В каком времени берёт начало этот элемент одежды – пуговица?
Какая история скрывается за её нарядным блеском?
Кто автор этого изобретения?
Что такое пуговица?
Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей.
Простейшая пуговица представляет из себя диск, с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий также может варьироваться.
Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками.
В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии. Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н.э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.
Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н.э.
В прошлом, пуговица часто была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы.
На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.
Слово "пуговица" попало на Русь с Востока, пришло оно из древнеиндийского языка и буквально означает "ком, куча, масса". До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце XV века.
До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платьерусские бояре и боярыни не скупясь платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей.Очень модными были круглые, похожие на шарики пуговицы с петелькой для пришивания - их называликляпышами.
Древнерусские пуговицы-гирьки
Пуговицы на кафтанах. Примерно Х век.
Пуговицы. Серебро, эмаль. XVI-XVII вв.
В России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца.
Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти, поэтому р усские бояре и боярыни не скупясь платили золотых дел мастерам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов.
Пуговицы со столовых царских кафтанов
Царскийкафтан, женская шуба
К каждому виду платья полагалось строго определённое число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее (стёганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники).
Чем больше пуговиц на одежде, тем богаче её хозяин, тем выше его положение в обществе, тем ниже кланялись ему окружающие.
В XVIII столетии состоялся парадный выход пуговиц.
Сотни мануфактур и отдельных мастеров во многих странах шили, монтировали, вытачивали, штамповали, гранили и вырезали пуговицы.
Наряду с великолепными образцами из золота, серебра и драгоценных камней начали появляться обтяжные пуговицы, которым предстояло стать преобладающими в следующем столетии.
Их изготовляли в тон одежде, обтягивая деревянную или костяную пуговицу на ножке. Пуговицы со сквозными отверстиями вошли в моду много позже.
Долгое время пуговицы были привилегией мужчин. Пуговицы не только выполняли функцию застёжек, но и были композиционной частью мужского костюма.
Ювелиры изготавливали для парадных мужских туалетов пуговицы очень высокой стоимости, используя дорогие камни и сложные техники.
В женскую моду пуговицы входили значительно медленнее.
Причины коренились в общественной нравственности, которая отвергала застежки спереди.
И вплоть до начала 1920-х годов застежки и шнуровки в женской одежде, в большинстве своем, были сзади.
Николай I ввел в обиход ведомственные пуговицы.
В дальнейшем обозначающая роль пуговиц весьма развилась - и в царские, и в советские, и в наши времена форменные пуговицы профессиональных, военных, образовательных, юридических и других учреждений рассказывают о принадлежности носителя.
Почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными.
Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом.
Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.
В наше время пуговица – это и застёжка на одежде, и декоративный элемент, и украшение, подчёркивающее её стиль, придающее наряду некий шарм и элегантность.
История маленьких приспособлений для скрепления деталей костюма - это занимательный рассказ о выдумке, мастерстве, фантазии портных и прочих мастеров.
В самой природе пуговиц есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю, создавая настроение и праздник на каждый день.