Просмотр содержимого документа
«Статья Конструкция. Характеристика конструкций одежды»
Тема урока: «Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции.
Содержание:
Характеристика конструкций одежды.
Понятие Конструирование.
Проектирование изделий.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКЦИЙ ОДЕЖДЫ
1.1.ФОРМА ОДЕЖДЫ. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РАЗМЕРЫ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ
При изучении одежды различают ее внутренние и наружные (внешние) размеры и форму. Потребителя в основном интересует внешняя форма одежды, являющаяся одним из элементов ее композиции. Форма одежды характеризуется, с одной стороны, объемно- пространственной структурой, с другой стороны, единством элементов ее структуры и художественной целостностью, т.е. композицией. Внешняя форма одежды является одним из основных элементов ее композиции. При исследовании формы одежды выделяют четыре аспекта:
ткань, фактура, цвет, декор, линии, отделки, видимые швы;
степень свободы одежды, выражающаяся в степени ее прилегания к фигуре в различных точках;
структура как геометрическая внутренняя характеристика формы;
пластическая форма фигуры человека.
Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями. Силуэтные линии (плеч, талии, низа и другие линии, определяющие восприятие формы изделия в фас и в профиль) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания.
Конструктивные линии - (швы) расчленяют поверхность одежды на отдельные части (детали) с целью создания её объемной формы конструктивным способом (посредством кроя). Основными конструктивными швами являются: плечевые, боковые, проймы, горловины, швы рукавов. Эти швы остаются малозаметными на поверхности одежды, если не предусмотреновыделение их художественным оформлением модели.
К декоративным линиям относят линии, образуемые различными отделками, а также контурные линии краев деталей (воротника, лацкана, борта и т. д.).
К конструктивно – декоративным линиям относятся все видимые швы, используемые для следующих целей:
1) решение формы (рельефы, боковые швы, швы кокеток, локтевые и внешние швы рукавов, швы втачивания рукава и т.д.);
2) достижение рациональной укладываем ости материала по ширине, в том числе на узких материалах, например, боковой шов изделия прямого силуэта;
3) обеспечение в изделии необходимой равновесности и формоустойчивости, зависящих, в первую очередь, от направления нитей основы в деталях (например, наличие плечевого шва позволяет раскраивать детали спинки и переда, совмещая с нитями основы их средние линии).
Адаптивные швы (приспосабливающиеся к условиям раскроя) используют на невидимых участках одежды с целью экономии материала (шов притачивания клина к задней половинке брюк, шов притачивания надставки к задней половинке брюк, шов притачивания надставки к рукаву сорочки или подкладки изделия и т.п.).
Основными факторами формообразования в конструкции одежды являются: швы, вытачки, влажно-тепловая обработка, формовочные свойства материалов и различные их комбинации.
Форма не может существовать сама по себе, вне связи с конструкцией.
Конструкция (от латинского constructio) –строение, построение, устройство чего-либо. Конструкцию поэтому можно рассматривать как своеобразную техническую структуру изделия.
Форма и размеры основных деталей одежды зависят, прежде всего, от ее покроя.
Покрой – это вид, придаваемый одежде тем или иным способом выкраивания и пошива. Он определяет общую характеристику конструктивного построения одежды. Внутренние размеры и форма одежды определяются, прежде всего, размерами и формой тела человека, но не точно копируют его. Швейные изделия на одних участках прилегают к телу человека более плотно, на других располагаются свободно. Участки тела человека, где одежда прилегает плотно, называют опорной поверхностью, а соответствующие ей участки деталей одежды называют опорными, или участками статического контакта.
По месту расположения опорного пояса одежда делится на конструктивные группы:
- одежда для верхней части тела (плечевая);
- одежда для нижней части тела (поясная);
- чулочно-носочные изделия;
- перчаточные изделия;
- головные уборы.
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ.
Что такое конструирование?
Конструированием называют творческий процесс создания чертежей изделий/ механизма предметов или машин на основе проектировочных и проверочных расчетов. При разработке конструкции изделий/ механизма предметов или машин рассматривают различные варианты с целью получения оптимальной конструкции при наименьшей стоимости ее изготовления и эксплуатации. Конструирование требует всестороннего анализа статистического материала, отражающего опыт проектирования, изготовления и эксплуатации изделий/ механизма предметов или машин данного типа.
Современная проектно–конструкторская деятельность подразумевает системный образ мышления и комплексный подход к проектированию изделий/ механизма предметов или машин.
Конструирование – важнейшая часть проектирования изделий, слогается из двх последовательных этапов: принципиального, творческого, к которому относится выбор метода конструирования и разработки чертежей изделия в объеме эскизного проекта, и технического, включающего разработку чертежей деталей и узлов, а также другой рабочей документации.
Конструирование одежды – прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции одежды для массового производства. При этом предпологается использование научные достижения и многолетний опыт практики конструирования одежды, а также достижения смежных дисцыплин: прикладной антропологии, материаловедения, технологии и гигиены одежды, организации и экономики швейного производства, квалиметрии.(смотри приложение 2)
Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗЕЛИЙ
Проектирование изделия – разработка комплекта документации, необходимой для его изготовления, наладки и эксплуатации в заданных условиях и в течение заданного срока.
Проектирование является одним из этапов так называемого жизненного цикла изделия, в который входят также этапы производства, эксплуатации и утилизации. Проектирование представляет собой процесс решения многовариантной и в соответствии с многочисленными и разнообразными требованиями, которым каждый из возможных вариантов должен отвечать, еще и многокритериальной задачи. (смотри приложение 1)
При проектировании решаются следующие основные задачи:
Обеспечение заданных параметров изделия для работы в заданных условиях.
Обеспечение минимальных затрат на производство заданного количества изделий при сохранении заданных эксплуатационных параметров для каждого выпущенного изделия.
Сведение к минимуму эксплуатационных затрат при сохранении заданных эксплуатационных параметров изделия.
Цель и задачи проектирования в одежде – разработка конструктивно-технического решения модели адекватного художественно-эстетическому решению, выбор материала и выбор методов обработки на основе использования прогрессивной технологии.
выполнить анализ модели;
зарисовать технический рисунок модели;
выбрать соответствующую базовую основу и указать критерии ее выбора;
рассчитать масштабный коэффициент;
уточнить базовую основу с учетом масштабного коэффициента (смотри приложение 3);
выполнить преобразования базовой основы, используя методы технического моделирования;
проверить соответствие проектного решения эскизу.
При решении каждой из основных задач и целей приходится находить решение целого ряда частных задач и целей на разных этапах проектирования. При этом различные требования к изделию зачастую вступают в противоречие между собой. Искусство конструктора как раз и состоит в том, чтобы принять решение, позволяющее извлечь максимальный положительный эффект от разрабатываемого изделия.
Процесс проектирования изделия состоит из многих этапов: (составление технического задания, расчет, конструирование, изготовление и испытание опытных образцов, разработка технологической документации, разработка эксплуатационной документации и т.п.), одними из главных среди которых являются расчет и конструирование.
Общие правила проектирования и конструирования
Среди общих правил проектирования и конструирования можно отметить следующие три.
Первое. При проектировании рассчитывают на нормальные условия эксплуатации. Так, если рассчитывать детали велосипеда из условий их стойкости к повреждению при наезде на непреодолимое препятствие, то получится перетяжеленная конструкция, которая будет трудна в эксплуатации. Если в швейном - это придание деталям наивыгоднейших форм и размеров в соответствии со строением и размерами тела человека.
Второе. Конструирование есть поиск оптимального компромиссного решения. Часто при проектировании должны быть удовлетворены противоречивые требования. Так, у боевого самолета должно быть обеспечено и достаточное бронирование кабины пилота (что требует увеличения массы) и необходимая дальность и скорость полета (что требует снижения массы). В швейном - гигиенические требования, свойства материалов, технологичность обработки одежды в процесах швейного производства.
Третье.При конструировании должно быть выполнено условие равнопрочности. Очевидно, что нецелесообразно конструировать отдельные элементы машины с излишними запасами несущей способности, которые все равно не могут быть реализованы в связи с отказом конструкции из–за разрушения или повреждения других элементов.
Главная роль конструирования и моделирования одежды – это придание деталям наивыгоднейших форм и размеров в соответствии со строением и размерами тела человека, гигиеническим требованиям, свойствами материалов, технологичностью обработки одежды в процесах швейного производства.
Домашнее задание: по данным вопросам составьте кроссворд, можно сформулировать свои вопросы по данному конспекту для кроссворда, опираясь на записи в тетради по данной теме: (оформляете на выбор: формат А4 либо электронный вариант. Ответы на вопросы к кроссворду прилагаются отдельно оформленные)
1.Чем характеризуется форма одежды?
2.Назовите аспекты формы одежды.
3.Дать понятие силуэтных линий, конструктивных линий.
4.Какие линии относятся к декоративным? конструктивно-декоративным?
5.Назовите основные формообразующие элементы в конструкции одежды.
6.Что понимается под покроем одежды?
7.Чем определяются внутренние размеры и форма одежды?