Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия | Универсальные учебные действия | Промежу- точный контроль |
1.Оргмомент | Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. | -Не беда, Что идти нелегко. Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко. -Здравствуйте, меня зовут …... - Сегодня я проведу у вас урок по обучению грамоте. – Проверим готовность к уроку. На краю стола должен лежать пенал с ручками, карандашами и азбука. | - Приветствуют учителя, встав возле парт. - Проверяют свою готовность к уроку. | Фронтальная | Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места | Зрительный контакт |
2. СТИЦ | Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. Введение героев из предыдущего урока. | -Итак, мы отправляемся в путь. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Посмотрите, волной к нашу классу принесло бутылку с письмом. -Для того что бы узнать тему нашего урока нам нужно разгадать загадку По ветру вьется полотно, К шесту оно прикреплено, У полотна три цвета. Кто ответит, что же это? - для обозначения принадлежности ко-рабля к определенной стране использовались цветные паруса, но ввиду их дорогой стоимости изготовления, судна перешли на более дешевый вариант - кормовые флаги. - Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? - Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф». - -Какие цели мы можем поставить урок? -Молодцы! Все правильно сказали мы сегодня познакомимся со звуками [ф] [ф,], обозначим их буквой Ф , Научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой. | Слушают внимательно учителя. -Флаг -О звуках [ф], [ф’] - Познакомиться со звуками [ф] [ф,], обозначить их буквой Ф , Научиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. | Фронтальная | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. | Зрительный контакт |
3.Актуализа- ция знаний | Развитие мышления и анализ информации. Развитие умения слушать и понимать услышанное. | Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в Санкт-Петербург, для того чтобы узнать историю Российского морского флота, на пути нам будут встречаться различные препятствия. Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним все, что вы узнали о буквах русского алфавита. Главное условие - отвечать полным ответом. 1.Работа с лентой букв. На какие две группы можно разделить все буквы русского алфавита? Расскажите про гласные буквы. Сколько гласных букв и звуков? Почему? Когда гласные буквы обозначают 2 звука? На какие две группы можно разделить согласные буквы русского алфавита? А теперь расскажите о согласных звуках, в какие группы их можно объединить? А какие 2 буквы особенные в русском алфавите, почему? Для чего они нужны? Какую работу они выполняют? Согласные звуки могут быть парными по 2 признакам, по каким? Приведите примеры -Ребята, что мы сейчас с вами делали? Для чего это нужно? Где вам пригодятся эти знания? -Мы повторили все что уже знали, эти знания пригодятся нам для изучения нового звука. | Слушают учителя. Буквы русского алфавита можно разделить на согласные и гласные Букв, которые обозначают гласные, в алфавите русского языка 10 – на 4 больше, чем самих звуков. Связано это с тем, что четыре буквы из 10 обозначают два звука. Согласные буквы русского алфавита, можно разделить на твердые и мягкие Их можно объединить глухие и звонкие Ъ и Ь, потому что они не имеют звука, они обозначат твердость и мягкость предшествующего согласного Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Пример: б-п, ж-ш. - | Фронтальная Словесная Наглядная | Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата. Предметные УУД: использование навыков смыслового чтения сформированность необходимого для продолжения уровня общего речевого развития. | Ответ на вопрос Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
4.Изучение нового материала | Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слов. Развитие и восприятие новой информации, ее анализ и закрепление. Развитие воображения. | Пока мы направлялись к Санкт-Петербургу, нам оправили письмо, в этом письме сказано что мы ложны отгадать загадку и сделать слого-звуковой анализ слова. Слого-звуковой анализ слов Длинный вязаный предмет, Нужен в холод, летом — нет, Намотай его скорее, Он тебя в мороз согреет. – Как можно сказать о шарфе, если он маленький? Выполните слого-звуковой анализ Слова шарфик, -Произнесите слово шарфик по слогам. -Сколько слогов в слове? Давайте проверим хлопками. -Назовите каждый слог по порядку. -Назовите ударный слог -Назовите слоги слияния и звуки вне слияния. -Назовите новый изучаемый звук. Определите , какой он согласный или гласный. Почему? -Звук [ф], он какой звонкий или глухой? Твердый или мягкий? -Дайте полную характеристику изучаемому звуку. -Таким образом, мы можем сделать вывод, что звук [ф], согласный, потому что при произношении воздух встречает преграду в виде зубов. Он глухой и твердый. Упражнение на слышанье звука. Игра «Твердый – мягкий» Слушайте слова, если звук твердый показывайте синюю карточку, если звук [ф]мягкий, зеленую. – Какой звук – твердый или мягкий в словах: Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фи- кус, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон? *Учитель читает слова* -Мы с вами молодцы, правильно выполнили задания и узнали, что звук Ф глухой, может быть как твердым, так и мягким. В начале, середине и конце слова. | -Шарфик -Шар-фик -В слове шарфик два слога. -Шар-фик -Ударный слог –шар- -Слоги слияния –ша-, -фи- Звуки вне слияния –р-,-к- -Звук [ф], согласный, потому что при произношении воздух встречает преграду в виде зубов. -Звук ф глухой, твердый - Звук [п], согласный, потому что при произношении воздух встречает преграду в виде зубов. Он глухой и твердый. Выполняют упражнение. | Фронтальная форма контроля. Устный (словесный) контроль. | Личностные УУД: Проявление интереса к новому материалу; Познавательные УУД: осознанное и произвольное высказывание по изученным звукам; анализ изучаемых звуков; Коммуникативные УУД: умение принимать чужое мнение и позицию. у выслушивать ответы других. Регулятивные УУД: умение действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; умение адекватно реагировать и воспринимают оценку учителя. | Текущий контроль Грамотно поставленные ответы на поставленное учителем задание. |
5. Физ. минутка | - Упражнения на все группы мышц. | А сейчас настало самое время немного отдохнуть. 1 раз я вам показываю – вы сидите на своих местах и смотрите; 2 раз я показываю – вы повторяете движения вместе со мной, но без слов; 3 раз я показываю - вы повторяете со словами. В море бурном, море синем Быстро плавают дельфины. Не пугает их волна Рядом плещется она. Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: Вы дельфины не шумите, Рыбку быструю ловите: Раз, два, три, четыре, пять — Нужно рыбкам уплывать. Рыбки плавали, плескались В прохладной морской воде. То погружаются, то сплывают, То зароются в песке. | Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом. | Фронтальная форма Групповая (коллективная) работа. | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. | Правильное выполнение упражнений |
6. Знакомство с буквой Алфавитное название буквы | Развитие восприятия новой информации, ее анализ и закрепление. Знакомство с буквой «эль». | - Звуки [ф] и [ф’] на письме обозначаются буквой «Ф». - В таком виде буква «Ф» может встретиться вам в учебниках и книжках. - Она может быть, как заглавной, так и строчной. В письме сказано, что мы пока плывем -Нам нужно узнать в каких случаях буква «Ф», будет заглавной. -Приведите примеры. - Нам нужно расположить букву «ф» на ленте памяти. - Куда мы поставим букву «ф» : к гласным или согласным? Почему? - Верно, поставим ее там, где находятся согласные. - А какие звуки у буквы «Ф», вспомните, они звонкие или глухие? -А в каком ряду стоят глухие согласные? - Верно, буква «Ф» находится на ленте памяти в нижнем ряду, там, где согласные, и обозначает 2 звука, которые являются глухим, и может быть мягким и твердым - Мы с вами умницы, познакомились со звуками и буквой. И сами смогли расположить букву на ленте памяти! - | Слушают внимательно учителя. -в названиях рек, городов, названиях географических объектов, именах, в начале предложений. -Франция, Финляндия, Флоренция, Фрунзе, Филиппины, Финский залив. Фаина, Фрося, Федя, Федот, Фатима, феликс.Фил. - Мы поставим новую букву к согласным, потому что когда мы произносим ее звуки, воздух встречает препятствие в виде зубов. -Звуки Ф глухие -Глухие согласные находятся во втором ряду - | Фронтальная форма. Словесная форма контроля. | Личностные УУД: активно включаются в творческую деятельность и взаимодействие со сверстниками Познавательные: умеют соотнести звук и букву. | Текущий контроль. Правильные ответы на поставленные вопросы учителя. |
7. Чтение слогов | Развитие восприятия новой информации, ее анализ и закрепление. | -Нам необходимо научиться читать слоги с буквой «ф». - Ставим пальчик на первый слог и читаем жужжащим чтением. - Умницы, а теперь читаем вслух! Первый слог читает (Имя учащегося) Второй слог читает(Имя учащегося) Третий слог читает(Имя учащегося) Четвёртый слог читает (Имя учащегося) Пятый слог читает (Имя учащегося) Шестой слог читает (Имя учашегося) Мы справились с заданием и научились читать слоги с буквой «ф». -Назовите те слоги в которых звук «ф» мягкий. -Почему она мягкая? -Назовите слоги в которых звук Ф твердый. -Ребята, вот мы и провели с вами работу со слогами, повторили, какие гласные обозначают твёрдость, а какие мягкость. | Дети читают слоги жужжащим чтением, вслух. ФУ, ФЕ, ФЫ, ФИ, ФА, ФО, ФЁ Дети по очереди читаю по одному слогу вслух. -ФЕ, ФИ, ФЁ -Потому что гласные Е и И смягчают впереди стоящий согласный -ФА, ФЫ, ФУ, ФО. | Фронтальная | Научиться читать слоги с изученными буквами. Умение ориентироваться на страницах учебника. | Правильный ответ, зрительный контакт. |
8. Чтение слов с пометами | | Давайте теперь научимся читать слова. - Посмотрите слова на стр. азбуки № 71. - Ставим указательный пальчик на первое слово и читаем жужжащим чтением - Первое слово по слогам вслух прочитает (Имя учащегося). - Второе слово в первом столбике по слогам прочитает (Имя учащегося). - Теперь целым словом прочитает его (Имя учащегося). -Как вы думаете, какое лексическое значение у слова телефон? Как оно связано со словами телеграф? -Да верно, вы все назвали. -А можете ли вы назвать отличия между фермой и фабрикой? -И как мы уже с вами говорили флагом обозначается принадлежность флота к стране. - Замечательно! Мы справились с этим заданием. Мне очень понравилось, как читала (имя учащегося) и (имя учащегося). | Слушают учителя. Читают слова жужжащим чтением. -аппарат для передачи и приёма звука (в основном — человеческой речи) на расстоянии. Телеграф тоже передает информацию на расстоянии, но это устройство старого поколения. -На фабрике в основном продукцию производят станки, а на ферме люди сами занимаются с животными и растениями | | | |
9. Чтение текста | | Вот мы с вами и прибыли на нашем корабле в Санкт-Петербург. - Посмотрите внизу на странице азбуки № 71 поэму А.С.Пушкина. -Это отрывок поэмы медный всадник Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и наладил связь с европейскими странами .Он стал соперником для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. - Возьмите простой карандаш, и прочитайте жужжащим (про себя) чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новой буквой. - А теперь прочитаем текст, вслух по одному предложению. Начинает читать с (имя учащегося). - Молодцы, ребята. - А теперь, давайте ещё раз прочитаем, но уже громко, четко и выразительно! - Читаем по одному предложению. Начинаем с (Имя ученика). - Мы с вами и научились читать предложения из целого текста с новой буквой. Мы с вам изучили букву «Ф» . - Ребята, вы большие молодцы! | Слушают учителя. Дети берут в руки простые карандаши и по указанию учителя начинаю читать текст с использование карандаша –выделяют слоги слияния и не слияния. Несколько детей читают вслух. Слушают внимательно учителя. | | | |
10.Творческая практическая деятельность Работа по иллюстрации и тексту на стр. 78. | Развитие творческой деятельности детей. | Давайте поговорим о современном русском флоте Рассмотрите иллюстрацию на стр. № 70. -Что на ней изображено? -В настоящее время российский флот насчитывает множество гражданских и военных судов, обеспечивающих безопасность и торговые связи внутри страны и за ее пределами. -Активное развитие русского флота началось в конце 17 века, когда страной правил Петр I. Именно он принял решение о создании отряда из современных военных кораблей, которая могла бы обеспечить безопасность границ и стать гордостью государства. -Что вы о них знаете? -Кре́йсер — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей Подводная лодка – это судно, которое предназначено для погружения под воду, оно способно плыть как под водой, так и по поверхности воды. Подводные лодки используются исключительно в военных целях. Пассажирский лайнер - большое быстроходное судно, которое используется для морских путешествий и отдыха. Слово "лайнер" пришло из английского языка и означает "судно". | Слушают внимательно учителя. -Флот -Рассказывают, о военно-морском флоте. | Фронтальная Практическая | Оценивают результат своей работы. | Текущий контроль. Зрительный контакт |
11. Итог Рефлексия | - Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. | -Ребята, скажите, с какой буквой и звуками мы сегодня познакомились? - Что вы узнали сегодня на уроке? - Все верно, и теперь мы умеем и можем говорить слова и предложения с буквой «ф». Наш урок подходит к концу, у вас на столах лежат корабли, подпишите их, затем снимите защитный слой скотча. Первый ряд подойдите к доске и прикрепите кораблик, на самую верхнюю волну, если по вашему мнению вы отлично работали на уроке, на среднюю- если у вас что-то не получалось на уроке и вы не довольны собой, и у берега, если не работали на уроке совсем. Спасибо за урок! | - Сегодня мы познакомились с буквой «ф», узнали, что она означает 2 звука: твердый звук [ф], и мягкий звук [ф’]. А также мы научились читать слоги, слова и предложения с новой буквой. | Фронтальная | Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать изученный материал. | Заключительный, тематический. |