МБОУ СОШ №60
Внеурочное занятие
по русскому языку
Тема: Фразеологические обороты или фразеологизмы.
Составитель: Сюрко Ольга Петровна
учитель начальных классов
Тема: Фразеологические обороты или фразеологизмы.
Цель: Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, научить правильно употреблять фразеологизмы в речи.
Задачи :
обучающая:
- расширить знания учащихся по теме «Использование фразеологизмов».
развивающая:
- развитие речевой и мыслительной деятельности; готовности к речевому взаиморазвитию и взаимопониманию.
- обогащение активного словаря учащихся.
воспитательная:
- создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета.
- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией.
Оборудование : проектор, презентация, фразеологические словари, конверты с заданиями, карточки.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы русский язык познать,
Нужно серьёзно его изучать.
II Сообщение темы, настрой на работу
Чтобы узнать тему нашего занятия прослушайте следующую ситуацию
. Мальчик услышал, что пришедшая в гости пожилая женщина, собаку съела в каком – то деле. Он испугался и спрятал от неё свою собаку.
-Что вызвало вашу улыбку?
-Почему ребёнок не понял взрослых?
-Какое выражение он не понял?
Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня?
(об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)
На доске открывается тема занятия.
Тема: Фразеологизмы
-Как вы думаете, что мы должны узнать на сегодняшнем занятии?
(Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.)
(Украшают ли фразеологизмы нашу речь?)
(Нужны ли они и когда их уместно употреблять?)
III.Объяснение нового материала.
-На сегодняшнем занятии вы также откроете для себя большое количество неизвестных вам прежде фразеологизмов. А поможет нам в этом стихотворение о нерадивом ученике.
(чтение ребенком стихотворения)
-Что вас рассмешило?( образные выражения)
-Можно ли при толковании этих выражений отталкиваться от каждого слова в отдельности?
-Что мы называем фразеологизмами? слайд
Вывод: Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов.
слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.
Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
-Послушаем как звучит это понятие в словаре Ожегова. (работа со словарём)
«Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением» - С.И. Ожегов.
Работа с карточками.
-У вас на столе лежит карточка со стихотворением, ребята, замените каждое выражение одним словом, синонимом.
-Что получилось?
Глеб у доски расстроился, стесняется.
Он в этот час, как говорится, стыдится,
О чём же думал он вчера,
Когда бездельничал?
-Изменился ли смысл выражений?
-А какие вам нравятся больше? Почему?(более яркие и эмоциональные)
-Какова же роль фразеологизмов в нашей речи? слайд
Фразеологизмы – это средства
выразительности языка.
IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
1.Сценка.
-Ребята, а вы в своей речи используете фразеологизмы?
Давайте посмотрим инсценировку и попробуем объяснить ситуацию.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
-Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
-Ага, сейчас! Держи карман шире!
Тут подбежал к ребятам дежурный.
-Вы чего кричите на всю Ивановскую?
А они ему:
-Это всё он! Свинью мне подложил и всё с него как с гуся вода!
А второй ему в ответ:
-Хватит лить колокола, тоже мне сирота казанская!
-А дежурный как закричит:
-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.
-Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки!
- А вот какие.
1. Где раки зимуют?
2. Держи карман шире!
3. Кричать на всю Ивановскую.
4. Свинью подложить.
5. Как с гуся вода!
6.Лить колокола.
7. Сирота казанская!
2.Групповая работа
Капитаны команд получают конверт с заданием и садятся на места.
-Каждой команде необходимо, разгадать «свою загадку», пользуясь фразеологическим словарём, выбрать из множества иллюстраций подходящую, наклеить на неё полученную карточку с фразеологизмом выйти к доске и объяснить значение фразеологизма и его происхождение.
Каждая работа, после презентации, крепится на лист ватмана.
В результате получается газета «В мире фразеологизмов».
3.Игра «Доскажи словечко»
Каждой группе по - очереди читается задание, на которое они очень быстро должны дать пояснение.
-Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)
-Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ...(вянут)
-С виду мы не очень схожи
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь…(водой)!
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк…
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили…(ноги)
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя…(рукава)
Другой – засучив …(рукава)
Как это принято у змей, Кусают за ногу гадюки, А потому при встрече с ней
Берите ноги в …. (руки)
Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино сходить уже пора
Только я хотел уж собираться,
Как ему взбрело … (на ум) купаться
По дороге передумал он,
Потащил меня на стадион.
- Что ты, - закричал я, -
В самом деле!
У тебя семь … (пятниц на неделе).
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых… (рукавицах)
4.Конкурс «Фразеологический зверинец».
Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.
Голоден как... волк. Нем как... рыба.
Хитер как... лиса. Грязный как ... свинья.
Труслив как ... заяц. Упрям как ... осел.
Здоров как… бык. Болтлив как... сорока.
Изворотлив как... уж. Колюч как... ёж.
V. Итог
-Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно, так для чего они нам нужны?
(слайд)
ВЫВОД.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
( Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.)
-Чему мы научились на сегодняшнем занятии? К каким словарям мы обращались за помощью?(Работа с выставкой фразеологических словарей).
-Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
VI. Домашнее задание.
Выбрать в словаре фразеологизм, нарисовать к нему иллюстрацию.
Спасибо за работу! (включается песня «Крылатые выражения» )