Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 2 класса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРАКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО
на заседании методического совета
Протокол № ______________
От «____» _____________ 2017года
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
________ Т. А. Енкунова
«____» ____________2017 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор ______ С. Е. Конгунова
Приказ № _____ от
«_____» __________ 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Класс - 2, учебный год – 2017/2018, количество часов по учебному плану -34ч
ФИО учителя – Саламова Н. В.
Категория – I КК
2017 г.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
К концу 2 класса у обучающихся следующие знания и умения:
знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
знать возможности использования природных богатств человеком;
познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям.
рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины.
знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
общее понятие о размножении растений черенками.
уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
моделировать несложные изделия;
уметь применять знания, полученные в 1 классе;
знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
уметь готовить сообщение на заданную тему;
знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);
освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка,
отделка;
выполнять задания по заполнению технологической карты;
правильно и экономно расходовать материалы;
знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
знать и выполнять правила техники
безопасности;
использовать приобретенные знания и умения для творческого решения инесложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
владеть навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;
понимать, что вся работа имеет цену;
выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) - знать, уметь применять на практике;
название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;
приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертѐж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);
с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из тех, что есть в конструкторе;
развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать
цепочку своих практических действий;
анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;
кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер;
различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
знать свойства, способы использования, виды пластилина;
народные промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
использовать в аппликации различные виды круп — просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы,вышивка);
создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды швов, нитки.
правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
работать с выкройками; развивать навыки кроя;
научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
коллективно, с помощью учителя проводить конференции,
уметь выступать с презентацией своей папки достижений.
задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать выступления своих товарищей, анализировать;
иметь представление о том, как строить монологическое высказывание;
владеть методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач)- поиск информации в Интернете (для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer; работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и т.д.
Планируемые результаты освоения предмета
Во втором классе продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
Личностные результаты
Создание условий дляформирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.
Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка(на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой(бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение(аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка(пальцами, рельефные работы).
В работе над проектом деятельность учителя направлена на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать навыки составления плана изготовления изделия, приобретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обеспечить взаимодействие учащихся между собой и с учителем, развивать коммуникативные навыки школьников.
Деятельность ученика при этом направлена на закрепление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внутри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Как работать с учебником
1
2
Человек и земля
20
3
Человек и вода
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
3
6
Заключение
1
7
Резервные уроки
3
Итого :
34
Содержание программы (34 часа)
Наименование разделов и тем/ Всего часов
Часы
Содержание программного материала
Виды работы
Универсальные учебные действия
Как работать с учебником (1 час)
1
Введение. Материалы и инструменты
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические средства.
Человек и земля (20 часов)
1
Земледелие.
Практическая работа. Выращивание лука.
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.
4
Посуда. Проект «Праздничный стол».
Плетение, лепка, папье-маше.
4
Народные промыслы
Аппликация, лепка
3
Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор».
Конструирование. Природный материал.
1
Новый год.
Аппликация из яичной скорлупы.
1
Строительство.
Полуобъемная пластика.
3
В доме. Проект «убранство избы».
Игрушки на основе помпона.
3
Народный костюм.
Плетенье и шитье.
Человек и вода
(3 часа)
3
Рыболовство. Проект «Аквариум»
Изонить, природные материалы
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.
Человек и воздух
(3 часа)
1
Птица счастья.
Оригами.
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.
2
Использование ветра.
Конструирование.
Человек и информация
(3 часа)
1
Книгопечатание
Изготовление книжки-ширмы
Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
2
Поиск информации в Интернете
Работа на компьютере
Заключение
(1 час)
1
Подведение итогов за год
Выставка изделий
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с традициями своего народа и других народов России; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Резервные уроки
(3 часа)
3
Итого:
34
№ П/П
Наименование раздела, темы
Работа с природным материалом
Работа с текстильным материалом
Работа с бумагой картоном
Работа с пластичным материалом
Работа с пластиком
1
Как работать с учебником
2
Человек и земля
2
4
8
6
3
Человек и вода
1
2
1
4
Человек и воздух
3
1
5
Человек и информация
1
1
6
Заключение
7
Резервные уроки
Итого
3
6
13
7
1
Сквозные виды работ
Наблюдения
Наблюдение за пластическими свойствами теста. Сравнение с пластилином.
Продольные и поперечные волокна бумаги.
Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).
Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.
Наблюдение за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона тканей.
Сравнение швейных игл по внешнему виду.
Сравнение пуговиц по внешнему виду (форма, материал, из которого они сделаны).
Знакомство с некоторыми физическими свойствами технических моделей.
Беседы
Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами; о происхождении иглы, пуговицы, материалов; о народном искусстве, народных праздниках, обычаях.
Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроке: о доисторических животных, мифических существах и т.д.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой «Технология», 2013г., М.: «Просвещение».
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата по плану
Дата по факту
Как работать с учебником (1 час)
1
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Знание структуры учебника. Умение подбирать необходимые материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Земледелие (1 час)
2
Деятельность человека на земле. Практическая работа «Выращивание лука».
Искать и анализировать информацию о земледелии. Составлять рассказ о профессиях на основе наблюдений и собственного опыта.
Знание понятия «земледелие», профессий: садовод, овощевод. Умение составить небольшой рассказ на основе своих наблюдений и опыта, применить на практике свои умения.
Посуда (4 часа)
3
Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами».
Сравнивать посуду по виду и материалу. Освоить прием наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделий. Соблюдать правила безопасности.
Знание видов посуды и материалов, из которых ее делают; понятие «керамика», «глазурь». Умение применять технику плетения.
4
Закрепление работы с пластилином. Изделие «семейка грибов на полянке».
Отличать съедобные грибы от несъедобных, плоды лесные и садовые. Составить план работы по слайдам. Работать с пластилином. Дополнить работу природным материалом.
Знание съедобных и несъедобных грибов, лесные и садовые плоды. Умение работать с пластилином, планировать свою работу.
5
Знакомство с техникой изготовления изделий – тестопластикой. Изделие «Игрушка из теста».
Составлять рассказ о профессии пекаря, кондитера на основе своих наблюдений и собственного опыта. Осваивать способ приготовления соленого теста и приемы работы с ним. Сравнивать приемы работы с тестом и пластилином.
Знание понятия «тестопластика». Умение сравнивать материалы и делать выводы, составлять небольшой рассказ на основе своих наблюдений, работать с пластичными материалами.
6
Проект «Праздничный стол».
Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составить план работы. Работа в группах.
Знание свойств соленого теста, глины, пластилина. Умение планировать свою работу, работать в группе.
Народные промыслы (4 часа)
7
Хохломская роспись как народный промысел, ее особенности. Изделие «Золотая хохлома».
Освоить технику папье-маше, технологию создания хохломского растительного орнамента.
Знание понятий: «народно-прикладное искусство», «орнамент». Умение работать с информацией, самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов.
8
Городецкая роспись как народный промысел. Изделие «Городецкая роспись».
Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Выполнять аппликацию из бумаги.
Знание понятий «имитация», «роспись», «подмалевок». Умение работать с ножницами, соблюдая технику безопасности, организовать рабочее место, отвечать на вопросы учителя.
9
Дымковская игрушка как народный промысел, ее особенности. Изделие «Дымковская игрушка».
Наблюдать и выделять особенности дымковской игрушки. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению изделия.
Знание особенностей видов народных промыслов. Умение отличать виды народных промыслов, работать с пластилином, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия.
10
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие – пейзаж «Деревня».
Освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции.
Знание понятий «рельеф», «пейзаж». Умение работать с пластилином, организовывать рабочее место, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия.
Домашние животные и птицы (3 часа)
11
Создание движущейся конструкции. Изделие «Лошадка».
Конструировать из бумаги движущуюся игрушку – лошадку. Закрепить навыки разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц.
Знание понятия: «животновод», «коневод», «конюх». Умение пользоваться инструкциями, инструментами при работе над изделием.
12
Аппликация из природного материала. Изделие «Курочка из крупы».
Осваивать способы и приемы работы с пшеном, фасолью, рисом и т.п., выполнять аппликацию в технике «мозаика». Экономно расходовать материалы при выполнении работы.
Знание понятий: «инкубатор», «калька», «курятник», «птичник», «птицефабрика». умение использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов.
13
Проект «Деревенский двор».
Изготовить объемное изделие на основе развертки. Распределить обязанности в группе. Выполнить изделие и оценить, используя заданные критерии.
Знание понятия «развертка». Умение планировать свою работу, работать в группе.
Новый год (1 час)
14
Изготовление изделий из яичной скорлупы. Изделие «Новогодняя маска».
Закрепить навыки работы с яичной скорлупой. Узнать понятие «симметричные фигуры» и найти симметрию в своем изделии. Создать разные изделия, используя одну технологию, и сравнить их.
Знание понятия «симметрия фигур». Умение планировать свою работу, использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок.
Строительство (1 час)
15
Выполнение работы в технике полуобъемной пластики. Изделие «Изба».
Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и в других источниках. Составлять рассказ на основе иллюстраций. Выполнять разметку по шаблону. Оценивать качество выполненной работы.
Значение понятий: «венец», «наличник», «причелина». Умение ориентироваться в учебнике, искать информацию в дополнительной литературе, применять навыки организации рабочего места.
В доме (3 часа)
16
Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие «Домовой».
Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья, правила приема гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем.
Знание традиций народов России. Умение работать с циркулем, вырезать круги при помощи циркуля, соблюдать правила безопасности при работе с циркулем.
17
Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь».
Анализировать иллюстрации учебника, сравнивать убранство русской избы с убранством жилища, традиционного для данного региона. Выполнить изделие из пластичных материалов.
Значение понятий «утварь», «лежанка», «устье», «шесток»; профессии – печник, истопник.
18
Изготовление модели ковра. Изделие «Коврик».
Наблюдать и анализировать структуру ткани, находить уток и основу, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы – переплетение полос бумаги.
Значение понятий: «переплетение», «основа», «уток». Умение выполнять разметку деталей по линейке, раскрой деталей ножницами, выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.
Народный костюм (3 часа)
19
Работа с нитками и картоном. Освоение приема плетения в три нити. Изделие «Русская красавица».
Искать и отбирать информацию о народных костюмах, сравнивать и находить общее и различное в национальных костюмах. Исследовать виды тканей, свойства и состав тканей. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Выполнять аппликацию на основе материала учебника.
Знание понятий: «волокна», «виды волокон», «сутаж», «плетение». Умение анализировать детали праздничного головного убора и прически, использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними.
20
Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие «Кошелек».
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их название. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы с иглой. Выполнять разметку ткани по шаблону.
Знание правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Умение пришивать пуговицы разными способами, контролировать и оценивать свою работу по заданным критериям.
21
Виды швов и стежков для вышивания. Изделие «Салфетка».
Осваивать технологии выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивки. Использовать правила работы с иглой.
Знание правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Умение пользоваться иголкой, соблюдая правила безопасности, выполнять швы.
Человек и вода. Рыболовство. (3 часа)
22
Изготовление изделий в технике изонить. Изделие композиция «Золотая рыбка»
Объяснять значение воды для жизни на Земле. Освоить технику «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты. Переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги.
Знание понятий «изонить», «рыболовство». Умение использовать материалы учебника для открытия нового знания, составлять план изготовления изделия по слайдам, контролировать и корректировать свою работу.
23
Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум».
Составлять рассказ об аквариумных рыбках. Разделиться на группы, ставить цель, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия. Составлять композицию из природного материала.
Знание понятия «аквариум». Умение работать в группе, придерживаться плана работы, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата, проводить презентацию готового изделия.
24
Полуобъемная аппликация. Изделие «Русалка».
Осваивать технику создания полуобъемной аппликации. Анализировать образец, определять особенности соединения деталей в полуобъемной аппликации.
сирена».Умение выполнять полуобъемную аппликацию, пользоваться правилами безопасности при работе с ножницами.
Человек и воздух (3 часа)
25
Освоение техники оригами. Изделие «Птица счастья».
Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Осваивать прием складывания изделий техникой оригами.
Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Изделие «Ветряная мельница».
Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Проводить эксперимент по определению скорости и направлению ветра. Анализировать готовую модель. Определять приемы и способы изготовления.
Знание понятия «мельница», профессию - мельник. Умение составлять рассказ о способах использования ветра человеком, выбирать необходимые для изготовления ветряной мельницы материалы и инструменты.
27
Изготовление изделия из фольги. Изделие «Флюгер».
Узнать значение флюгера, конструктивные особенности и использование. Познакомиться с новым материалом – фольгой, с ее свойствами и возможностью использования.
Знание понятия «флюгер». Умение применять свойства нового материала при изготовлении работы, самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия, делать выводы о значении использования силы ветра человеком.
Человек и информация (3 часа)
28
Книгопечатание. История книгопечатания. Изделие «Книжка - ширма».
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг. Использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.
Знание понятий: «книгопечатание», «книжка - ширма». Умение выделять этапы работы над изделием и корректировать их, пользоваться правилами техники безопасности при работе с инструментами.
29
Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации.
Осваивать правила безопасного использования компьютера. Исследовать возможности Интернета. Находить информацию с помощью взрослого.
Знание понятий : «компьютер», «Интернет», «набор текста». Умение пользоваться правилами клавиатурного письма, составлять небольшие тексты по заданию учителя.
30
Правила набора текста.
Осваивать правила набора текста. Создавать небольшой текст по заданию учителя. Использовать возможности Интернета для поиска информации по запросу.
Знание понятий : «компьютер», «Интернет», «набор текста». Умение пользоваться правилами клавиатурного письма, составлять небольшие тексты по заданию учителя.
Заключение (1 час)
31
Подведение итогов.
Организовать и оформить выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.
Умение выделять достоинства и недостатки работ, оценивать выступления по заданным критериям.
32-34
Резерв.
Примечание: резервные уроки строятся по усмотрению учителя (дополнения к урокам-проектам, подготовка поздравительных открыток к праздникам, оформление кабинета к праздникам, изготовление декораций к спектаклям и др.).