Школа поможет выпускникам ориентироваться в великом множестве профессий. С помощью профориентации школьники узнают, какую профессию им лучше выбрать, какой прфессией они смогут овладеть.Школа поможет выпускникам ориентироваться в великом множестве профессий. С помощью профориентации школьники узнают, какую профессию им лучше выбрать, какой прфессией они смогут овладеть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путь в профессию начинается в школе.»
ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ.
Санина Тамара Валентиновна,
учитель трудового обучения МОУ «Школа№112 г, Донецка»
учитель-методист.
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требуетопределенного уровня знаний, умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. (Однако не любой труд будет считаться профессиональным).
Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании.
Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за которые другие люди готовы платить. Иными словами, профессиональная деятельность может служить источником дохода.
Школа поможет выпускникам ориентироваться в великом множестве профессий. С помощью профориентации школьники узнают, какую профессию им лучше выбрать, какой прфессией они смогут овладеть.
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
Какой выбор профессии можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
4.Группы профессий (Б-работа в бытовых условиях, О – работа на открытом воздухе, Н - необычные условия труда, М-труд с высокой моральной ответственностью).
Формула выбора профессии состоит из четырех прописных букв, соответствующих типу, классу, отделу и группе выбранной профессии. Например, профессия Повар (Т; Пр; Р,М;Н)-тип профессии-техника ;класс-преобразующая, отдел-ручной и механический труд, группа-Труд в необычных условиях.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Выбор профессии «за компанию».
Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
Увлечение только внешней стороной профессии.
Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
Отождествление учебного предмета с профессией.
Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
Недостаточное знание профессии.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.
І этап. «Познай себя»
Задачи: выявление и развитие интересов, помощь в выборе увлечений, хобби, расширение представлений о мире профессий.
Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн.
Тестирование «Какой у тебя характер?», «Умеете ли вы контролировать себя?», «Объем памяти».
Изучение практических чувств учащихся.
II этап «Найди себя в мире профессий»
Задачи: формирование профессионального самосознания, определение профиля обучения, оказание помощи в самопознании, знакомство с миром профессий.
Учебные задания «Выбор профессии»
Деловая игра «Требования профессии к человеку»
Профориентационная игра «Ошибки при выборе профессии»
III этап «Развивай и реализуй себя».
Задачи: развитие убежденности в адекватности сделанного выбора профессии подготовка к реализации выбранного профнамерения.
Анкетные опросники для профориентационной беседы «Моя будущая профессия», «Я выбираю профессию»
Составление личной профессиограммы.
СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
При выборе профессии нужно:
-Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда.
-Определиться в своих интересах.
-Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
-Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.
-Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
-Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья).
-Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе.
-Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.
Выбирая профессии, важно:
Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.
Выбирая учебное заведение:
Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.