Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (продолжение) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ»
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (продолжение) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: углубить знания учащихся о знаках препинания в данных конструкциях; формировать пунктуационные навыки и умения.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе».
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания (фронтально)
2. Лингвистический эксперимент
Записать текст, состоящий из сложных предложений, попытаться передать его содержание простыми конструкциями, сравнить, в каком случае сложная по содержанию мысль выражена более точно, сжато и выразительно.
Случаются в Петербурге такие воскресные дни, когда воздух делается как-то чище и светлее, небо ярче и солнце светит, точно праздничная русская девушка в алом сарафане, идущая в церковь под бурный и радостный колокольный звон,— солнце светит тоже по-праздничному. Тогда музыка городской суеты звучит ленивее и гармоничнее, а золотые пылинки в дружески тёплом луче солнца, протянутом от неплотно задёрнутой портьеры до узорчатого ковра над кроватью, пылинки пляшут особенно беззаботно и лихо.
(А. Аверченко)
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Виды сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи очень разнообразны. Поэтому очень важно «видеть» строение таких предложений, составляющих его части.
Работа сегодняшнего урока направлена на выработку навыка группировки пунктограмм, умения увидеть основные «пунктуационные идеи» в письменной речи.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
(тексты разложены на каждой парте)
Известно, что А. Чехов очень высоко ценил прозу М. Лермонтова: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать». Последуем совету писателя: поучимся!
Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский свежий голосок,— но откуда?.. Прислушиваюсь — напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого нет кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.
Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что- то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. Старуха сердилась, она громко хохотала. И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина; поравнявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза, как будто удивлённая моим присутствием; потом небрежно обернулась и тихо пошла к пристани. Этим не кончилось: целый день она вертелась около моей квартиры; пенье и прыганье не прекращались ни на минуту. Странное существо! На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса. Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь.
• Какие типы и виды предложений преобладают в тексте? Как это связано с его стилистической принадлежностью?
• Найдите в тексте сложные предложения с разными видами связи. Запишите их.
• Объясните расстановку знаков препинания в тексте. Какие правила пунктуации вам придётся при этом повторить?
2. Осложнённое списывание
АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РЫЛОВ.
«В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
В одном из первых залов Третьяковской галереи нас ждёт встреча с большой, чуть ли не в целый простенок, картиной. Перед ней останавливают(ть)ся все. Останавливаемся и мы. Всматриваемся но тут же забываем что это картина. Нам кажет(ть)ся что это не холст на котором наложе(н,нн)а масля(н,нн)ая краска а окно и оно распахнуто в просторный мир.
...Полоса (сине)зелёного моря. Свежий ветер поднимает мелкие волны и (кое)где они уже кудрявят(ть)ся пе(н,нн)ыми барашками; в сторону горизонта удаляет(ть)ся белый стройный корабль. Паруса его подняты, он полон стремительного движения, он мчит(ть)ся в (не)ведомые дали. (С)права в море врезает(ть)ся гряда рыжих утёсов.
Небо над морем беспокойное, синее, высокое, оно в крупных кучевых облаках, и по нему плывут громадные, могучие птицы. Легко и свободно парят они в прониза(н,нн)ом светом голубом просторе. Широче(н,нн)ый размах крыльев вытянутые шеи гордо посаже(н,нн)ые головы. Птицы так свободно летят над водой так упое(н,нн)о купают(ть)ся в свеж..м холодном воздухе что нам кажет(ть)ся: они хозяева всех стихий, для них созда(н,нн)ы и море и солнце и попутный ветер.
Вздыхают снизу (сине)зелёные тяж..лые воды океана лёгкая рябь волнует их; и всё что мы видим на картине полно движения счас..ливого радос..ного и мощного.
Мы стоим перед картиной (долго)долго потому что не в силах покинуть прониза(н,нн)ый солнцем простор; наконец медле(н,нн)о уходим но оборачиваемся что(бы) ещ.. раз хлебнуть соле(н,нн)ого ветра услышать над собою шелест могучих крыл проводить взглядом парусник убегающий за горизонт что(бы) ещ.. раз заглянуть в окно распахнутое перед нами художником.
(По В. Смирновой-Ракитиной)
Задание
• Сформулируйте основную мысль текста.
• Спишите, расставив пропущенные буквы и знаки препинания.
Составьте схемы сложных предложений с разными видами связи.
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)