Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 8 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса "Технология" 8 класс разработана на 1 часа в неделю. Всего 35 часов. В четвертой четверти проводится итоговая диагностическая работа. Программа разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного образования второго поколения.
Цели и задачи предмета «Технология»
Технология - это первообразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технических, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций;
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности.
- выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Место предмета «Технология» в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности
Особенностью рабочей программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. Базовыми для программы 8 класса являются разделы "Электротехника", «Технология домашнего хозяйства", "Современное производство и профессиональное самоопределение", «Технология творческой и опытнической деятельности».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Содержание учебного курса:
Технологии домашнего хозяйства 10 ч.
Эстетика и экология жилища 2 ч.
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Бюджет семьи 4 ч.
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации 4 ч.
Системы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приемы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Электротехника 12 ч.
Электромонтажные и сборочные технологии 4 ч.
Общие понятия об электрическом токе, силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ, приемы монтажа и соединения установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Электротехнические устройства с элементами автоматики 4 ч.
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счетчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок.
Бытовые электроприборы 4 ч.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Современное производство и профессиональное самоопределение 4 ч.
Сферы производства и разделение т руда 2 ч.
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровни оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.
Профессиональное образование и профессиональная карьера 2 ч.
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности 8 ч.
Исследовательская и созидательная деятельность 8 ч.
Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта. Оценка проекта.
Результаты освоения учащимися предмета «Технология»
Личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и сознанию, овладение элементами организации умственного и физического труда
3. Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации.
4. Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.
5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
Метапредметные результаты:
1. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности
2. Алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности.
3. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы
4. Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения.
5. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
6. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда по принятым критериям и показателям.
7. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1. Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, объяснение процессов, явлений и связей, выявляемых в ходе исследований.
2. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.
3. Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации.
4. Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных задач
5. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
6. Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда.
7. Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда.
8. Сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществления выбора, аргументирование своей точки зрения, построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса 8 класса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приборами, специальными и общетехническими знаниями умениями в области ведения домашнего хозяйства, знакомятся с профессиями.
В процессе выполнения программы осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся:
К концу обучения 8 класса по трудовой деятельности учащиеся должны:
ознакомиться
выполнять по установленным нормативам следующие
трудовые операции и работы
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- основные технологические понятия и характеристики
-технологические свойства и назначение материалов
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования
-виды и назначение бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда
- виды, приемы, последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека
-профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции
-рационально организовывать рабочее место
-находить необходимую информацию в различных источниках
-применять конструкторскую и технологическую документацию
-составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий,
-выбирать сырье, материалы, , инструменты и оборудование для выполнения работ
- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, оборудованием, электроприборами
- находить и устранять допущенные дефекты
- проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов
-распределять работу при коллективной деятельности
-понимания ценности материальной культуры для жизни и
развития человека; формирования эстетической среды бытия;
-развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
-получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
-организации индивидуальной и коллективной трудовой
деятельности;
-изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
-построения планов профессионального самоопределения
и трудоустройства.
Календарно-тематическое планирование по технологии 8 класс 1ч в неделю, всего 34 ч.
№
п\п
Тема
Кол-во часов
Дата
Планируемые результаты
Домашнее задание
Предметные
Метапредметные
Личностные
Технологии домашнего хозяйства
10 ч.
Эстетика и экология жилища
2 ч.
1.
Инженерные коммуникации в доме.
1
Находить и представлять информацию об устройстве с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении, отоплении в жилом помещении. Определять расход и стоимость горячей и холодной воды.
Способствовать с помощью вопросов добывать недостающую информацию, сравнивать разные точки мнения, умение
Готовность к рациональному и безопасному ведению домашнего хозяйства
П.6, с.34-35
2.
Система безопасности жилища.
1
П.6, с.37-38
Бюджет семьи
4 ч.
3.
Способы выявления потребностей семьи. Практическая работа: Исследование потребительских свойств товара.
1
Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Анализировать потребности членов семьи.
Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение аргументировать свои ответы.
Анализировать качество и потребительские свойства товаров.
Планировать расходы семьи с учетом ее состава
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками
Овладение элементами организации умственного и физического труда. Проявление познавательной активности
П.2, с.10-14
4.
Технология построения семейного бюджета. Практическая работа: Исследование составляющих бюджета своей семьи.
1
П. 3, с.14-22
5.
Технология совершения покупок. Практическая работа: Исследование сертификата соответствия и штрихового кода.
1
П. 4, с.22-27
6.
Технология ведения бизнеса. Практическая работа: Исследование возможностей для бизнеса.
1
П. 7, с.28-33
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
4 ч.
7.
Система водоснабжения: конструкция и элементы.
1
Определять составляющие системы водоснабжения и канализации.
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками
Овладение элементами организации умственного и физического труда. Проявление познавательной активности.
П.7, с39-40
8.
Практическая работа: Изучение конструкции элементов водоснабжения.
1
индивид
задания
9.
Система канализации: конструкция и элементы.
1
П.7, с.41-43
10.
Практическая работа: Изучение конструкции элементов канализации.
1
индивид
задания
Электротехника
12 ч.
Электромонтажные и сборочные технологии
4 ч.
11.
Электрический ток и его использование.
1
Знать об электричес-ком токе и его использовании, электрических цепях и их условных обозначениях и устройствах защиты электрических цепей
Самостоятельное определение цели своего обучения. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками
Проявление познавательной активности. Развитие трудолюбия и ответствен-ности
П.8, с.45-48
12.
Электрические цепи.
1
П.9, с. 48-50
13.
Потребители и источники электроэнергии.
1
П.10, с.50-51
14.
Устройства защиты электрических цепей.
1
П.10,с. 52-53
Электротехнические устройства с элементами автоматики
4 ч.
15.
Электроизмерительные приборы. Практическая работа: Изучение домашнего электросчетчика в работе.
1
Знать электроизмерительные приборы и их параметры, виды электрических проводов и способы их соединения, правила организации рабочего места
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Проявление познавательной активности. Формирование способности к саморазвитию и самообразова-нию.
П. 11, с.53-55
16.
Организация рабочего места для электромонтажных работ. Практическая работа: Сборка электрической цепи.
1
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками
П. 12, с.56-60
17.
Электрические провода. Практическая работа: Сращивание одно- и многожильных проводов и их изоляция.
Электроосветительные приборы. Практическая работа: Проведение энергетического аудита школы.
1
Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемой к одной розетке и в квартирной (домовой) сети.
Знакомиться со способами защиты электронных приборов от скачков напряжения, с принципом действия бытовых электроприборов
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками
Проявление познавательной активности. Формирование способности к саморазвитию и самообразова-нию.
П.15, с.79-83
20.
Электронагревательные элементы открытого и закрытого типов.
1
П. 16, с. 84-86
21.
Трубчатые электронагревательные элементы. Практическая работа: Сборка и испытание термореле.
1
П. 16, с.86-91
22.
Цифровые приборы.
1
П. 17, с.92-95
Современное производство и профессиональное самоопределение.
4 ч.
Сферы производства и разделение труда
2 ч.
23.
Профессиональное образование. Практическая работа: Составление профессиограммы.
1
Планирование профессиональной карьеры.
Исследовать деятельность производственного предприятия.
Анализировать структуру предприятия и профессиональное разделение труда. Разбираться в понятиях профессия, специальность, квалификация
Развитие трудолюбия и ответственности. Самооценка умственных и физических способностей
Развитие трудолюбия и ответственности. Самооценка умственных и физических способностей
П. 18, с.98-107
24.
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Практическая работа: Определение уровня своей самооценки и склонностей.
1
П. 19, с.108-114
Профессиональное образование и профессиональная карьера.
2 ч.
25.
Темперамент и характер, психические процессы, важные для профессионального самоопределения.
1
Анализировать психические процессы, важные для профессиональ-ного самоопределе-ния, профессиональную пригодность
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Проявление познавательной активности. Развитие трудолюбия и ответственности
П. 20-21
26.
Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Практическая работа: Анализ мотивов своего профессионального выбора.
1
П. 22, с. 132-139
Технологии исследовательской и опытнической деятельности
8 ч.
27.
Основные требования к проектированию изделия.
Практическая работа: Выбор изделия, определение основных параметров.
Знать порядок выбора темы проекта, формулирование требований к выбранному изделию, этапы выполнения проекта, подготовка графической и технологической документации, расчет стоимости материалов для изготовления изделия, окончательный контроль и оценка проекта, презентация проекта.
Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками
Развитие трудолюбия и ответственности. Самооценка умственных и физических способностей
Пригот.
Чертежн.
принадлежности
28.
Разработка эскизного проекта.
Практическая работа: Изготовление эскиза и техдокументации
Приготовить заготовку
29.
Выполнение технологических операций при изготовлении изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия.
Приготовить клей, лак
30.
Выполнение технологических операций при изготовлении изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия.
Индивид. задания
31.
Выполнение технологических операций при изготовлении изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия.
32.
Выполнение технологических операций при изготовлении изделия.