Статья на тему "Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой среды, как способа формирования коммуникативных способностей обучающихся."
Статья на тему "Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой среды, как способа формирования коммуникативных способностей обучающихся."
В статье проведен анализ результативности обучающихся при использовании диалоговой формы урока,анализ исследования коммуникативных способностей.Общие выводы,исследования и результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой среды, как способа формирования коммуникативных способностей обучающихся."»
Анализ результатов деятельности с использованием диалоговой среды, как способа формирования коммуникативных способностей обучающихся на уроках технологии в 6 классе.
При изучении модуля «Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения» мною активно используется диалоговая форма обучения технологии в 6 классе. Форма диалога на уроке, в качестве ведущего метода обучения, существенным образом отразилось на результатах обучения (см. Диаграмму 1). Количество учащихся, которые имеют оценку «4» и «5» за предыдущий модуль в среднем увеличилось с 60% до 73% т.е. отмечается тенденция к росту качества знаний. Данный метод позволяет повысить эффективность и продуктивность уроков, мотивацию учащихся к предмету, увеличить качество знаний, снизить число неуспевающих, избежать стрессов у учащихся.
Сравнительный анализ результативности обучающихся при
использовании традиционной и диалоговой формы урока
Вывод: учитель должен создать учебный диалог как творческое взаимодействие, как диалог равноправных сознаний.
Анализ исследования коммуникативных способностей
обучающихся
Для выявления коммуникативных способностей обучющихся была подобрана методика, диагностирующая сформированность коммуникативных качеств: «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся» (см.Приложение). Было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте принимали участие обучающиеся 6-х классов. А также была проведена анкета по методике Т. И. Шамовой «Как вы относитесь к учёбе по технологии» (см. Приложение).
Цели экспериментального исследования:
- выявить уровень коммуникативных способностей обучающихся;
-определить взаимосвязь коммуникативных способностей учащихся и оценки по предмету.
- мотивация обучающихся к учебной деятельности.
Анализ результатов методики выявления коммуникативных склонностей обучающихся
Низкий уровень
Ниже среднего
Средний уровень
Выше среднего
Высокий уровень
2
исследуемых
2 исследуемых
4
исследуемых
4
исследуемых
3 исследуемых
13%
13%
27%
27%
20%
Из данных таблицы видно, что у исследуемых в основном доминирует средний и выше среднего уровни коммуникативных способностей. В сумме низкий уровень и уровень ниже среднего дают- 26%. Этот показатель настораживает, но уровни от среднего до высокого дают в сумме – 74%, а это больше половины исследуемых в группе.
Уровни коммуникативных способностей обучающихся были сравнены с их оценкой по предмету за год. Полученные результаты представлены в таблице.
Взаимосвязь коммуникативных способностей обучающихся и оценки
Оценка за год
Оценка «3»
Оценка «4»
Оценка «5»
Уровень коммуникатив. способностей
Низкий и ниже среднего уровня
Средний и выше среднего уровень
Выше среднего и высокий уровень
26%
41%
33%
Коммуникативные способности обучающихся оказывают непосредственное влияние на успешность обучения технологии- чем выше коммуникативные способности, тем выше оценка по предмету.
Анкета для обучающихся «Как вы относитесь к учебе по технологии» Т. И. Шамовой показала, что у большинства обучающихся (78%) сформировалась положительная мотивация к изучению предмета.
Заключение
Сегодня образование все более начинает осознаваться нашим обществом как сфера инвестиций в человека, в будущее Российского государства. Реализовать лучшие идеи реформирования образования может только учитель, понимающий и принимающий задачи современного образования. Утверждение приоритетов диалога в школе, в частности на уроках технологии, способствует овладению обучающимися коммуникативной компетенции, воспитывает творческую и ответственную личность и поэтому является важнейшей задачей современного этапа российского образования и нашего общества в целом.
3. Общие выводы исследования и его результаты:
1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке технологии обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции обучающихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.
2. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.
3. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.
4. Формирование коммуникативной компетенции должно осуществляться только в рамках учебного сотрудничества учитель – ученики. Ролевые позиции «учитель» - «ученик» не являются однозначно жестко фиксированными, а наоборот, находятся в динамике и в зависимости от отношения педагога и от ситуации могут меняться местами, обе стороны находятся на равных.
5. В результате экспериментального исследования коммуникативных склонностей учащихся была выявлена следующая тенденция, что чем выше коммуникативные способности учащихся, тем выше оценка по предмету.
6. Контрольно – оценочная деятельность учителя должна быть направлена на организацию рефлексивной деятельности учащихся как условие развития коммуникативной компетенции учащихся.
7. В результате проведенного исследования была обоснована практическая возможность использования диалога как средства развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках технологии.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования. Образование и воспитание духовно развитой и ответственной личности возможно только в диалоге, который способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Список литературы
Шустова, Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы Текст / Л.П. Шустова // Классный руководитель. 2006. № 4. С.77 – 80.
Павлова М. Б., Питт Дж., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Иванова, Т.В. Компетентностный подход Текст / Т.В. Иванова // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 3 С.28 -33.