Просмотр содержимого документа
«Занимательная стилистика»
КГУ «Основная школа села Русская Ивановка»
акимата Осакаровского района
Карагандинской области
Программа курса по выбору
(факультатив)
«Стилистика. Основы культуры речи»
8 класс
Составила:
учитель русского языка
и литературы
Жантемирова С.Ж.
2018г.
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед школой цель — формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества. Программа по русскому языку 5-9 классов ориентирована на овладение основными умениями и навыками орфографического и пунктуационного письма. Изучению же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко проникать в текст уделяется недостаточно внимания.
Практическое назначение предложенного курса «Стилистика. Основы культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Программа курса рассчитана на учащихся 8 класса. 34 часа(1 раз в неделю)
Предложенная программа призвана способствовать формированию общейкультуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных задач.
Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.
Задачи:
расширить знания о разделе «Стилистика», о понятиях «текст», «функциональные стили речи», «культура речи»;
дать основы стилистической грамотности;
формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог и др.;
воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;
совершенствовать речевую культуру;
способствовать овладению системойнорм русского литературного языка.
Результативность образовательной программы
1. Владение понятиями курса «Стилистика. Основы культуры речи»: функциональные стили речи, языковая и речевая нормы, коммуникативные качества и др. Оперируют названными понятиями, используют в речи. Выполнение практических заданий (устных и письменных).
2. Работа с текстом.
Анализ текста. Выявление речевых и языковых ошибок и недочетов с точки зрения нормы, логики, выразительности, уместности и др.
3. Владение основными приемами конструирования (создания) текста.
Создание (составление) текста заданной стилистической направленности (первичное). Создание (конструирование) документа, статьи (эссе) и др.
Культура устной и письменной речи.
Соблюдают эстетические нормы поведения, общения, овладевают культурой речи в общении. Стилистический эксперимент (ролевая игра).
Содержание курса
Курс рассчитан на 34 часа – в неделю 1 час
1.Введение. Понятие о культуре речи и стилистике. 4 часа
Культура речи. Стилистика. Правильная речь. Литературный язык — основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.
Форма подведения итогов: анализ текста (правильность, нормативность).
2.Культура речи и формы существования русского языка. 21час
Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация — закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языковой норме. Виды норм (языковая и речевая).
Форма подведения итогов: анализ текста (выявление ненормативных и речевых недочетов и ошибок).
Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом (ознакомительный анализ, создание вторичного текста, тезисов, составление конспектов, развернутого плана и т.п.). Организуются наблюдения над речью, определяются элементы текстов разной стилистической направленности, особенности стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом (например, для конструирования стандартного документа), выявляются основные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала ученики анализируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами как редакторы (определяют языковые иречевые недочеты, ошибки, анализируют текстовый материал с точки зрения логики, точности словоупотребления, благозвучия, уместности речевых оборотов и др.). Формы и методы работы:
наблюдение;
анализ;
проектная деятельность;
оппонирование и защита (первичный опыт);
совершенствование (редактирование по образцу исамостоятельно);
творческие работы (сочинение, эссе и др.)
Результативность образовательной программы
1. Владение понятиями курса «Стилистика. Основы культуры речи»: функциональные стили речи, языковая и речевая нормы, коммуникативные качества и др. Оперируют названными понятиями, используют в речи. Выполнение практических заданий (устных и письменных).
2. Работа с текстом.
Анализ текста. Выявление речевых и языковых ошибок и недочетов с точки зрения нормы, логики, выразительности, уместности и др.
3. Владение основными приемами конструирования (создания) текста.
Создание (составление) текста заданной стилистической направленности (первичное). Создание (конструирование) документа, статьи (эссе) и др.
Культура устной и письменной речи.
Соблюдают эстетические нормы поведения, общения, овладевают культурой речи в общении. Стилистический эксперимент (ролевая игра).
Уровни результативности курса
Низкий (репродуктивный): умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные особенности;
Умение выделять ненормированную речь; определять стилистическую окраску слов ( диалекты, просторечие, жаргонизмы и др.); умение различать книжную и разговорную лексику
Средний (стандартный): Составление текста по образцу (алгоритму).
Умение различать языковую и речевую нормы.
Владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста.
Высокий (творческий): Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов
Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата
Примечание
1
Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике.
1
Разбираться в лингвистических терминах
2
Что это такое правильная речь? Качества хорошейречи.
1
Знать качества хорошей речи
3-4
Наблюдаем, замечаем,оцениванием...
2
Уметь оценить текст с точки зрения правильности и нормативности
5
Понятие о литературном языке. Составляющие литературного языка. Литературный язык — основа культуры речи.
1
Знать составляющие литературного языка
6
Функциональные стили русского литературного языка.
1
Знать отличительные черты стилей речи
7
Язык документов
1
Уметь отличать тексты официально-делового стиля
8
Составление текстов официально-делового стиля
1
Навыки создания текста данной стилистической направленности
9
Публицистика
1
Уметь отличать тексты
публицистического стиля
10
Анализ текста публицистического стиля
1
Знать отличительные особенности текстов публицистического стиля
11
Язык науки
1
Уметь отличать тексты научного стиля
12
Разговорный стиль
1
Уметь отличать
13
Язык художественной литературы
1
Уметь отличать тексты
художественного стиля речи
14
Виды норм. Языковая и речевая нормы.
1
Разбираться в лингвистических терминах и понятиях
15
Орфоэпические нормы Акцентологическая норма.
1
Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Знать правильное произношение слов в объёме 8 класса
16
Лексические нормы.
1
Разбираться в лингвистических терминах и понятиях
17
Грамматическая норма.
1
Уметь различать морфологические и синтаксические нормы
18
Практическая работапо теме «Норма».
1
Показать уровень владения нормами русского языка
19
Диалект— говор. Диалектизмы.
1
Знать основные говоры, их отличительные признаки
20
Жаргон ижаргонизмы.
1
Уметь находить жаргонизмы, знать историю их возникновения
21
Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности.
1
Уметь находить просторечные слова в тексте. Знать об их роли в тексте
22
Лексика — самая подвижная часть языка. Активная лексика Пассивная лексика.
1
Разбираться в лингвистических терминах и понятиях
23
Демократизация или обеднение современных языка и речи?
1
Уметь наблюдать за изменением языка
24-25
Лексическая сочетаемость. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости.