Просмотр содержимого документа
«Рабачая программа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основным предназначением образовательной области технология является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых качеств личности. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, т.к. предоставляет возможность применять на практике знание основных наук.
Рабочая программа «Технология. Технический труд» составлена на основе авторской программы Технология: Программа начального и основного общего образования. – М.: Вентана-Граф, 2008, с учетом междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (УУД), «Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности» (УИиПД).
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатами их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Содержание учебного предмета
Данная программа рекомендуется для обеспечения непрерывности технологического образования. Она позволяет учителю получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа носит рекомендуемую последовательность с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и с учетом оснащенности школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности.
Базовыми являются разделы:«Семейная экономика», «Художественная обработка материалов»,«Технологии ведения дома», «Электротехнические работы», «Творческие проектные работы», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических
принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели.
В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Программа предполагает широкое использование нетрадиционных форм уроков, которые позволяют решать задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением, используя «ключевые компетенции» в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях: за счет получения обучающимися профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации, помогают активизировать и углубить познавательную деятельность, при этом избежать пагубных перегрузок.
Творческий проект
Теоретические сведения. Проектирование как профессия. Последовательность проектирования. Творческие проекты. Способы оформления проекта. Презентация. Подбор материалов и инструментов. Технология выполнения выбранного изделия. Расчет себестоимости изделия. Экологическое обоснование. Защита проекта. Распределение работы при коллективной деятельности.
Семейная экономика
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина од ного человека и семьи.
Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.
Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей.
Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров
Технологии домашнего хозяйства
Теоретические сведения. Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-тех-нических работ.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-техниче-ских работ.
Электротехника , радиоэлектроника
Теоретические сведения. Электрический ток и его использование. Принципиальные и монтажные электросхемы. Потребители и источники злектроэнергии. Электроизмерительные приборы. ТБ на уроках электротехнологии. Электрические провода. Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи. Электромагниты и их применение. Электроосветительные приборы. Лампа накаливания. Люминесцентное и неоновое освещение. Бытовые нагревательные приборы. Электрические двигатели и инструменты.
Электромагнитные волны и передача информации.
Профессиональное самоопределение
Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения.
Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Здоровье и выбор профессии.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения обучающиеся
должны знать:
• правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования;
• виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в художественных ремеслах;
• основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
• виды ремонтно-отделочных работ, материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; виды санитарно-технических работ, оборудования; цели и значение семейной экономики;
• пути экономии электрической энергии в быту, правила работы с электроприборами; каково влияние электрических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
• сферы современного производства, пути получения профессионального образования;
• основные методы и приемы выращивания и проектирования зелёных насаждений, историю развития «зеленого строительства», этапы и правила озеленения пришкольной территории;
должны уметь:
• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены, оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током.
• владеть простейшими способами технологии художественной отделки изделий;
• проводить разработку учебного проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
• находить необходимую информацию; осуществлять контроль качества изготовляемых изделий;
• выполнять технологические операции с использованием инструментов, приспособлений, оборудования;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• применять политехнические и технологические знания и умения к самостоятельной практической деятельности;
• находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального трудоустройства;
использовать знания и умения, приобретённые в практической деятельности и повседневной жизни:
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов;
• выполнять различные виды художественного оформления изделий;
• планировать и оформлять интерьер комнаты;
• безопасно эксплуатировать электротехнические и электробытовые приборы; вести экологически здоровый образ жизни;
• строить планы профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Творческий проект
1 ч.
1
Проектирование как сфера профессиональной деятельности
1
Семейная экономика
4 ч.
2
Бюджет семьи.
1
3
Технология совершения покупок
1
4
Способы определения качества товара
1
5
Технология ведения бизнеса
1
Технологии домашнего хозяйства
4 ч.
6
Инженерные коммуникации в доме
1
7
Водопровод и канализация
1
8
Современные тенденции развития бытовой техники
1
9
Современные ручные электроинструменты
1
Электротехника
16ч.
10
Электрический ток и его использование.
1
11
Принципиальные и монтажные электросхемы.
1
12
Потребители и источники злектроэнергии.
1
13
Электроизмерительные приборы.
1
14
Правила безопасности на уроках электротехнологии
1
15
Электрические провода.
1
16
Сращивание проводов.
1
17
Монтаж электрической цепи .
1
18
Электромагниты и их применение
1
19
Электроосветительные приборы.
1
20
Бытовые электронагревательные приборы
1
21
ТБ при работе с электроприборами
1
22
Двигатели постоянного тока
1
23
. Электроэнергетика будущего.
1
24
Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности»
1
25
Защита проекта
1
Радиоэлектроника
2 ч.
26
Электромагнитные волны и передача информации
1
27
Цифровые приборы
2
Профессиональное самоопределение
7 ч.
28
Сферы производства и разделение труда
1
29
Технология профессионального выбора
1
30
Профессиограмма и психограмма профессии
1
31
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение
1
32
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности
1
33
Творческий проект «Мой профессиональный выбор»
1
34
Защита проекта
1
Всего: 34 часа
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
- Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.]; под ред. В.Д.Симоненко - М.: Вентана - Граф ,2015.