Просмотр содержимого документа
«Изготовление поделки из природного материала (шишки)»
«Изготовление поделки из природного материала (шишки)». для детей 8-14 лет
Подготовка к работе с природными материалами. Оборудование рабочего места. Подготовка природных материалов включает в себя: очистка их от мусора, сортировка материалов, обработка шишек клеем, чтобы они не раскрылись при высыхании. Хранить материалы надо в сухом, прохладном месте. Для правильной организации всей работы надо создать хорошие условия труда: правильно подобрать мебель, освещение, инструмент. Мебель. Столы должны быть ровные, без трещин, устойчивые, прочные, не качающиеся, высота удобной для детей. То же самое надо сказать о стульях. Рабочие места на столе должны быть достаточно просторны. В помещении столы должны стоять так, чтобы на них падало как можно больше естественного и искусственного света, причем свет должен падать спереди и слева. Оборудование рабочего места. Во избежание порчи столов во время работы, при резании и сверлении отверстий в природных материалах надо, чтобы у каждого учащегося была подкладочная доска. Поверхность стола ровная. Для хранения материала, инструментов и недоделанных работ желательно иметь специальный ящик. Инструмент. Инструмент может быть самодельный или заводской: шило; нож; сверла; плоскогубцы; кусачки; лобзик; ножовка; кисточки; шуруповерт; клей ПВА; дополнительные (вспомогательные) материалы промышленного производства (пенопласт, проволока, лак и др.). До начала учебных занятий необходимо заблаговременно подготовить хотя бы несколько образцов поделок, планируемых для изготовления.
Природные материалы. Их заготовка и обработка. Шишки, древесные грибы, веточки, корни растений, кора, ольховые шишки и др. Заготовка необходимых материалов для занятий производиться заранее, до начала учебного года. Собирать материалы надо с некоторым запасом, учитывая, что при работе неизбежны отходы. При выходе в природу обязательно должен быть проведен инструктаж. В поисках материала дети могут отходить немного в сторону для осмотра интересных пней, густых зарослей, повалившихся деревьев и т. п., следовательно, в походе должен строго соблюдаться порядок поддержания связи между экскурсанта-ми и руководителем. Всякий отход в сторону от группы должен быть не далеким и кратковременным. Подготавливая поход за природными материалами, руководитель должен четко сформулировать цели и задачи похода и разъяснить их учащимся. В зависимости от задачи разрабатывается маршрут похода. Попутно могут решаться и другие вопросы (сбор древесных грибов, сучьев, корней и т. п.), но главная цель должна быть ясной и конкретной. Любой поход надо использовать для развития у детей наблюдательности, любви к природе. В любом походе за природными материалами следует каждую удачную находку бегло обсудить с ребятами тут же, на месте, чтобы обострить глаз ищущих, разжечь в них огонек творческого поиска. После возвращения из леса необходимо привести в порядок собранные материалы: очистить их от мусора, шишки обработать клеем, чтобы они не раскрылись при высыхании, рассортировать материалы. Учитель должен рассказать и показать, как обрабатывать материал, чтобы он не пришел в негодность при длительном хранении.
Поиск идеи. Творческий замысел. Включает в себя несколько компонентов: - изучение материала; - определение скрытых возможностей материала в процессе сборки и подготовки к работе; - определение художественного замысла будущей поделки; - непосредственного осуществления замысла путем изготовления поделки. Источником сюжета могут служить сказки, басни, рассказы и др.
Практическая работа.
Шишки Рыбак у реки.
Эта поделка состоит из рыбака, сидящего с удочкой у реки, и дерева. - Вначале делают фигуру рыбака. У слегка согнутой еловой шишки (рис. а) отпиливают вершинку и шуруповертом просверливают в соответствующих направлениях шесть соединительных отверстий диаметром 2 мм: в корешковом торце шишки на глубину 10 мм для последующего крепления головы рыбака, несколько ниже еще два отверстия (по бокам шишки) для прикрепления рук. Эти отверстия должны проходить под углом к оси шишки снизу вверх. Несколько ниже этих отверстий, тоже с вогнутой стороны шишки, просверливают еще два глубиной 10 мм для прикрепления ног. Эти отверстия тоже должны идти под углом к оси шишки, но сверху вниз. И последнее, шестое отверстие просвер-ливают в срезанном торце шишки для укрепления фигуры рыбака на подставке. - Голову рыбака делают из сосновой шишки (рис. б). В ней просверливают с боков три отверстия: одно диаметром 1 мм для носа, другое такого же диаметра для трубки, оба глубиной 4-5 мм; с противоположной стороны шишки в ее боку, под углом к оси шишки, направлением снизу вверх, просверливают отверстие диаметром 2 мм на глубину 6-7 мм. Это отверстие для палочки-шеи. - Из веточки вырезают соответствующей толщины сучок для носа, трубку и палочку-шею. - Бороду и усы делают из пакли или шерсти (рис. в). - Головным убором (шапкой) рыбаку служит желудевая чашечка. Чашечку приклеивают на голову (рис. в). - Руки и ноги. Сучки для рук и ног лучше вырезать из повсеместно растущих зарослей сливы. Вырезав два сучочка соответствующего изгиба (рис. г), примеряют их к туловищу, чтобы уточнить, будут ли они иметь необходимое положение, так как нужно, чтобы руки у рыбака лежали на коленях. Палочки-руки изготавливают из веточек сливы и кусочков дерева предварительно просверлив в них соединительные отверстия и насаживают их на клею на концы палочек-рук. Таким же образом подбирают сучочки для ног (рис. д). Затем отпиливают лобзиком чурбачок для башмачков толщиной 10 мм и длиной 30 мм. Раскалывают его на две половинки и просверливают в каждой соединительное отверстие. В эти отверстия вставляют на клею нижние концы палочек-ног с таким расчетом, чтобы их концы выступали наружу на 8-10 мм. Когда все детали к фигуре рыбака готовы, вставляют на клею концы шеи, рук и ног в соответствующие отверстия в еловой шишке-туловище (рис. е). Закончив фигурку, переходят к изготовлению дерева, берега, воды, удочки и ведра. - Дерево можно сделать из корня. Обрезать лишние корни, оставляя только те, которые будут соответствовать ветвям дерева. В срезе корня просверливают соединительное отверстие диаметром 7-8 мм и глубиной 20 мм, куда вставляют на клею палочку, с помощью которой укрепляют дерево на куске толстой коры. Воду можно сделать из куска прозрачного плексигласа размером 20 Х 30 см, который укладывают на окрашенную в зеленоватый цвет фанерку. Плексиглас присоединяют к фанерке при помощи соединительных палочек, которые вставляют в отверстия, расположенные по углам. С одного конца плексигласа накладывают кусок толстой коры (берег), с укрепленным на ней деревом. Кору приклеивают к фанерке, выступающей одним концом из-под плексигласа. На берег под дерево укрепляют рыбака при помощи соединительной палочки в срезанном торце шишки (туловища) и концов палочек (ног), выступающих из башмачков. Ведро делают из хлорвиниловой бутылочной пробки, обрезав у нее края и приделав к ведру ручку из проволоки. Удочку делают из тонкого прутика лозы. Работа закончена. Чтобы лучше сохранить ее от пересыхания и разрушения, можно покрыть фигуру рыбака, дерево и берег бесцветным лаком.
Образец одного из вариантов изготовленной поделки.
Список используемой литературы. Ф.П.Филенко «Поделки из природных материалов» МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ