспитание патриотизма и гражданственности является основополагающим принципом государственной политики в области образования и закреплены в Законе РФ «Об образовании».другими документами в области патриотического воспитания являются Конституция РФ, законы «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» и другие, в этих документах сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина РФ, определены основополагающие ценности патриотического воспитания в данный период развития общества.
Если обратиться к истории, то наиболее ярко особенности национального воспитания выражены в древнегреческих государствах Спарте и Афинах. В этих государствах впервые закладывались основы патриотического, гражданского воспитания. Примером может служить воинственные песнопения на патриотические мотивы, которые были описаны Плутархом : «в праздники было три хора разных возрастов. Хор стариков начинал и пел:
Когда-то мы были молоды и храбры.
Им отвечал хор мужчин средних лет:
Теперь мы таковы! Попробуй! Коли хочешь.
Третий хор детский пел:
А мы со временем храбрее всех вас будем»
Цель и содержание воспитания соответствовали требованиям государства, которое было заинтересовано в воспитании преданных, дисциплинированных людей.
Основа воспитанности человека – это система жизненных ценностей: адекватно-позитивное восприятие наследия и современных достижений мировой культуры; правильная оценка общественно-политических событий через ощущение своей принадлежности к мировой культуре; осознание сопричастности к истории Государства Российского, судьбе русского и других народов; общекультурный кругозор; социально полезная, творческая деятельность; толерантное отношение к другим народам и понимание культур народов мира как общечеловеческих ценностей. Все очевидней становится то, что в первую очередь школа несет не только обучающие, но и воспитательные функции. Как институт воспитания, школа может сформулировать те ценности, идеалы и критерии, на базе которых следует строить воспитательную работу с детьми
Для того, чтобы выявить сущностные характеристики, определить основные функции и обозначить структуру патриотического воспитания перечислим основополагающие принципы(правила), которые сочетают в себе общие принципы воспитания и частные принципы патриотического воспитания, которыми надо руководствоваться в реализации целей патриотического воспитания:
Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания.
Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.
Принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников.
Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта.
Принцип исторической и социальной памяти.
Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов.
Принцип социокультурной и национальной идентификации.
Принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании.
Принцип субъектности.
Для того чтобы выявить структуру, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания, надо рассматривать патриотическое воспитание как систему.
Применяя на системный подход рассмотрим такие характеристики патриотического воспитания как: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
3.Сущностные характеристики патриотического воспитания
При методологическом анализе воспитания различают две методологические позиции.
Первая - означает декларацию намерения принять воспитание за нечто целое, выделить в нем составляющие его элементы с последовательным анализом всех этих элементов в нескольких типичных вариантах их взаимодействия .
Вторая - признание системности за качественную характеристику воспитания с описанием ее качественных системных характеристик: его целостности, структурности, взаимозависимостей системы и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы
Первая позиция определяет структуру системы патриотического воспитания школьников.
Вторая позиция выделяет сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников:
многофакторность: многофакторность определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
систематичность: систематичность предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
организацию процесса патриотического воспитания школьников;
контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
принятие управленческих решений;
прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
длительность: длительность реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
перспективность: перспективность определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса. Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
комплексность: комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимосвязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
преобладание организаторских форм педагогической деятельности
ступенчатость: ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме — к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности
целостность: целостность означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. целостность системы патриотического воспитания школьников обеспечивает цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов. Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий.
активность: активность характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.
4.Функции патриотического воспитания
Патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.
Выделяют перечень функций, который считается необходимым и достаточным:
ориентирующая функция: реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности; она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания; таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания; эта функция — ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу.
мотивационно-мобилизационная функция: мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе; данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности; мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных; низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.
информационно- гностическая функция: реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания; позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.
организационная функция: организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников; при этом ведущую роль играют оптимально по- добранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.
преобразующая функция: преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.
координирующая функция: координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.
контролирующая функция: контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников; в условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями поставленными государством и образовательным учреждением.
прогностическая функция: прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения; учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием.
коррекционная функция: коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.
Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.
5.Структура патриотического воспитания
В основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
Выявленная на основе методологических подходов структура системы патриотического воспитания представляет собой совокупность следующих составляющих его элементов:
Субъекты и объекты патриотического воспитания школьников:
- Непосредственными субъектами патриотического воспитания школьников ежедневно и ежечасно взаимодействующими с детьми являются: учитель- предметник, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы, и ( в основном за пределами школы) родители, субъекты ежедневно анализируют, контролируют и корректируют свою деятельность с учетом наблюдаемых в поведения детей, отношений к истории, традициям, памятникам, героическому прошлому, настоящему своей страны.
- Объектом патриотического воспитания является школьник, понимаемый нами как «ученик школы», «воспитанник», индивид, развивающийся как личность в условиях социального института Школа (Образование) Объектами воспитания в образовательном учреждении являются: каждый отдельный школьник, классный коллектив, группа (члены кружка), что определяет преобладание индивидуальных и групповых форм работы педагогов с детьми
Цель:
Этот компонент структуры системы патриотического воспитания, школьников является системообразующим. Цели воспитания всегда носят конкретно-исторический характер.
Рассмотрим три уровня целей патриотического воспитания школьников:
Стратегическая цель определяет идеальный результат воспитания — (модель должного), для достижения, которого необходимо выстроить содержание воспитания максимально возможного в реальных условиях практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников.
Тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.
Оперативная цель, предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.
Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Цели патриотического воспитания школьников могут представлены как диагностируемые, то есть, описаны через результат:
– формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности;
– формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству в процессе усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений;
– создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности в процессе усвоения действенно- практического опыта.
Патриотически-ориентированная деятельность (учебно-познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно- ориентировочная, общественная): патриотически-ориентированная деятельность — учебно-позна- вательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно- ориентировочная, общественная — это содержательное поле социального опыта, который усваивает, осваивает и присваивает растущая личность. В условиях осуществления данных видов деятельности организованных субъектами патриотического воспитания школьников, объекты воспитания — школьник, классный коллектив, группа (члены кружка) — изменяются. В процессе усвоения различных видов опыта: познавательной деятельности; эмоционально-ценностных отношений; действенно-практического формируется патриотическая воспитанность школьника. Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность. Как и любая деятельность, она имеет сложную организацию, включающую информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Информационный компонент опыта служения Отечеству объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко- культурной, психической и социальной природе. Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием опыта служения Отечества.
Мотивационный компонент патриотического воспитания включает в себя образы как основу воспитания мотивов, идеалов и ценностей в сознании, чувствах, действиях, поведении личности, форм и разновидностей самой патриотической деятельности, а также ценностные образцы опыта служения Отечеству.
Содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами учебного предмета, кружка, системы воспитательной работы классного руководителя и отдельного внеклассного мероприятия решение которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования
Система отношений: Система отношений личности к большой и малой Родине, истории страны, ее трудовому и героическому прошлому, другому человеку — соотечественнику, себе как субъекту патриотических ценностей и деятельности в условиях учебно-познавательной, трудовой, художественной, общении, спортивной, ценностно-ориентировочной, общественной деятельности посто- янно изменяется, в связи с этим представляется возможным утверждать, что они выполняют функцию индикатора процесса движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений носит гуманистический патриотически-ориентированный характер, то наблюдается гармония в присвоении всех видов социального опыта. И наоборот, дегуманизация отношений системы влечет за собой дисгармонию в присвоении опыта личностью, наблюдаются проявления антипатриотизма, национализма и космополитизма
Управление: Специфика управления процессом патриотического воспитания школьников заключается в его иерархичности. В целом управление патриотическим воспитанием школьников осуществляет государство, широко используются различные социальные институты, и в частности Образование (Школу). Механизм управления определяется: законодательными и нормативными актами и документами; учебными программами; сложившимися нормами и правилами, существующими в обществе, образовательном учреждении; условиями жизни и труда; личностными и коллективными стимулами — потребностями и интересами; духовными ценностями и др., что определяет нормативный характер управления. В рамках образовательного учреждения оно осуществляется на разных уровнях взаимодействия в целях развития патриотической воспитанности личности: – администрация — учитель — школьники — родители; – администрация — родители — школьники — учитель; – учитель — класс — родители — администрация; – учитель — школьник — класс — администрация; – самоуправление.
Процесс управления включает в себя:
– анализ, оценку и прогнозирование состояния процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды;
– определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров;
– мониторинг состояния и результативности воспитательной работы; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;
– научную организацию труда педагогов и вооружение субъектов патриотического воспитания современными методами и технологиями воспитательной работы в данном направлении.
Внешняя и внутренняя среда (воспитательное пространство):
Образовательная система школы функционирует и развивается в пределах внешней и внутренней социальной среды. Внутренняя среда — образовательная - охватывает всю совокупность факторов и условий образовательного процесса, характеризующих конкретное образовательное учреждение как единую образовательную систему и представляет собой содержательно-деятельностное поле патриотического воспитания. Элементами этой внутренней среды патриотического воспитания школьников являются:
– уровень компетентности субъектов мониторинга;
– традиции образовательного учреждения;
- педагогический стиль взаимодействия с детьми;
– характер и стиль взаимодействия с родителями
– психологический климат и др.
Внешняя образовательная среда отражает связи и взаимодействия образовательной системы с социумом.
К элементам внешней среды относится:
– экономические, социальные, культурные и этнические факторы;
– систему связи между различными субъектами патриотического воспитания;
– традиции региона;
– социальных партнеров и др.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на патриотическое воспитание школьников. В ней должны быть созданы условия, позволяющие каждому школьнику принять участие в разнообразных видах ценностно-ориентировочной патриотической деятельности, в которых он соединить патриотические знания и представления об Отечестве, с освоением опыта конкретной патриотически-ориентированной деятельностью, с целью формирования мотивов самореализации в служении Отечеству.
В условиях неблагоприятной образовательной среды патриотическое воспитание школьников в лучшем случае не дает результатов, в худшем оборачивается проявлениями национального экстремизма или космополитизма.
Комплекс критериев и показателей: Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности. Критерий— это признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. Он, представляет собой некий оценочный комплекс, который конкретизируется в показателях — совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия. Под показателем результата принято понимать желаемое действие человека, свидетельствующее о достижении им результата образования .
Выделенные критерии основаны на принципе комплексности определения результатов патриотического воспитания в образовательном процессе, который предполагает возможность планомерного отражения отдельных состояний и динамики процесса патриотического воспитания на уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе. Критерии оценки работы по патриотическому воспитанию, можно группировать в две группы
В первой группе особое место занимают: патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивация, ориентации, идеалы, которые имеют субъективную основу.
Во второй группе главную роль играют непосредственные проявления активности, качеств и свойств поведения, конкретных действий личности, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах, которые опираются на объективную основу.
В основу определения показателей патриотического воспитания школьников положены идеи культурологического, аксиологического, и деятельностного подходов; представления о структуре патриотизма, С позиции культурологический подхода образование рассматривается как сложный культурный процесс передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности; Аксиологический подход предполагает рассмотрение личности как центра системы ценностей и главного ее носителя. Деятельностный подход позволяет учесть, что для осуществления патриотически-ориентированной деятельности необходимы разносторонние умения и опыт поведения.
6. Заключение
Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества и формирует и учитывает требования общества к молодому поколению. Этот заказ находит свое отражение в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств. Такими документами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодѐжных и детских общественных объединений», Федерального закона «Об общественных объединениях»; Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодѐжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно- патриотических молодѐжных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников; Государственный образовательный стандарт общего среднего образования, Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». В содержании вышеназванных документов определены назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников в данный период развития общества. Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. По мнению психологов, ценностные ориентации — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Наиболее четко они эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Они обеспечивают целостность и устойчивость личности.