kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательная стилистика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа курса по выбору. для 8 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Занимательная стилистика»


КГУ «Основная школа села Русская Ивановка»

акимата Осакаровского района

Карагандинской области






Программа курса по выбору

(факультатив)

«Стилистика. Основы культуры речи»

8 класс










Составила:

учитель русского языка

и литературы

Жантемирова С.Ж.



2018г.





Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой цель — формирование и развитие умений и навыков обучающих­ся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стили­стики и культуры речи диктуется соци­альной значимостью, практическими потребностями общества. Программа по русскому языку 5-9 классов ори­ентирована на овладение основными умениями и навыками орфографическо­го и пунктуационного письма. Изуче­нию же основ стилистики и культуры речи, а также умению глубоко прони­кать в текст уделяется недостаточно внимания.

Практическое назначение предложен­ного курса «Стилистика. Основы культуры речи» является приоритетным, так как у обучающихся формируются уме­ния и навыки, востребованные за пре­делами школьной программы. Програм­ма курса рассчитана на учащихся 8 класса. 34 часа(1 раз в неделю)

Предложенная программа призвана способствовать формированию общей культуры лично­сти и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые спо­собствуют эффективному решению ком­муникативных задач.

Цель: развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой ком­петенции посредством овладения функ­циональными стилями речи.

Задачи:

  • расширить знания о разделе «Стили­стика», о понятиях «текст», «функцио­нальные стили речи», «культура речи»;

  • дать основы стилистической грамот­ности;

  • формировать умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, вы­являть и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог и др.;

  • воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;

  • совершенствовать речевую культуру;

  • способствовать овладению системой норм русского литературного языка.
















Результативность образовательной программы

1. Владение понятиями кур­са «Стилистика. Основы культуры речи»: функ­циональные стили речи, языковая и речевая нор­мы, коммуникативные ка­чества и др. Оперируют названны­ми понятиями, ис­пользуют в речи. Выполнение практи­ческих заданий (уст­ных и письменных).

2. Работа с текстом.

Анализ текста. Выявление речевых и языковых ошибок и не­дочетов с точки зрения нормы, логики, вырази­тельности, уместности и др.

3. Владение основными при­емами конструирования (создания) текста.

Создание (составле­ние) текста заданной стилистической на­правленности (пер­вичное). Создание (конструиро­вание) документа, ста­тьи (эссе) и др.

Культура устной и пись­менной речи.

Соблюдают эстетиче­ские нормы поведе­ния, общения, овла­девают культурой речи в общении. Стилистический экспе­римент (ролевая игра).




Содержание курса


Курс рассчитан на 34 часа – в неделю 1 час

1. Введение. Понятие о культуре речи и стилистике. 4 часа

Культура речи. Стилистика. Правиль­ная речь. Литературный язык — основа культуры речи. Пять функциональных стилей современного литературного языка.

Форма подведения итогов: анализ тек­ста (правильность, нормативность).

2. Культура речи и формы суще­ствования русского языка. 21час

Диалекты. Жаргоны. Просторечие. Кодификация — закрепление языковых норм в грамматике. Понятие о языко­вой норме. Виды норм (языковая и ре­чевая).

Форма подведения итогов: анализ тек­ста (выявление ненормативных и рече­вых недочетов и ошибок).

3. Секреты стилистики. 9часов

Лексическая сочетаемость. Тавтоло­гия. Плеоназмы. Речевая избыточность. Речевая недостаточность.










В результате усвоения программы обучающиеся должны

знать:

  • основные понятия курса, предмет­ную терминологию;

  • основные функциональные стили речи;

  • виды языковой и речевой норм:

  • основные приемы анализа текста с позиций курса «Стилистика.Основы культуры речи»;

уметь:

  • выявлять речевые и языковые ошиб­ки и недочеты в тексте;

  • различать тексты разных жанров;

  • составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.


Методическое обеспечение (фор­мы, методы, работы)

Большое место отводится разнообраз­ным видам самостоятельной работы: ра­бота с текстом (ознакомительный ана­лиз, создание вторичного текста, тези­сов, составление конспектов, разверну­того плана и т.п.). Организуются на­блюдения над речью, определяются эле­менты текстов разной стилистической направленности, особенности стилисти­ческой разновидности окраски слов, со­здаются алгоритмы работы с текстом (например, для конструирования стан­дартного документа), выявляются ос­новные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением тео­ретического материала ученики анали­зируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами как ре­дакторы (определяют языковые и рече­вые недочеты, ошибки, анализируют текстовый материал с точки зрения ло­гики, точности словоупотребления, бла­гозвучия, уместности речевых оборотов и др.). Формы и методы работы:

  • наблюдение;

  • анализ;

  • проектная деятельность;

  • оппонирование и защита (первичный опыт);

  • совершенствование (редактирование по образцу и самостоятельно);

  • творческие работы (сочинение, эссе и др.)













Результативность образовательной программы

1. Владение понятиями кур­са «Стилистика. Основы культуры речи»: функ­циональные стили речи, языковая и речевая нор­мы, коммуникативные ка­чества и др. Оперируют названны­ми понятиями, ис­пользуют в речи. Выполнение практи­ческих заданий (уст­ных и письменных).

2. Работа с текстом.

Анализ текста. Выявление речевых и языковых ошибок и не­дочетов с точки зрения нормы, логики, вырази­тельности, уместности и др.

3. Владение основными при­емами конструирования (создания) текста.

Создание (составле­ние) текста заданной стилистической на­правленности (пер­вичное). Создание (конструиро­вание) документа, ста­тьи (эссе) и др.

Культура устной и пись­менной речи.

Соблюдают эстетиче­ские нормы поведе­ния, общения, овла­девают культурой речи в общении. Стилистический экспе­римент (ролевая игра).

Уровни результативности курса

Низкий (репродуктивный): умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные особенности;

Умение выделять ненормированную речь; определять стилистическую окраску слов ( диалекты, просторечие, жаргонизмы и др.); умение различать книжную и разговорную лексику

Средний (стан­дартный): Составление текста по образцу (алгоритму).

Умение различать языковую и речевую нормы.

Владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста.

Высокий (творческий): Оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов

Анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Примечание

1

Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике.

1

Разбираться в лингвистических терминах



2

Что это такое правильная речь? Качества хорошей речи.

1

Знать качества хорошей речи



3-4

Наблюдаем, замечаем, оцениванием...

2

Уметь оценить текст с точки зрения правильности и нормативности



5

Понятие о литературном языке. Составляющие литературного языка. Литературный язык — основа культуры речи.

1

Знать составляющие литературного языка



6

Функциональные стили русского литературного языка.

1

Знать отличительные черты стилей речи



7

Язык документов

1

Уметь отличать тексты официально-делового стиля



8

Составление текстов официально-делового стиля

1

Навыки создания текста данной стилистической направленности



9

Публицистика

1

Уметь отличать тексты

публицистического стиля



10

Анализ текста публицистического стиля

1

Знать отличительные особенности текстов публицистического стиля



11

Язык науки

1

Уметь отличать тексты научного стиля



12

Разговорный стиль

1

Уметь отличать



13

Язык художественной литературы

1

Уметь отличать тексты

художественного стиля речи



14

Виды норм. Языковая и речевая нормы.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях



15

Орфоэпические нормы Акцентологическая норма.

1

Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Знать правильное произношение слов в объёме 8 класса



16

Лексические нормы.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях



17

Грамматическая норма.

1

Уметь различать морфологические и синтаксические нормы



18

Практическая работа по теме «Норма».

1

Показать уровень владения нормами русского языка



19

Диалект — говор. Диалектизмы.

1

Знать основные говоры, их отличительные признаки



20

Жаргон и жаргонизмы.

1

Уметь находить жаргонизмы, знать историю их возникновения



21

Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности.

1

Уметь находить просторечные слова в тексте. Знать об их роли в тексте



22

Лексика — самая подвижная часть языка. Активная лексика Пассивная лексика.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях



23

Демократизация или обеднение современных языка и речи?

1

Уметь наблюдать за изменением языка



24-25

Лексическая сочетаемость. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости.

2

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



26.

Тавтология и точность речи. Тавтология и чистота речи.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



27.

Смысловая неточность.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



28.

Практическая работа

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



29.

Плеоназмы и чистота речи. Плеоназмы и точность речи.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



30

Что такое «речевая избыточность»?

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



31

Речевая недостаточность, паронимы.

1

Уметь отличать паронимы от омонимов



32

Ошибки в стилистической оценке слов. Ошибки в сочетаемости слов. Речевая недостаточность и эффективность общения.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



33

Практическая работа на тему «Речевая недостаточность».

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами



34

Подведение итогов

1

Самооценка

































Перечень учебно-методического обеспечения


Методические и учебные пособия

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.

2. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл. - М., 1996.

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр.-  М.: Рольф, 2001.

Дидактический материал

1. Полежаева Е.А. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. 8 класс. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003, 384с.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2005, 96 с.




Список литературы


Литература, использованная при подготовке программы:


1. Формановская Н. И. Культура об­щения и речевой этикет. - М., 2002.

2.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания

вместе с деть­ми. - М., 2002.


Литература, рекомендованная для учащихся:


1. Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные

материалы по русскому языку. Путешествие второе.

– М.: Дрофа, 2005, 159 с.

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. Для учащихся. М.

: просвещение. 1991, 96 с.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секре­ты стилистики.

Правила хорошей речи. -М., 1996.

4. Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М, 1990.


10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занимательная стилистика

Автор: Жантемирова Саулеш Жанузаковна

Дата: 01.06.2018

Номер свидетельства: 471864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Информационно -компьютерные технологии на уроках ДШИ "
    ["seo_title"] => string(60) "informatsionno-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "237660"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364795"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства