Просмотр содержимого документа
«Игровые ситуации и методика их применения на уроках технологии»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин
Игровые ситуации и методика их применения
на уроках технологии
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Шинкарчук Елены Александровны,
слушателя курсов повышения квалификации
учителей, преподающих предмет «Технология»
учителя ГОУ ЛНР «Бугаевская школа №14»
ЛУГАНСК
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………5
Сущность игровой деятельности на уроках технологии……………………5
1.2 Формирование универсальных учебных действий средствами игровых форм на уроках технологий ………………………………………………………9
1.3 Методика формирование предметных компетенций
на уроках технологии……………………………………………………………..16
ГЛАВА I I.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……..19
2.1 Игра на уроках технологии…………………………………………………..19
2.2 Разработка методического обеспечения использования игровых средств на уроках технологии…………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что на уроках технологии, необходимо осуществлять кардинальный подход от информационно-объяснительного подхода в обучении к деятельностному, направленному на формирование умения учиться.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Поэтому активизация познавательного интереса учащихся должна начинаться с умелого использования приемов и методов, различных средств, обеспечивающих высокую активность учащихся в учебном процессе, глубокое и полное усвоение учащимися материала, рассматриваемого на уроке. Есть учителя, который, идя на урок, каждый раз не задумывался бы о том, как построить свою работу так, чтобы традиционный учебный материал не прошел мимо сознания учеников, а оставил в каждом из них еще одну частичку знаний по той бездонной казны, которую приберегла для нас природа.
Поэтому основная задача современного учителя – выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игровая ситуация создает возможность школьнику осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психического здоровья. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся психологи, а именно Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и др. справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, желание выиграть, обостряет мыслительную деятельность.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Целью работы, является анализ использования игровых ситуаций и методика их применения на уроках технологии.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть использование игры в качестве метода обучения;
- рассмотреть классификацию игровых технологий;
- проанализировать процесс использования игровых ситуаций на уроках технологии;
- обосновать возможности практического применения игровых технологий.
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Сущность игровой деятельности на уроках технологии
Игра издавна используется для воспитания и обучения. Народная педагогика применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первом плане задачи трудового, умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – эстетического, художественного.
Вообще игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями учащихся. Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей, и впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное - постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности [3].
Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил известный учитель .
Жизненный опыт подсказывает: чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике технологического образования было разнообразие направлений игровой деятельности. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение образовательных, воспитательных и развивающих задач – достижение дидактических целей, формирование характера, черт личности, усвоение норм жизни, отношение детей друг к другу и т.п. В играх различной направленности лучше видны возможности ребенка, его непосредственность и быстрота реакции.
О целесообразности использования игр в обучении труду, технологии существует различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания технологического образования и того, что учение – это дело серьезное, некоторые считают, что в обучении нет места игре. Но более
обоснованным является другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач, поскольку задачи обучения технологии значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Необходимо подготовить детей к трудовой жизни. Фактически лишь в игре обучающиеся получают возможность трансформации окружающего мира, его технологий в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра является источником духовного удовлетворения для ученика, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социально-экономической и трудовой жизни в дальнейшем.
Среди многообразия игр на уроках технологии можно использовать: сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы. Надо отметить, что эта классификация весьма условна, так как в каждом виде игры есть трудовые элементы, но задачи у всех них различны. [1]
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений детьми воспроизводятся социальные объекты. Психологи отмечают, что детская ролевая игра на уроках технологии является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального этно-эстетического сознания ребенка. Также можно выделить такой вид игр, как игра-драматизация. Такие игры представляют собой исполнения с обучающимися какого-либо сюжета. Они не отражают обобщенно действия изображаемого персонажа, а воспроизводят типичные для них операции без непосредственного имитирования. Эти игры рассматривают как одну из возможных форм перехода к практической, проектной деятельности.
Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием. Разновидностью игры-труда являются строительные, сюжетные игры, в которых закрепляются знания о технологии окружающего мира, где школьники усваивают самые общие действия и процессы труда.
Подвижная игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В подвижных играх, прежде всего, решаются задачи физического, трудового воспитания обучающихся. В тоже время это и хорошее средство для развития познавательных сил, прежде всего умственных процессов и нравственно-волевых качеств, совокупность которых обозначают как свойство общности. Это свойство включает способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, в соответствии с правилами, подчиняться требованиям детского коллектива [5].
В учебном процессе уроков технологии чаще всего используются дидактические игры, как средство воспитания умственной, технологической активности детей. Она вызывает познавательный интерес к процессу познания и помогает усвоить различные технологии.
Педагоги выделяют развивающие игры, которые являются одним из средств развития способностей [8].
Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат. Педагоги образуют в отдельную группу познавательные игры. Эти игры предназначены для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных на уроках технологии знаний.
В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, владений технологических умений, навыков.
В структуре игры выделены насколько элементов.
1. Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре, например, «Фирма», «Ателье».
2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре.
3.Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных обучающемуся в практическом плане; роли выполняются ими при помощи игровых действий: «швея» снимает мерки с «заказчика».
4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Для начального этапа свойственно соблюдение правила в игре.
5. Игровой материал и игровое пространство – наглядный материал, раздаточный материал и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.
6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли [9].
В данной работе также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры, ее возьмем как основную:
игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки знаний;
обобщающие игры;
релаксационные игры - паузы.
Игровая деятельность является свободной от каких-либо ограничений, дает возможность модернизировать правила, подгонять «под себя», что играющие постоянно и делают. Игра теряет игровой характер или утрачивает его, если функциональное содержание подчиняется лишь деятельности, которую игра воспроизводит, а не отражает чисто детские досуговые интересы, уничтожает свободные порывы и связанные с ним удовольствия. Дети способны «обходить» правила игры, обманывать партнеров ради успеха. И это плутовство – скорее доказательство сущности игры, ее отличия от реальной жизни, ибо достижение в ней все-таки символическое.
Условия эффективности игры:
Доступность игры;
Добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
Обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
Поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможности выразить себя, проявить свои интересы и способности;
Глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументированно строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и не разрушая игру неумелой корректировкой;
Соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.
Из сказанного вытекает, что игровая деятельность может активно включаться в учебный процесс. Она содействует разностороннему развитию детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми.
1.2 Формирование универсальных учебный действий средствами игровых форм на уроках технологий
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В условиях модернизации современного образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Владение коммуникативными компетенциями делает возможным реализацию собственных талантов и способностей, саморазвитие и самосовершенствование личности.
Коммуникативно-ориентированное обучение на уроках технологии означает формирование у школьников коммуникативной компетенции, разговорной, практической и мыслительной, когда ученик готов использовать технологию как орудие труда.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
обсуждения, дискуссии, диспуты;
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в спорных и конфликтных ситуациях;
выступление при защите учебных проектно-исследовательских работ, подготовленных товарищами в качестве оппонентов;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.п.;
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
доклады, сообщения, рефераты;
письменные опросы
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками [7].
На уроках технологии большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что совместное формирование коммуникативной компетенции может быть более успешным и использоваться в интеграции с педагогами других предметов.
Примеры интеграции образовательных областей могут быть следующими.
Взаимосвязи между предметными областями:
технология – математика, история, география;
технология – физика, биология, химия;
технология – ИЗО, МХК, музыка;
технология – физическая культура.
При этом формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Для формирования личностных УУД на уроке и внеклассных мероприятиях по предмету технологии – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования познавательных УУД на урок-игре по технологии – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Для формирования коммуникативных УУД - урок-беседа по технологии – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования регулятивных УУД на уроках технологии с использованием самостоятельной или практической работы – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий исполь-зуются следующие виды заданий:
участие в проектах;
творческие задания;
дневники достижений.
Познавательные УУД включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД при изучении технологии относятся:
выбор для решения познавательных и коммутативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных;
виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным УУД при изучении технологии относятся:
принятие и сохранение учебной задачи; алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности;
определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
проявление инновационнго подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формирование невербальных способов коммуникации – посредством мимики, жестов, позы, интонации, глаз и т.п.);
формирование умения работать в парах и малых группах;
формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
учитывать позицию собеседника (партнера);
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, игровые технологии формируют коммуникативные УУД. Применение игровых технологий на занятиях технологии делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным [10].
1.3 Методика формирование предметных компетенций на уроках технологии
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию поведения, получения образования и т.д. [1].
Предметные компетенции– это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.
При планировании целей к урокам, например, технологии необходимо учитывать:
1. Цели урока относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): создать условия для получения технологических знаний, умений и навыков; обеспечить развитие логического мышления и т.д.
2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): содействовать вооружению учащихся технологическими практическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; создать условия для формирования умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные и т.д.
3. Совместные цели для педагога и учащихся: создать условия для укрепления взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных технологических знаний; создать возможность использовать приобретенные технологические знания в практической деятельности; содействовать развитию логического мышления и творческих способностей и т.д. [6].
Использование методики формирование предметных компетенций на уроках технологии позволит наполнить технологическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действитель-ности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи технологические термины; учиться применять технологические знания и умения в реальных ситуациях.
Обучающимися достигаются следующие результаты:
Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии, в практической деятельности.
Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в профильном классе.
Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
У учащихся формируется представление о технологии как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и добивается понимания школьниками предмета изучения.
Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ребёнок хочет и готов учиться, а педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Таким образом, в данной главе было рассмотрены возможности формирования предметных компетенций на урока технологии. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.
ГЛАВА I I. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Игра на уроках технологии
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Главное уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверен-ности в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка младшего возраста можно с помощью использования простого игрового материала. Он рассматривал игру ребенка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». «Дары» Фребеля – шар, куб, цилиндр – дидактическое средство, с помощью которого дитя устанавливает связь между внутренним и внешним миром.
Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.
Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Игра является любимой формой работы учащихся на уроке. Лучше усваиваются те темы, в которых использовались игры. В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). [9].
В трудовом обучении и организации общественно полезного, производительного труда учащихся следует шире использовать привлекательные для них игровые формы. Учителя в состоянии сами, но еще лучше с привлечением школьников, разрабатывать игровые сюжеты, условия. Надо только проявить больше выдумки и творчества. [2].
Игра удовлетворяет многие потребности ребенка: потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, испытать наслаждение от самого процесса игры, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир, выразить свои желания. На уроках технологии игровые методы использовать нужно, так как игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д. Так, например, на уроке по конструированию фартука при проверке знаний и умений можно провести дидактическую игру.
Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить учащимся стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности. [4].
Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.
Можно использовать игру под названием «Пазлы». Принцип игры хорошо знаком детям: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу можно построить проверку знания учащимися чертежа швейного изделия.
Чертеж фартука нужно разрезать на части, перемешать и попросить учеников собрать. Естественно никакого образца у них перед глазами нет и, если ребенок не знает, как выглядит чертеж, справиться с таким заданием ему будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным. Ученики , не подозревая, что это проверка их знаний, с удовольствием играют в «Пазлы».
Особенностью проверки знаний при помощи игры в пазлы является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.
В последнее время многие учителя используют на уроках кроссворды.
Кроссворд (от англ. «cross» - пересечение и “word” - слово)- задача – головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими) историю.
Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настой-чивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охваты-вающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возмож-ности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накла-дывают на лист и выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но дают правильное определение, характеристику того или иного понятия. Лучшие работы можно показать всему классу, поощрить детей и словом и отметкой.
Важной особенностью игр с картами и карточками является то, что, используя присущий им игровой принцип, можно широко разнообразить их тематику, при этом, естественно, учитывая возраст и уровень знаний учащихся. Взять хотя бы лото. Оно может быть использовано при изучении многих тем и разделов курса.
Лото – это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют учащиеся 5 – 7 классов, причем игру можно проводить как индивидуально, так и побригадно. Однако для более полного выявления знаний школьников лучше каждому ребенку выдавать отдельную карту.
Любая настольная игра вызывает у школьников живой интерес, если она красочно оформлена. Поэтому при изготовлении лото нужно обращать внимание на качество его исполнения. Карту вырезать из картона, аккуратно расчертить и в середину листа наклеить картинку, связанную с тематикой игры. Маленькие карточки – фишки могут быть целыми или цветными. В клетках
карт указываются различные понятия, термины, обозначения мерок и т.д., а на маленьких карточках – их расшифровка, название, определение. Например, в клетке карты написано: “Прядение”. Ученицам нужно найти правильный ответ на карточке – фишке (“Получение пряжи из волокон”) и накрыть ею соответствующую клетку большой карты (Приложение 2 рис.1 на дискете). Проверка правильности ее заполнения требует достаточно много времени и внимания учителя.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. В ней обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, и “добрые молодцы” действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает, никак не выпутаться из беды. Поэтому учащимся 5-6 классов можно предложить придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроке технологии. Например, сложно запомнить первичную обработку хлопка или льна, но с помощью сказки она хорошо усваивается. Или правила безопасности – дети обычно не понимают важности их усвоения, но если в сказке ее герой попадает в различные сложные ситуации и спасти его может знание этих правил, то ученик надолго запомнит их. Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому можно предлагать такую работу не всем, а только по желанию.
Отношение учеников к такому заданию очень разное. Встречаются классы, где все сочиняют сказки с удовольствием, а есть такие, где готовое задание приносят 1-2 человека.
Но когда ребенок окунулся в сказку, попытался что-то сам придумать и рассказать другим, ощутил волшебное чувство веры в свои силы, в возможность совершить невозможное – все это стимулирует его умственную деятельность, развивает интерес к предмету, воображение, наблюдательность, способствует формированию интеллекта.
2.2 Разработка методического обеспечения использования игровых средств на уроках технологии
В настоящей работе приводятся примеры игр, наиболее понравившихся учащимся. При этом целесообразным кажется включение в работу именно описания отдельных игр, а не конспектов уроков с их включением, так как в первом случае, ввиду ограничения постраничного объема работы, предоставляется большая возможность показать методическое разнообразие используемых игровых средств.
Игра «Анаграммы».
Тип игры: словесная.
Необходимые средства и материалы: анаграммы, написанные на доске, иллюстрация с изображением микростроения слоёв древесины.
Ход игры:
Ребята решают представленные в виде словосочетаний анаграммы терминов по теме «Древесина»: Рок А (кора), Карп Бо (пробка), Сирена дев (древесина), Вид на Церес (сердцевина).
Затем учащиеся отвечают на вопросы:
К какому подразделу темы "Древесина" относятся данные слова? (строение древесины)
Какое слово из перечисленных лишнее и почему? (Пробка - это часть коры).
Какого слова в указанном ряду не хватает и почему (Камбий - это один из слоёв древесины).
Далее учащиеся, отгадавшие слова, выходят к доске, показывают на вывешенной на доску иллюстрации местонахождение данных слоёв в структуре древесины и рассказывают о строении и функции каждого слоя.
Игра «Обустрой рабочее место»
Тип игры: предметная.
Необходимые средства и материалы: ручные инструменты (набор для каждого учащегося или пары учащихся) - измерительная линейка, столярный угольник, ножовка, напильник, лобзик, абразивная шкурка, молоток, клещи.
Ход игры:
Учащиеся получают ящики с набором перечисленных инструментов. По команде преподавателя они должны разложить все инструменты на своём столе с учётом требований техники безопасности. Преподаватель фиксирует время завершения задания каждым учащимся, а затем совместно с классом проверяет правильность его выполнения у всех участников игры (при этом целесообразно, чтобы учащиеся сами оценивали работу своих товарищей, находили и исправляли их ошибки). Побеждают учащиеся, которые быстрее и правильнее других разложили на своём рабочем месте все инструменты.
Игра «Правильно расставь слова»
Тип игры: упражнение.
Необходимые средства и материалы: предложения с переставленными словами, написанные на доске.
Ход игры:
Преподаватель пишет на доске несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности при ручной обработке древесины:
Правильно, фартук, следует, спецодежду, халат, надень, с нарукавниками, подобрать, убор, тщательно, волосы, при этом, головной (Правильно надень спецодежду: халат с нарукавниками, фартук, головной убор; при этом следует тщательно подобрать волосы).
Прочно, обрабатываемую, закрепи, в тисках, деталь (Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках).
Проверь, в случае, учителю, инструментов, доложи, состояние, их, неисправности (Проверь состояние инструментов, в случае неисправности доложи учителю).
Щёточкой, специальной, не сдувай, опилки, а, их, сметай (Не сдувай, а сметай опилки специальной щёточкой).
Учащиеся вписывают их в рабочие тетради в нужном порядке, таким образом, повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях. Затем учащимся задаются вопросы, к какому этапу практической работы на занятии могут быть применены данные правила (к этапу, предваряющему начало работы; к этапу непосредственной практической деятельности; к этапу завершения работы); какие ещё правила техник безопасности, относящиеся к данному этапу, вы знаете.
Игра «Заветное слово»
Тип игры: тренинг на внимание.
Ход игры: дети стоят у своих мест, приветствуя учителя в начале занятия. Учитель сообщает цель урока. Нужно сесть, когда услышишь определённое слово, например, «технология».
Игра «Оратор»
Тип игры: мотивационный тренинг
Ход игры: учитель сообщает тему и цель занятия. Любой учащийся (по желанию) должен выйти к доске и выступить пред своими товарищами в роли "оратора", т. е. за 1 минуту убедить их в жизненной необходимости изучения данной темы. Можно устроить конкурс на лучшего оратора среди 2-3 учащихся.
Игра «Поймай ошибку»
Тип игры: тренинг на внимание.
Необходимое оборудование и материалы: карточки-«светофоры».
Ход игры:
Учитель заранее оговаривает с учащимися, что при сообщении нового материала он намеренно будет допускать ошибки в изложении тех сведений, которые уже знакомы учащимся (например, «Известно, что на торцовой поверхности среза видны годичные концентрические слои древесины, на радиальном разрезе - ломаные линии, а на тангентальном разрезе - непрерывные сплошные, несколько искривленные полосы» (неверное объяснение для радиального и тангентального разреза)). Учащиеся, не перебивая объяснений учителя, должны поднять карточки-светофоры, сигнализируя о том, что они заметили ошибку в изложении материала. Учитель на выбор просит одного из учащихся объяснить, в чём заключалась допущенная ошибка и исправить её.
Игра «Мои предложения»
Тип игры: тренинг на рефлексию
Ход игры: по окончании занятия учитель предлагает детям дополнить фразу: «Если бы я вёл сегодняшний урок, я бы...» (что изменил, что сделал более интересным, содержательным, какие средства и материалы использовал и т. д.).
Игра «Домашнее задание для друга»
Тип игры: сюжетно-ролевая мини-игра
Необходимое оборудование и материалы: конверты с домашним заданием.
Учащиеся работают в парах. Каждый из пары получает конверт, в котором находится домашнее задание, которое он должен объяснить своему товарищу. Рекомендуется подготовить 2 или 6 разновидностей домашнего задания (по количеству вариантов, на которых сидят ученики).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровые методы относятся к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели..
В процессе данной работы было рассмотрено следующие: сущность игровой деятельности на уроках технологии, формирование универсальных учебных действий, разработка занятий с использованием игровых средств (форм) и т.д. Таким образом, цель курсовой работы, которая заключалась в выявлении возможностей использования игровых средств на уроках технологии и разработки соответствующего методического обеспечения достигнуты.
В современной школе игровая деятельность на уроках технологии используется в качестве элементов урока или его части. Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Изложенные выше выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее освещение проблемы использования игровых технологий на различных этапах урока, это довольно широкая тема, поэтому данная проблема может быть развита в следующих направлениях: анализ использования игр как фактора интенсификации учебного процесса, выявление значения игры для становления нравственного поведения детей.
ЛИТЕРАТУРА
Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. Волгоград, Панорама, 2006. 64 с.
Иванова Е.В. Обучающая игра «Волшебный цветок» // Школа и производство.-2003.-№4,с.46
Макаренко, А. С. Книга для родителей /А.С. Макаренко. – Саратовское книжное издательство, 1953. – 336 с.
Макарова А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний// Школа и производство.-2002.-№3, с.37-40
Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д., Март, 2002. 336 с.
Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев В.Д. Симоненко. – М: издат центр «Вентана-Графф», 2000. – 176 с.
Шайхетдинова Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/522077, свободный. Загл. с экрана.
Шивалин В.И. Развивающие игры и состязания на уроках тенологии. // Школа и производство.-2000.-№5, с.60
Яркова И.В. Учебные игры в изучении технологии// Школа и производство.-2001-№5,с.50-52