kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательная стилистика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа курса по выбору. для 8 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная стилистика»


КГУ «Основная школа села Русская Ивановка»

акимата Осакаровского района

Карагандинской области






Программа курса по выбору

(факультатив)

«Стилистика. Основы культуры речи»

8 класс










Составила:

учитель русского языка

и литературы

Жантемирова С.Ж.



2018г.





Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой цель — формирование и развитие умений и навыков обучающих­ся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стили­стики и культуры речи диктуется соци­альной значимостью, практическими потребностями общества. Программа по русскому языку 5-9 классов ори­ентирована на овладение основными умениями и навыками орфографическо­го и пунктуационного письма. Изуче­нию же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко прони­кать в текст уделяется недостаточно внимания.

Практическое назначение предложен­ного курса «Стилистика. Основы культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются уме­ния и навыки, востребованные за пре­делами школьной программы. Програм­ма курса рассчитана на учащихся 8 класса. 34 часа(1 раз в неделю)

Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры лично­сти и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые спо­собствуют эффективному решению ком­муникативных задач.

Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой ком­петенции посредством овладения функ­циональными стилями речи.

Задачи:

  • расширить знания о разделе «Стили­стика», о понятиях «текст», «функцио­нальные стили речи», «культура речи»;

  • дать основы стилистической грамот­ности;

  • формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, вы­являть и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог и др.;

  • воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;

  • совершенствовать речевую культуру;

  • способствовать овладению системой норм русского литературного языка.
















Результативность образовательной программы

1. Владение понятиями кур­са «Стилистика. Основы культуры речи»: функ­циональные стили речи, языковая и речевая нор­мы, коммуникативные ка­чества и др. Оперируют названны­ми понятиями, ис­пользуют в речи. Выполнение практи­ческих заданий (уст­ных и письменных).

2. Работа с текстом.

Анализ текста. Выявление речевых и языковых ошибок и не­дочетов с точки зрения нормы, логики, вырази­тельности, уместности и др.

3. Владение основными при­емами конструирования (создания) текста.

Создание (составле­ние) текста заданной стилистической на­правленности (пер­вичное). Создание (конструиро­вание) документа, ста­тьи (эссе) и др.

Культура устной и пись­менной речи.

Соблюдают эстетиче­ские нормы поведе­ния, общения, овла­девают культурой речи в общении. Стилистический экспе­римент (ролевая игра).




Содержание курса


Курс рассчитан на 34 часа – в неделю 1 час

1. Введение. Понятие о культуре речи и стилистике. 4 часа

Культура речи. Стилистика. Правиль­ная речь. Литературный язык — основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.

Форма подведения итогов: анализ тек­ста (правильность, нормативность).

2. Культура речи и формы суще­ствования русского языка. 21час

Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация — закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языко­вой норме. Виды норм (языковая и ре­чевая).

Форма подведения итогов: анализ тек­ста (выявление ненормативных и рече­вых недочетов и ошибок).

3. Секреты стилистики. 9часов

Лексическая сочетаемость. Тавтоло­гия. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность.










В результате усвоения программы обучающиеся должны

знать:

  • основные понятия курса, предмет­ную терминологию;

  • основные функциональные стили речи;

  • виды языковой и речевой норм:

  • основные приемы анализа текста с позиций курса «Стилистика.Основы культуры речи»;

уметь:

  • выявлять речевые и языковые ошиб­ки и недочеты в тексте;

  • различать тексты разных жанров;

  • составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.


Методическое обеспечение (фор­мы, методы, работы)

Большое место отводится разнообраз­ным видам самостоятельной работы: ра­бота с текстом (ознакомительный ана­лиз, создание вторичного текста, тези­сов, составление конспектов, разверну­того плана и т.п.). Организуются на­блюдения над речью, определяются эле­менты текстов разной стилистической направленности, особенности стилисти­ческой разновидности окраски слов, со­здаются алгоритмы работы с текстом (например, для конструирования стан­дартного документа), выявляются ос­новные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением тео­ретического материала ученики анали­зируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами как ре­дакторы (определяют языковые и рече­вые недочеты, ошибки, анализируют текстовый материал с точки зрения ло­гики, точности словоупотребления, бла­гозвучия, уместности речевых оборотов и др.). Формы и методы работы:

  • наблюдение;

  • анализ;

  • проектная деятельность;

  • оппонирование и защита (первичный опыт);

  • совершенствование (редактирование по образцу и самостоятельно);

  • творческие работы (сочинение, эссе и др.)













Результативность образовательной программы

1. Владение понятиями кур­са «Стилистика. Основы культуры речи»: функ­циональные стили речи, языковая и речевая нор­мы, коммуникативные ка­чества и др. Оперируют названны­ми понятиями, ис­пользуют в речи. Выполнение практи­ческих заданий (уст­ных и письменных).

2. Работа с текстом.

Анализ текста. Выявление речевых и языковых ошибок и не­дочетов с точки зрения нормы, логики, вырази­тельности, уместности и др.

3. Владение основными при­емами конструирования (создания) текста.

Создание (составле­ние) текста заданной стилистической на­правленности (пер­вичное). Создание (конструиро­вание) документа, ста­тьи (эссе) и др.

Культура устной и пись­менной речи.

Соблюдают эстетиче­ские нормы поведе­ния, общения, овла­девают культурой речи в общении. Стилистический экспе­римент (ролевая игра).

Уровни результативности курса

Низкий (репродуктивный): умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные особенности;

Умение выделять ненормированную речь; определять стилистическую окраску слов ( диалекты, просторечие, жаргонизмы и др.); умение различать книжную и разговорную лексику

Средний (стан­дартный): Составление текста по образцу (алгоритму).

Умение различать языковую и речевую нормы.

Владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста.

Высокий (творческий): Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов

Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Примечание

1

Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике.

1

Разбираться в лингвистических терминах



2

Что это такое правильная речь? Качества хорошей речи.

1

Знать качества хорошей речи



3-4

Наблюдаем, замечаем, оцениванием...

2

Уметь оценить текст с точки зрения правильности и нормативности



5

Понятие о литературном языке. Составляющие литературного языка. Литературный язык — основа культуры речи.

1

Знать составляющие литературного языка



6

Функциональные стили русского литературного языка.

1

Знать отличительные черты стилей речи



7

Язык документов

1

Уметь отличать тексты официально-делового стиля



8

Составление текстов официально-делового стиля

1

Навыки создания текста данной стилистической направленности



9

Публицистика

1

Уметь отличать тексты

публицистического стиля



10

Анализ текста публицистического стиля

1

Знать отличительные особенности текстов публицистического стиля



11

Язык науки

1

Уметь отличать тексты научного стиля



12

Разговорный стиль

1

Уметь отличать



13

Язык художественной литературы

1

Уметь отличать тексты

художественного стиля речи



14

Виды норм. Языковая и речевая нормы.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях



15

Орфоэпические нормы Акцентологическая норма.

1

Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Знать правильное произношение слов в объёме 8 класса



16

Лексические нормы.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях



17

Грамматическая норма.

1

Уметь различать морфологические и синтаксические нормы



18

Практическая работа по теме «Норма».

1

Показать уровень владения нормами русского языка



19

Диалект — говор. Диалектизмы.

1

Знать основные говоры, их отличительные признаки



20

Жаргон и жаргонизмы.

1

Уметь находить жаргонизмы, знать историю их возникновения



21

Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности.

1

Уметь находить просторечные слова в тексте. Знать об их роли в тексте



22

Лексика — самая подвижная часть языка. Активная лексика Пассивная лексика.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях



23

Демократизация или обеднение современных языка и речи?

1

Уметь наблюдать за изменением языка



24-25

Лексическая сочетаемость. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости.

2

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



26.

Тавтология и точность речи. Тавтология и чистота речи.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



27.

Смысловая неточность.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



28.

Практическая работа

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



29.

Плеоназмы и чистота речи. Плеоназмы и точность речи.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



30

Что такое «речевая избыточность»?

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



31

Речевая недостаточность, паронимы.

1

Уметь отличать паронимы от омонимов



32

Ошибки в стилистической оценке слов. Ошибки в сочетаемости слов. Речевая недостаточность и эффективность общения.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



33

Практическая работа на тему «Речевая недостаточность».

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



34

Подведение итогов

1

Самооценка

































Перечень учебно-методического обеспечения


Методические и учебные пособия

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.

2. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл. - М., 1996.

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр.-  М.: Рольф, 2001.

Дидактический материал

1. Полежаева Е.А. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. 8 класс. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, 384с.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2005, 96 с.




Список литературы


Литература, использованная при подготовке программы:


1. Формановская Н. И. Культура об­щения и речевой этикет. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания

вместе с деть­ми. - М., 2002.


Литература, рекомендованная для учащихся:


1. Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные

материалы по русскому языку. Путешествие второе.

– М.: Дрофа, 2005, 159 с.

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. Для учащихся. М.

: просвещение. 1991, 96 с.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секре­ты стилистики.

Правила хорошей речи. -М., 1996.

4. Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М, 1990.


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занимательная стилистика

Автор: Жантемирова Саулеш Жанузаковна

Дата: 01.06.2018

Номер свидетельства: 471864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Информационно -компьютерные технологии на уроках ДШИ "
    ["seo_title"] => string(60) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "237660"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства