Просмотр содержимого документа
«Профориентация как важная часть воспитательной работы учреждения. Опыт участия в профориентационных проектах.»
Доклад на районную августовскую конференцию 2020
тема:
Профориентация как важная часть воспитательной работы учреждения. Опыт участия в профориентационных проектах «Билет в будущее», «Проектория»
Современная ситуация в нашей стране в экономической и социальной сфере требует от нас многофункциональности, креативности и неординарности мышления при решении поставленных задач. Перед современным выпускниками стоит сложная задача – выбрать профессию, которая востребована на рынке труда, которая будет соответствовать особенностям его темперамента и характера и это все заставляет по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в нашей школе была разработана Программа профориентационной работы «Путь к выбору профессий», которая реализуется по трем направлениям деятельности, их вы видите на экране:
Первое направление – это Просветительская работа, которая включает в себя профессиональное информирование и профессиональное воспитание
Данная работа проводится классными руководителями, учителями предметниками, библиотекарем, фельдшером. Главная цель – расширение знаний учащихся и их родителей о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы и путей решения возникающих проблем.
Если мы говорим о теории знакомства с профессиями, то это классные часы, беседы, Единые дни самоопределения и профориентации.
В рамках мероприятий «Профессии моих родителей» родители учащихся рассказывают о своей работе. Например, для уч-ся 4-х классов это встреча с инженером лесного хозяйства Булгаковым Сергеем Александровичем, для ребят из 9 класса беседа с Гуженковым Денисом Николаевичем, кадастровым инженером. Учащимся интересно живое общение, практическая информация.
В формате «Уроки от профессионала» проводятся встречи врачами Хорской больницы, огнеборцами пожарной части,
работниками прокуратуры, следственного комитета, полиции, пенсионного фонда и т.д.
Очень большое значение имеют и встречи с бывшими выпускниками школы, а ныне студентами учебных заведений, представителями СУЗов и ВУЗов.
Классными руководителями 7-9 классов организуются ежегодное посещения образовательного фестиваля «Обрфест»,
Ярмарок профессий, Дней открытых дверей.
Учителя предметники также в ходе изучения программного материала, обязательно обращают внимание на то, где и в какой профессии он может пригодиться. Так на уроках технологии, практически при изучении любой темы, ребята знакомятся с профессиями разных направлений (легкая промышленность, кулинария, энергетика, машиностроение, робототехника, материаловедение)
Большим подспорьем в работе для нас стали профориентационные сайты и порталы «Проектория»,Калейдоскоп профессий, Методический кабинет профориентации.
Открытые уроки «ПроеКТОриЯ» реализуются в рамках национального проекта «Образование». В этом учебном году состоялось 11 уроков. Посмотреть их в прямом эфире нам не удавалось, а вот в записи классные руководители, в рамках занятий внеурочной деятельности «Профессиональные пробы», организовывали просмотры уроков с последующим их обсуждением. Большой эмоциональный отклик у учащихся вызвал открытый урок «Я помню» (8-9 классы), посвящённый профессиям, которые помогают сохранять память – нашу историю и наше наследие. Открытый урок «Как создаётся хайп?» (9 класс) был посвящен профессионалам медиасферы, Эти профессии заинтересовали наших девятиклассников, так как ведением блога, записью сторис, редактированием фото, созданием видеороликов и т.д. занимается практически каждый подросток.
Просветительскую работу мы проводим не только с учащимися, но и с родителями. Это и родительские собрания, и совместные мероприятия, и личные беседы.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
С целью профессионального воспитания в школе организованы занятия внеурочной деятельности: «Умелые руки» - 1-4 классы, «Город мастеров» - 5-6 класс; «Технология моды» - 8-9 класс;
В этом направлении очень хорошую помощь нам оказывает дополнительное образование – кружки и секции, такие как: «Юный журналист», «Цифровые каникулы», «Шкипер», «ЮИД», посещая которые ребята знакомятся с конкретными профессиями: журналист, программист, штурман, радист и т.д.
Ребята из клуба «Шкипер» ежегодно выезжают в г. Владивосток, где посещают учебные заведения (ТОВМУ им. Макарова, Нахимовское училище), боевые корабли, встречаются с преподавателями, беседуют с курсантами, офицерами.
Во время совместных мероприятий с ветеранами ВМФ, получают много практической информации о морских профессиях, участвуют в мастер-классах по вязанию морских узлов, сборке-разбоорке автоматов и т.д.
В рамках внеурочной деятельности «Профессиональные пробы» (5-9 классы) осуществляется практическая деятельность по знакомству с миром профессий в виде экскурсий, мастер-классов
Во многом нам здесь помогает Хорский агропромышленный техникум. В течение года, кроме бесед, представители техникума проводят профориентационные игры, квесты, мастер-классы, профессиональные пробы,
где ребята пробуют себя в вождении автомобиля, в изготовлении кондитерских изделий, в ландшафтном дизайне, в оказании первой медицинской помощи и.т.д. И не удивительно, что большинство выпускников 9-х классов, идут обучаться именно туда.
Второе направление, по которому работает наша школа – это диагностика профессиональных наклонностей и профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
И здесь на помощь пришел проект «Билет в будущее», который реализовывался в сентябре-октябре прошлого года.
На проект зарегистрировались 93 учащихся. Из них дошли до практических мероприятий 56.
Работая на данной онлайн-платформе, по результатам тестов ученики смогли получить данные о своих профессиональных склонностях, о том, какой тип профессии им подходит, каковы их профессиональные склонности, оформленную карту своих интересов, прогноз на будущий объект профессионального труда и будущий вид деятельности.
Кроме этого, в рамках проекта, учащиеся прошли профессиональные пробы в IT- клубе «Роботрек», которые провел его руководитель Селезнев Михаил Викторович. Ребята занимались конструированием и программированием робототехнических моделей с использованием новейшего конструктора «Роботрек». Школьники погрузились в специальность, которая оказалась близка им по результатам тестирования на первом этапе проекта. Такой подход позволяет точнее определить готовность подростка к выбранной специальности. Также ребята учились взаимодействовать между собой, т.к. пришлось работать в парах.
Третье направление работы – это Конкурсная деятельность по профориентации:участие в профориентационных конкурсах различных уровней
Уже три года команда клуба «Шкипер» является участником Всероссийского слета юных моряков «Юнга», который проходит в ВДЦ «Океан». Успехи 2019 года таковы: Третье место в общем зачете, личное первенство в нескольких видах соревнований
Краевой конкурс семинар «Цифровые каникулы» стал также для нас уже традиционным. В 2019 году команда нашей школы стала победителем этого конкурса. Участвуя в краевом семинаре-конкурсе «Цифровые каникулы», который был посвящен профессиональному самоопределению, ребята из одноименного кружка примерили на себя следующие профессии будущего: разработчик систем микрогенерации, метеоэнергетик, проектировщик энергонакопителей, маркетолог энергетических рынков. С первого раза и не запомнишь это название, но это профессии ближайшего будущего и причем очень даже востребованные.
Так в 2019 году три ученицы школы активно принимали участие в первом районном профориентационном конкурсе «Школа профессионалов», две из них стали призерами.
Ежегодный районный конкурс «Безопасное колесо» тоже не обходится без нашего участия, дважды мы были участниками краевого этапа конкурса.
В районном конкурсе рисунков "Безопасный труд глазами детей" работы наших ребят также занимают призовые места.
Ну а ежегодный школьный конкурс «Радуга профессий» стал хорошим поводом для знакомства с профессиональным миром. Активность учащихся при подготовке и приведении мероприятия говорит об интересе к этой теме и о важности профориентационной работы.
Такая планомерная работа приносит свои плоды. Если проанализировать результаты поступления наших выпускников в учебные заведения, то можно увидеть стабильную динамику их обучения в Хорском Агропромышленном техникуме. Ежегодно более 50% выпускников идут именно в это учебное заведение. На слайде представлена статистика за три года. В этом году увеличилась доля детей (33%), желающих получить среднее образование.
Таким образом, реализуя программу сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, мы рассчитываем на повышение уровня компетентности учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании; формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии.