kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой среды, как способа формирования коммуникативных способностей обучающихся."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье проведен анализ результативности обучающихся при использовании диалоговой формы урока,анализ исследования коммуникативных способностей.Общие выводы,исследования и результаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой среды, как способа формирования коммуникативных способностей обучающихся."»

Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой среды, как способа формирования коммуникативных способностей обучающихся на уроках технологии в 6 классе.

При изучении модуля «Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения» мною активно используется диалоговая форма обучения технологии в 6 классе. Форма диалога на уроке, в качестве ведущего метода обучения, существенным образом отразилось на результатах обучения (см. Диаграмму 1). Количество учащихся, которые имеют оценку «4» и «5» за предыдущий модуль в среднем увеличилось с 60% до 73% т.е. отмечается тенденция к росту качества знаний. Данный метод позволяет повысить эффективность и продуктивность уроков, мотивацию учащихся к предмету, увеличить качество знаний, снизить число неуспевающих, избежать стрессов у учащихся.

Сравнительный анализ результативности обучающихся при

использовании традиционной и диалоговой формы урока


Вывод: учитель должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний.

Анализ исследования коммуникативных способностей

обучающихся

Для выявления коммуникативных способностей обучющихся была подобрана методика, диагностирующая сформированность коммуникативных качеств: «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся» (см.Приложение). Было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте принимали участие обучающиеся 6-х классов. А также была проведена анкета по методике Т. И. Шамовой «Как вы относитесь к учёбе по технологии» (см. Приложение).

Цели экспериментального исследования:

- выявить уровень коммуникативных способностей обучающихся;

-определить взаимосвязь коммуникативных способностей учащихся и оценки по предмету.

- мотивация обучающихся к учебной деятельности.

Анализ результатов методики выявления коммуникативных склонностей обучающихся

Низкий уровень

Ниже среднего

Средний уровень

Выше среднего

Высокий уровень

2

исследуемых


2 исследуемых


4

исследуемых


4

исследуемых

3 исследуемых


13%

13%

27%

27%

20%


Из данных таблицы видно, что у исследуемых в основном доминирует средний и выше среднего уровни коммуникативных способностей. В сумме низкий уровень и уровень ниже среднего дают- 26%. Этот показатель настораживает, но уровни от среднего до высокого дают в сумме – 74%, а это больше половины исследуемых в группе.

Уровни коммуникативных способностей обучающихся были сравнены с их оценкой по предмету за год. Полученные результаты представлены в таблице.

Взаимосвязь коммуникативных способностей обучающихся и оценки

Оценка за год

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Уровень коммуникатив. способностей

Низкий и ниже среднего уровня

Средний и выше среднего уровень

Выше среднего и высокий уровень



26%

41%

33%

Коммуникативные способности обучающихся оказывают непосредственное влияние на успешность обучения технологии- чем выше коммуникативные способности, тем выше оценка по предмету.

Анкета для обучающихся «Как вы относитесь к учебе по технологии» Т. И. Шамовой показала, что у большинства обучающихся (78%) сформировалась положительная мотивация к изучению предмета.


  1. Заключение

Сегодня образование все более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в будущее Российского государства. Реализовать лучшие идеи реформирования образования может только учитель, понимающий и принимающий задачи современного образования. Утверждение приоритетов диалога в школе, в частности на уроках технологии, способствует овладению обучающимися коммуникативной компетенции, воспитывает творческую и ответственную личность и поэтому является важнейшей задачей современного этапа российского образования и нашего общества в целом.

3. Общие выводы исследования и его результаты:

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке технологии обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции обучающихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

3. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

4. Формирование коммуникативной компетенции должно осуществляться только в рамках учебного сотрудничества учитель – ученики. Ролевые позиции «учитель» - «ученик» не являются однозначно жестко фиксированными, а наоборот, находятся в динамике и в зависимости от отношения педагога и от ситуации могут меняться местами, обе стороны находятся на равных.

5. В результате экспериментального исследования коммуникативных склонностей учащихся была выявлена следующая тенденция, что чем выше коммуникативные способности учащихся, тем выше оценка по предмету.

6. Контрольно – оценочная деятельность учителя должна быть направлена на организацию рефлексивной деятельности учащихся как условие развития коммуникативной компетенции учащихся.

7. В результате проведенного исследования была обоснована практическая возможность использования диалога как средства развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках технологии.

Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования. Образование и воспитание духовно развитой и ответственной личности возможно только в диалоге, который способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.



Список литературы

  1. Шустова, Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы Текст / Л.П. Шустова // Классный руководитель. 2006. № 4. С.77 – 80.

  2. Павлова М. Б., Питт Дж., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

  3. Иванова, Т.В. Компетентностный подход Текст  / Т.В. Иванова // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 3 С.28 -33.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Наталья Николаевна Сюсюкало

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651767

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства