kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность заметной необходимости обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возросло многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки


Факультет дополнительного профессионального образования






Реферат


по дисциплине: «Педагогическое образование.

Патриотическое воспитание школьников»


по теме «Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников».




Выполнил:

Слушатель факультета ДПО


Громобоев Виталий Юрьевич

















г. Москва, 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ..............................................................................................................3


Введение …………………………………………………………………………….5


1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников ………….6


2. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»……………………….8

3. Принципы патриотического воспитания………………………………………10


4. Сущностные характеристики патриотического воспитания………………….13


5. Функции патриотического воспитания………………………………………...17


Заключение ..............................................................................................................21

Литература ..............................................................................................................22

























«Дело воспитания такое важное

и такое святое, именно святое дело.

Здесь сеются семена благоденствия или

несчастья миллионов соотечественников,

здесь раскрывается завеса будущего

нашей родины».


К.Д. Ушинский




Предисловие

Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в

себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился,

большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец.

За что мы любим еѐ? Для многих такой вопрос покажется странным.

За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с

детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических

событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру,

неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к

соотечественникам и миру, чувство защищенности от единства «Мы».

Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое

чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях?

Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства

видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей,

понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее

созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет

патриотом.

А если этого нет? Если среда перестала быть естественно-

патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось

неуважительное отношение к старшим — тем, кто воевал и создавал то, что мы

сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения

Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали

движущей силой действий большинства сограждан?

Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо!

Научить детей не презирать, а любить Родину в период испытаний,

«переживать» все тяготы вместе со страной («любить Россию в непогоду»), а не

бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее, работать во имя процветания

родной земли сумеет не любой педагог.

К сожалению, баллами ЕГЭ не измерить ни патриотизм, ни

профессиональную направленность будущих студентов-педагогов. А школа

нуждается в личности, которая сможет вести воспитательную работу

осознанно, целенаправленно, талантливо и профессионально. Этому можно

научиться — этого нужно захотеть!

Великая русская культура, ценности православия и богатая событиями

история серьезная основа для воспитания патриотизма.

Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к

малой Родине. Значимо не только воспитание уважения к традициям и истории своего края в прошлом, но и сопричастности к его сегодняшним проблемам и свершениям.

В силу сказанного роль учителя в патриотическом воспитании

школьников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно

переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей

и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и

патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей

социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня

профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по

патриотическому воспитанию школьников.
































Введение

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность заметной необходимости обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возросло многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине. В современном мире, всё это богатство, служит основой для формирования граждан Российской Федерации. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.

Цель работы: рассмотреть сущность, структуру, принципы патриотического воспитания школьников.


Задачи:

  • рассмотреть теоретические основы патриотического воспитания;

  • рассмотреть понятие «патриот», «патриотическое воспитание» и др.;

  • обозначить сущностные характеристики патриотического воспитания;

  • выявить основные функции и определить структуру патриотического воспитания школьников;

  • определить принципы, на которых строится патриотическое воспитание в школах.










1. Теоретические основы патриотического воспитания.

Анализ философской, исторической, социологической и психолого-

педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и

патриотического воспитания является одной из важных проблем

жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей

истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-

психологического феномена, было обусловлено возникновением и

становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей

территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности.

формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.

С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм

играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только

национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды

истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным

лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны,

силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его

процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и

простых граждан к проблеме.

Данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева,

И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова,

С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской,

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), писателей (В.Г. Белинского,

Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского,

М.А. Шолохова).

Дух патриотизма — универсальный нравственный идеал. Его питают

глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство

самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных

завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом,

выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к

поколению. В статье А.Е. Алямкина приводятся подсчеты исследователей, что

только за период с 1368 по 1893 год, т.е. за 525 лет, россияне воевали. 329 лет. 8

Эти цифры служат печальным подтверждением особенно драматической

судьбы страны.

Патриотизм русской армии питали мощные силы православия. Русская

Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания.

Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии

составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в

призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм русских воинов зиждился

на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские

полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце

и использовали различные средства, формы, методы патриотического

воспитания, главными из которых были — забота о солдате и личный пример

офицера. [1]

Особым историческим типом патриотизма был советский патриотизм,

идеологическим основанием которого был идеи советского патриотизма и

пролетарского интернационализма. Большую работу по патриотическому

воспитанию вели государственные структуры, общественные и армейские

организации, семья и конечно школа. В статье «О комсомольском воспитании»

«Всесоюзный староста» М.И. Калинин так обозначает цели воспитания: «Мы

должны воспитывать всех трудящихся в духе пламенного патриотизма, в духе

безграничной любви к своей родине» [2]

Лучшие образцы советского патриотизма на фронте и в тылу показали россияне в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства, подтвердив на деле успехи патриотического воспитания.

Обобщая сказанное, заметим, традиционно патриотическое сознание

всегда было основополагающей чертой россиян. Когда же в период реформ 90-

х гг. ХХ века оно испытало на себе множество внешних и внутренних влияний,

стало возможным говорить об утрате этого исконного русского и российского

качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России.

В логике нашего исследования представляется важным определение

методологических подходов, которые позволяют обозначить ориентиры данной

работы и рассмотреть ведущие понятия, связанные с патриотическим

воспитанием школьников: «патриот», «патриотизм», «патриотическое

воспитание», «патриотическое воспитание школьников».























1 Источник: http://www.rae.ru/forum2012/290/2046

2 Источник: http://vault.exmachina.ru/orkns/

2. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Обратимся к определениям слов «патриот», «гражданин», «патриотическое воспитание.

В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот – (гр. Patriotes – земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству. Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним – словосочетание «сын отечества».

«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более чѐтко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч.Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян.
































3. Принципы патриотического воспитания


Чтобы решить задачи данной работы — обозначить сущностные

характеристики, выявить основные функции и определить структуру

патриотического воспитания школьников, рассмотрим в начале

основополагающие принципы, руководствоваться которыми необходимо в

реализации целей патриотического воспитания.

Принцип или начало (от лат. principium — начало):

1. Основополагающая

истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе

других истин, законов, положений или движущих сил.

2. Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.

3. Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.

4. Основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т.п. [3]

В логике принцип выступает как центральное звено системы,

представляющее обобщение и распространение некоторого положения на все

явления области, из которой данный принцип абстрагирован; в этике, как

внутреннее убеждение, принцип задает общую установку по отношению к

действительности, нормам поведения и деятельности.

Понятие «принцип» означает общие правила (положения)

формирования и самоформирования систем, обеспечивающие их

упорядоченность и целостность функционирования. В практической

деятельности принцип проявляются в виде требования[4]

Таким образом, принципы — это наиболее общие, основополагающие

правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться при

организации и осуществлении деятельности.

Анализ определений показывает, что выделенные в них сущностные

характеристики имеют непосредственное отношение к педагогической теории и

практике: принцип как движущая сила; как точка зрения на что-либо; как

внутреннее убеждение, задающее общую установку по отношению к

действительности, нормам поведения и деятельности.

Система принципов теории воспитания реализует концептуальную функцию воспитания, следовательно, определяет подходы к отбору содержания, форм и технологий воспитания.

Реализация целей патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников.


3 Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/

4 Источник: http://manageconom.ru/

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач[5].

Следуя дедуктивной логике изложения, назовем вначале общие принципы воспитания в целостном педагогическом процессе, далее обозначим принципы, отражающие специфику требований к осуществлению патриотического воспитания.

Представленные в классификации Н.Ф. Харламова, универсальные

принципы воспитания отражают современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса:[6]

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям; принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.

2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания (разработку содержания, выбор методов, форм и средств воспитания), чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде.

3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

5. Принцип воспитания в труде, отражает требование вовлечения воспитанников в общественно-полезную деятельность, в том числе организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран мира.

6. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5 Источник: http://www.uhlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogicheskoi_psihologii/index.php

6 И.Ф.Харламов. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.

7. Принцип опоры на положительное в личности ребенка требует от педагога веры в позитивные изменения личности в процессе воспитания, в стремление ребенка быть лучше, поддерживать, развивать это стремление.

8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив — один из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками.

10. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса — семьи школьника и социальных институтов, школы.

Анализ литературы по проблеме патриотического воспитания показал, что в фундаментальных исследованиях последних лет определению принципов патриотического воспитания, отражающих его специфику, уделяется большое внимание.

В результате осмысления общих принципов воспитания и частных принципов патриотического воспитания, предложенных различными исследователями, для составления программы патриотического воспитания обучающихся образовательной организации выделены следующие основополагающие принципы:

  • Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания.

  • Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.

  • Принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников.

  • Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта.

  • Принцип исторической и социальной памяти.

  • Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов.

  • Принцип социокультурной и национальной идентификации.

  • Принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании.

  • Принцип субъектности.





4. Сущностные характеристики патриотического воспитания.


При характеристике патриотического воспитания как системы, мы опираемся на обе выше названные мировоззренческие позиции. Согласно первой позиции, мы определяем структуру системы патриотического воспитания школьников. Согласно второй мировоззренческой позиции и с учетом результатов исследования В.И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития системы патриотического воспитания, мы выделяем следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.

Кратко охарактеризуем их.

Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено-целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Систематичность и длительность- вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

  • Целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов егореализации;

  • Отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;

  • организацию процесса патриотического воспитания школьников;

  • контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;

  • определение основных направлений коррекции процесса

  • патриотического воспитания школьников;

  • принятие управленческих решений;

  • прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Перспективность-третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы(внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.

Комплексность-четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимосвязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость- пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме – к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные.

Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.

Целостность-шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.

Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов.

Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего, единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:

–во-первых, в единстве и самостоятельности процессов(стадий, этапов, ситуаций) его образующих;

–во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;

–в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.

Активность - седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему из вне -той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность»[7].

Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

– целостность;

–систематичность и длительность;

– перспективность;

–комплексность;

–ступенчатость;

–активность;

–полифункциональный характер.


Среди важнейших сущностных характеристик патриотизма, исследователями были выделены следующие:

Вo-первых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем развития личности и проявляющуюся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества[8].

Во-вторых, патриотизм — своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

В-третьих, патриотизм — это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с Отчизной, своей укоренённости в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала.

В-четвертых, патриотизму чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национальнo-культурную самобытность, традиционный для них образ жизни, присущие им ценности, нормы, традиции и не считают возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы[9]

Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.





































7 Ильченков Э.Я. Философия и культура – М. Политиздат,1991.-638 с.

8 Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан/ З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. № 6. — С. 59–63.

9 Бузский, М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, Феномен патриотизма В жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград : Прин Терра, 2008. — 88 с.

5. Функции патриотического воспитания


Цели и функции патриотического воспитания учащихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Одной из главных функций патриотического воспитания является объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи, стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, а именно:

1) ориентирующая функция,

2) мотивационно-мобилизационная функция,

3) информационная функция,

4) организационная функция,

5) преобразующая функция,

6) координирующая функция

7) контролирующая функция,

8) прогностическая функция,

9) коррекционная функция

Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического

воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания.

Эта функция – ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу. Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности.

Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных. Опыт нашего исследования показывает, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.

Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.

Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально по- добранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.

Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности. Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями поставленными государством и образовательным учреждением.

Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.

Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.


Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий, волевой, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы.

Критерии эффективности патриотического воспитания учащихся представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его эффективность, т.е. те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.

Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве.

Критерии эффективности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.

Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности. Изложенные выше положения говорят о том, что в основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.







































Заключение


Сегодня, не смотря на усилия государства, требуется огромная работа всех институтов социума «по активизации внутреннего ядра российского общества, его способности продуцировать современные формы поведения, (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимная поддержка)».

Ключевая роль в этом принадлежит образованию. В этом смысле задача образования сегодня состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (Что изучать?), формировании компетенций (Как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (Ради чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало.

Это требует осмысления учителем задач и содержания патриотического воспитания школьников; усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее педагогическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие документы:Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Так я причитала в тех источниках, которые изучала в процессе подготовки к реферату.

Семейные ценности, воспитание в семье, личный пример педагога, планомерно организованная работа в школе-вот что станет успехом патриотического воспитания школьника.







Список использованной литературы

  1. Алямкин А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих: Материалы III Международной научно-практической конференции / Редкол.: В. А.Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин : в 6 т. Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том I: Культурология. Педагогика. - 527 с.

  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.

  3. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,(Педагогика. Психология. Управление).

  4. Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России. Народное образование-2005-№4-С. 23

  5. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Институтов . Просвещение ,1988-192с.

  6. Быков Л.П. Долгое эхо войны. М., Сократ, 2005-395 с.

  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2010.

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).

  9. Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития Электронный ресурс. Режим доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/

  10. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-мето-дическое пособие, ИД «Белгород», 2013. — 156 с.

  11. Просвирник А.В. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб. 1999 г.

  12. Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002 г.

  13. Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001 г.

  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.







28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников

Автор: Громобоев Виталий юрьевич

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "struktura_funktsii_i_sushchnostnyie_kharaktieristiki_patriotichieskogho_vospit_3"
    ["file_id"] => string(6) "471676"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527737132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1380 руб.
1970 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1710 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства