Программа художественно – эстетической направленности «декоративная береста»
Программа художественно – эстетической направленности «декоративная береста»
Программа «Ажурная береста» является авторской и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана на 2 летний срок обучения, ориентирована на детей 10-12 лет.
Программа »Ажурная береста» позволяет получить знания, умения и навыки в области декоративно – прикладного искусства. Это знакомство с искусством мастеров, работающих с такими материалами, как береста и древесина. В программу включен федеральный компонент по изобразительному искусству (изучение народных промыслов России). Занятия по бересте, по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа художественно-эстетической направленности
«Ажурная береста»
Ф.И.О., руководителя кружка
Филатов Сергей Юрьевич, учитель технологии
Участники программы
дети 10-12 лет
Цель программы
Создание условий для творческого развития и воспитания учащихся в процессе изготовления своими руками изделий из бересты и древесины
Задачи программы
Научить учащихся выполнять работы из древесины и бересты
Изучение свойств и особенностей древесины и бересты
Научить изготавливать инструменты
Научить художественной отделке и оформлении работ
Научить правильно использовать при отделке вредные вещества
Научить учащихся терминологии и правильно употреблять ее
Расширение кругозора
Формирование мирровозрения.
Воспитывать любовь к учебе и к труду
Воспитывать эстетику и прививать художественный вкус
Воспитание аккуратности и бережного отношения к материалу
Воспитывать любовь к родной природе
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, культуру взаимоотношений
Воспитывать чувство долга, ответственность
Воспитывать творческую потребность познания жизни
Совершенствование техники выполнения работ
Развивать внимание, моторику, память, мышление, воображение и т . д.
Развитие коммутативных качеств личности
Совершенствование техники выполнения работ
Развивать внимание, моторику, память, мышление, воображение и т . д.
Развитие коммутативных качеств личности
Направленность
программы
Художественно – эстетическая
Срок реализации
программы
2 года
Вид программы
авторская
Уровень реализации
Дополнительное образование
Ожидаемые
результаты
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе с древесиной и берестой,
терминологию,
название используемых инструментов.
Учащихся должны уметь:
пользоваться инструментами для работы с берестой и древесиной,
владеть приёмами работы с берестой и древесиной,
организовать рабочее место,
соблюдать правила техники безопасности,
пользоваться шаблонами, выполнять изделия по образцам с помощью педагога.
2 год обучения
Учащихся должны знать:
правила техники безопасности при работе с красками, морилкой, с инструментами для работы на токарном станке,
значение терминов, связанных с новыми видами работы.
Учащихся должны уметь:
пользоваться с красками, морилкой, с инструментами для работы на токарном станке,
пользоваться разнообразными инструментами и приспособлениями в процессе работы с берестой и древесиной и при работе на токарном станке,
используя образцы, самостоятельно создавать несложные композиции.
самостоятельно работать с образцами.
качественно владеть инструментами по дереву и бересте,
использовать навыки творческой деятельности,
самостоятельно выполнять творческие проекты
Формы контроля
контроль на каждом занятии в форме педагогического наблюдения,
участие в выставках разного уровня,
обсуждений работ детей на занятиях
Введение.
Настоящая программа «Ажурная береста», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом общего образования 2010 года.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа.
- Декларация о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Типовое положение об учреждении общего образования.
- Устав школы.
- Программы для общеобразовательных школ, Министерство просвещения, 1988 год
- Должностные обязанности ПДО.
- Программа развития школы на 2014-2015 г.г.
- Перспективный план школы
- Документы и материалы по профилю методобъединения
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС НОО)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
Почему береста и древесина привлекает внимание ребят, особенно мальчишек? Для этого надо заглянуть в историю. Русская земля еще издавна славилась самобытными мастерами. Искусство этих мастеров украшает наш быт, делает нашу жизнь интересней и разнообразней. Народные мастера работают с разнообразными материалами, используя разнообразную технику исполнения. Гончары с глиной лепят посуду, кузнецы с металлом куют металлические предметы, резчики используют для работы древесину и бересту. Россия - страна лесов.
Великое множество деревьев произрастает на территории России и Томской области. Береза - самая распространенная порода дерева. Именно из березы получают бересту. На Руси бересту использовали для изготовления разнообразных хозяйственных поделок – от кошевен (кузова для саней) до всем известных лаптей. Из бересты плели лапти, куртки, сапоги. Этот материал был всегда под рукой. Он отличается легкостью, прочностью и красивым цветом. Как древесина в наше время искусство работы с древесиной и берестой живет благодаря энтузиастам, сохранившим старинное искусство и, продолжая его совершенствовать. Появилась новая техника исполнения, новые инструменты по бересте и древесине. Совершенствуясь, мастерство берестянщиков и резчиков дереву остается жить в веках и передается из поколения в поколения. Поэтому одна из главных задач студии -сохранение традиций старых мастеров
Пояснительная записка
Программа «Ажурная береста» является авторской и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана на 2 летний срок обучения, ориентирована на детей 10-12 лет.
Программа »Ажурная береста» позволяет получить знания, умения и навыки в области декоративно – прикладного искусства. Это знакомство с искусством мастеров, работающих с такими материалами, как береста и древесина. В программу включен федеральный компонент по изобразительному искусству (изучение народных промыслов России). Занятия по бересте, по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся. На занятиях кружка, учащиеся осваивают такие техники работ как выжигание, резьба, тиснение, роспись. Эти виды работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Создавая композиции, учащиеся осваивают профессиональные приёмы обработки бересты древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами обрабатывающих материалов. Занятия играют так - же существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как это позволяет приобщить их к художественным традициям Томской области, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ. После освоения работы по образцам и примерам учащиеся создают собственные композиции. На занятиях особое внимание уделяется вопросам безопасности труда. В ходе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение кружковцем знаний по древесине и бересте, художественной специальной технологии, ведётся профориентационная работа. Изделия учащихся должны носить общественно полезную направленность и находить своё полезное применение. Навыки, полученные учащимися в кружке, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно — прикладного искусства. Получение теоретических сведений осуществляется в процессе объяснения нового материала и в порядке инструктирования учащихся при выполнении практических работ. На всё это должно отводиться не более 1 учебного времени по каждой теме.
Актуальность программы.
В наше непростое время возникла проблема прежде всего сохранения культурной и исторической самобытности России.
Одна из главных задач, которые ставит перед нами государство, является прежде всего развитие народного творчества, развитие и сохранение национальной культуры .Потому - что, это является гарантом успешного развития страны в современных условиях.
Изучение нашего отношения к культуре, искусству народов разных стран и русского народа позволит разгадывать тайны нашей индивидуальности, а при правильном подходе в воспитании позволит детям освоить и принять национальные ценности и культуру многонационального народа Российской Федерации.
Цели и задачи программы
Цели программы
Познакомить с историей народных промыслов
Обеспечить условия для раскрытия личностного потенциала участников образовательного процесса
Удовлетворение самых разнообразных интересов личности
Создание ситуации успеха, его самореализация
Самоопределение в профессии
Решение социальных проблем
Всестороннее развитие личности
задачи программы
1.образовательные:
Научить ребят выполнять работы из древесины и бересты
Изучение свойств и особенностей из древесины и бересты
Научить изготавливать инструменты(стамески, косяки, чеканы и т. д.)
Научить художественной отделке и оформлении работ
Научить правильно использовать при отделке вредные вещества(клей, краска, морилка)
Научить учащихся терминологии и правильно употреблять ее
Расширение кругозора
Формирование мирровозрения
2.воспитательные:
Воспитывать любовь к учебе и к труду
Воспитывать эстетику и прививать художественный вкус
Воспитание аккуратности и бережного отношения к материалу
Воспитывать любовь к родной природе
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, культуру взаимоотношений
Воспитывать чувство долга, ответственность
Воспитывать творческую потребность познания жизни
3.развивающие:
Совершенствование техники выполнения работ
Развивать внимание, моторику, память, мышление, воображение и т . д.
Развитие коммутативных качеств личности
Основные принципы
и педагогические подходы к реализации программы
Организуя деятельность учащихся на занятии, ставлю следующие педагогические цели:
включенность каждого учащегося в деятельность;
создание ситуации «успеха» для каждого учащегося;
создание положительного настроя и доброжелательной атмосферы;
личностное сотрудничество педагога и учащегося;
поощрение творчества.
При формировании учебных тем учитываю принцип доступности и принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Деятельность учащихся в кружке осуществляю через разновозрастные группы, поэтому в ходе занятий широко используется дифференцированный подход к учащимся, учитываются их творческие способности и степень восприятия и усвоения материала.
Руководствуясь на принципах, изложенных в программе, возможно изменение объема и степени технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
Организация процесса обучения
Кружок посещают учащиеся самого разного возраста, начиная с 4 по 6 класс. Расписание занятий построено в удобное для учащихся время. В хода проведения занятий задания для учащимися либо упрощаются, либо усложняются. На занятиях учитывается индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа рассчитана на то, чтобы учащиеся могли находить свое место в обществе. Количество учащихся - 15 человек. Многие учащиtся из малообеспеченных семей. Запись в студию ведется на добровольной основе Для успешной реализации программы выстраивается система обучения, для каждого года обучения определяется направление деятельности учащихся на занятиях, которое отражается в учебно-тематическом плане и содержании.
Содержание деятельности определяется, исходя из необходимых для освоения теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащихся, с учетом их психолого-возрастных особенностей, степени подготовленности к восприятию материала, общим кругозором.
Режим занятий:
Занятия в группе первого года обучения проходят 5 раз в неделю по 1 часу и составляют 170 часов в год.
В группе второго года обучения - 5 раз в неделю по 1 часу и составляют 170 часов в год.
Формы и технологии, используемые на занятиях
В процессе обучения использую разнообразные формы и методы проведения занятий:
формы проведения занятий:
методы проведения занятий:
рассказ
словесный
практическое занятие
наглядный
самостоятельная работа
практическая творческая деятельность
экскурсии
репродуктивный
участие в выставках
частично - поисковый
использование ИКТ
исследовательский
Данные формы и методы используются в сочетании друг с другом.
Прогнозируемые результаты:
Первый год обучения.
Теоретическая подготовка.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе с древесиной и берестой,
терминологию,
название используемых инструментов.
Практическая подготовка.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться инструментами для работы с берестой и древесиной,
владеть приёмами работы с берестой и древесиной,
использовать в работе щаблоны - образцы
Общеучебные умения и навыки.
Учащиеся должны уметь:
организовать рабочее место,
соблюдать правила техники безопасности,
пользоваться шаблонами, выполнять изделия по образцам с помощью педагога.
Второй год обучения.
Теоретическая подготовка.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе с красками морилкой с инструментами для работы на токарном станке,
значение терминов, связанных с новыми видами работы.
2. Практическая подготовка.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться с красками морилкой с инструментами для работы на токарном станке,
пользоваться разнообразные инструменты и приспособления в процессе работы с берестой древесиной и при работе на токарном станке,
используя образцы, самостоятельно создавать несложные композиции.
3. Общеучебные умения и навыки.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно работать с образцами.
качественно владеть инструментами по дереву и бересте,
использовать навыки творческой деятельности,
самостоятельно выполнять творческие проекты
Для обеспечения контроля усвоения знаний, умений и навыков используются различные формы проверки и самопроверки, в том числе:
текущий контроль на каждом занятии в форме педагогического наблюдения,
участие в выставках, мероприятиях,
проведение обсуждений работы детей на занятиях в течении года.
По всем разделам программы подготовлено методическое обеспечение:
Собранна коллекция из бересты и древесины ;
Подобрана учебно-методическая литература по разделам программы.
Условия, необходимые для реализации программы:
Занятия провожу в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Оборудование для занятий
Стол учительский и стул
Шкафы (для инструментов и материалов)
Фартуки
Умывальник (мыло, полотенце)
5. Огнетушители
6. Инструкции по технике безопасности
7. Медицинская аптечка
Инструмент:
Инструмент вспомогательный (краски, кисти, баночки для воды, карандаши, циркуль, резинки)
Инструмент для работы с берестой (стамески , косяки, пробойники, чеканы, скалки, клей)
Инструмент для работы на станках (стамески и косяк для токарного станка, сверла )
Образцы работ (по древесине, по бересте)
Комплектация кабинета
№п/п
Наименование
Количество
1
Верстак столярный учебный
5
2
Электровыжигатель по дереву
2
3
Электропаяльник
1
4
Лобзик ручной
2
5
Ножовка по дереву
10
6
Рубанок
10
7
Стамеска
15
8
Напильник драчевый
10
9
Киянка
10
10
Набор сверл по дереву
3
11
Набор центровых сверл
1
12
Лучковые пилы
1
13
Стусло
1
№п/п
Наименование
Количество
1
Верстак слесарный учебный
7
2
Тиски слесарные
7
3
Ножницы по металлу
10
4
Набор отверток
8
5
Набор свёрл
3
6
Молотки
3
7
Зубила
2
8
Плоскогубцы
10
(станочное оборудование)
№п/п
Наименование
Количество
1
Токарный станок по дереву
1
2
Сверлильный станок
1
3
Заточной станок
1
4
Токарно-винторезный станок по металлу
1
5
Фрезеоный станок
1
6
Циркулярная пила
1
№
ТЕМА
ВСЕГО ЧАСОВ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Раздел: Береста.
Вводная тема.
Экскурсия в лес.
Значок.
Кулон.
Браслет
Ободок.
Цветы.
Солонка, перечница.
Рамка для зеркала.
Подставка для бумаги.
Картина.
Шкатулка.
Пенал.
Кукла.
Карандашница.
Квадратная вазочка, шкатулка, ларец.
Футляр для очков.
Портмоне, кошелек.
Кепка, фуражка.
Хлебница.
Конфетница.
Самовар
Сумка.
Кружка.
Тарелка.
Папка.
Туес.
Раздел: Древесина.
Вводная тема.
Контурная резьба.
Плоскорельефная резьба.
1
2
2
2
2
3
4
4
4
4
5
5
5
5
5
6
6
6
6
8
8
8
8
8
8
10
10
1
9
14
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
0,5
1
1
1
1
2
3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
5
5
5
7
7
7
7
7
7
9
9
0,5
8
13
ИТОГО:170 часов.
Учебно-тематический план
1 года обучения
Содержание программы
1 года обучения
1. Вводная тема. Виртуальная экскурсия: знакомство с историей народных промыслов.