извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.
Этапы урока | Ход урока | |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. | Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в ходе выполнения различных видов работ |
II. Тренировочный словарный диктант. | Баянист, гитара, пианино, безвкусица, рассчитать, расчёт, бессчётный, пренебрегать, приключение, дилижанс, температура, здесь, здание, здоровье, экзамен, исполинский. | |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Блиц - опрос. – Запишите только недостающие слова. – Морфемы, которые входят в основу, – это … (приставка, корень, суффикс). – Суффиксы, которые изменяют лексическое значение слова, называются … (словообразующими). – Одинаковые суффиксы, имеющие совершенно разное значение, являются … (омонимичными). – Суффиксы тель, чик, ист, ник, имеющие одно значение, являются … (синонимичными). – Суффиксы, которые выражают только грамматическое значение, называются … (формообразующими). – Формообразующими являются суффиксы …. (ть, ти, л). Результаты сравниваются с образцом (недостающие слова представлены на слайде, доске). 2. Проверка домашнего задания. – Прочитайте из домашнего упражнения группы слов, которые у вас получились. – Что общего у всех этих слов? – Почему они оказались в разных группах? – Как называются суффиксы, которые вы выделили в разных группах слов? (Омонимичными.) | |
IV. Формулирование темы и цели урока. | 1. – Определите по схемам, какова будет тема урока. Учащимся предлагаются опорные схемы Тема: Способы образования слов. 2. Далее ученики анализируют материал в учебнике после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§19). Лучше, если материал будет вынесен на доску или показан с помощью презентации. После выявления признака деления (есть приставка, нет приставки) и устной группировки слов учащимися на слайде по клику мыши появляются две группы слов: 1) отбежать, приходить, сверхмодный, допеть, несмелый; 2) волчонок, писатель, артистка, хитрющий, домик. Если ученикам сложно назвать основание деления слов на две группы, можно наблюдение начинать сразу с этих двух групп. Далее ученики определяют способ образования слов, ориентируясь на те схемы, которые были представлены на доске на этапе формулировки темы: 1я группа – приставочный, 2я группа – суффиксальный. При ответе на вопрос, к какой из групп отнести слова выключатель, погрузчик, подарок, ученики испытывают затруднение, так как в приведённых словах есть и приставки, и суффиксы. Примечание. Возможно, ученики назовут третью группу и укажут приставочносуффиксальный способ. Учитель это пока оставляет без комментария, но после открытия новых знаний следует к этому вопросу вернуться, так как в словах выключатель, погрузчик, подарок представлен не приставочносуффиксальный, а суффиксальный способ образования. Далее ученики формулируют цель урока и сравнивают свой вариант с формулировкой в учебнике в разделе «Проблемные вопросы урока». | Извлекать информацию, представленную в разных формах (схемы). 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. |
V. Углубление изученного и открытие новых знаний. | 1. Упр. 189 – наблюдение над словами, имеющими в составе приставки и суффиксы. Работу лучше проводить в группах по учебнику. Важно сразу предупредить учеников, чтобы производящую основу они находили с помощью толкования и записывали её строго под производной. Ученики делают свои выводы о способах образования в каждом столбике (они разные: в 1м столбике – суффиксальный, а во 2м – приставочносуффиксальный). Если в группах сделаны разные выводы, то ответить на вопрос поможет информация в рамке после упражнения. 2. Чтение информации в рамке о способах образования слов и алгоритме установления способа образования, о словообразовании как разделе языкознания. – Какими способами могут образовываться слова в русском языке? – Как определить способ словообразования? – Что такое словообразование? Что изучает словообразование? – А что изучает морфемика? Какая между ними связь? – Ответьте на вопрос: как же образованы слова выключатель, погрузчик, подарок, которые вы анализировали в группах? (Суффиксальным способом: выключатель – предмет, с помощью которого выключают (от глагола выключать), погрузчик – предмет, которым можно погрузить чтото, подарок – то, что подарили (от глагола подарить); во всех производящих глаголах сохраняется приставка, это ближайшие к данным однокоренные слова.) – Что провоцирует ошибку? (Приставка.) – Как же избежать подобной ошибки? (Нужно толковать лексическое значение слова, искать ближайшее однокоренное слово.) | Анализировать, сравнивать, обобщать. 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Развитие учебноязыковых, речевых и правописных умений. | Выполнение упражнений. Упр. 190 – развивается умение находить глаголы, образованные приставочным способом, классифицировать орфограммы в приставках и графически обозначать условия выбора орфограмм. Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой: проходит, приходит, сходит, всходит, обходит. – Сколько слов вы выписали? А сколько видов орфограмм обозначили? (Три: 1. «Буквы гласных и согласных в приставках (неизменяемые)». 2. «Буквы е, и в приставках пре, при». 3. «Буквы з и с на конце приставок».) Упр. 191 – развивается умение вычитывать информацию из текста, интерпретировать её; пробуждается чувство языка на основе выявления смысловых оттенков, вносимых приставками в значение детских неологизмов. Выполняется устно с комментированием. Глагол с орфограммой выписывается в тетрадь. Упр. 192 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Выполняется в парах по образцу. Проверка коллективная. | 1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. 2. Развитие интереса к языку и чувства языка. 3. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями. Коммуникативные навыки 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка. 3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
VII. Итог урока. | – Задайте вопросы по теме урока. (Вопросы могут быть от одного ряда другому.) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VIII. Домашнее задание. | 1. Составить вопросный план к двум текстам в рамке 2. Подобрать по два слова, образованные разными способами. | |